АРТ - ПЕРСОНА МЕСЯЦА
Alexandra Otieva
Александра Отиева родилась в городе, расположенном на берегу великой и одной из самых живописных рек России — реке Волга, в г. Саратове. В свои 35 Александра зарекомендовала себя как опытный художник, пишущий картины в чувственной манере. Проведя всю свою юность в мастерских акварелистов союза художников, являлась самым молодым художником на совместных выставках. Творческий период длится более 15 лет, в течении этого времени ее картины выставлялись и выставляются в различных галереях в России и во Франции. Ее портфолио насчитывает более 200 работ. Некоторые из работ заняли достойное место в частных коллекциях Санкт-Петербурга, Москвы, Саратова, Лондона, Монако, Ниццы, Парижа, Бостона, Монтрё и Женевы, а также в Испании.
Вы неоднократно говорили о том, что увлекаетесь живописью с детства. Помните ли Вы момент, когда Вас заинтересовала живопись и Вы поняли, что хотите связать с ней свою жизнь?
Как только родители дали мне в руки цветные карандаши, рисование стало моим любимым занятием. Мама говорит, что в самом раннем детстве я рисовала перевернутые изображения, потом все встало на свои места. Обычно редко что запоминается в таком маленьком возрасте, но у меня отпечатались в памяти картинки, которые я рисовала.
Не скажу точно, когда, но, думаю, чуть в более осознанном возрасте, в детском саду, я уже знала, что хочу стать художником и рисовать так, чтобы мои картины можно было оформить в рамы и повесить на стены.
Моим первым учителем по рисунку был папа, который профессионально занимался чеканкой и был самым строгим критиком моих работ.
Почему остановились на акварели, а не на графике?
Я всегда писала акварелью, она привлекла меня своей прозрачностью и эффектами, которые можно получить. Остаюсь ей верна до сих пор. Акварель всегда недооценивали по сравнению, например, с масляными работами, хотя техника акварели по-мокрому считается одной из самых сложных и даёт неограниченную палитру для самовыражения.
В одном интервью Вы сказали, что Вас всегда вдохновляли полотна импрессионистов. Есть ли у Вас любимые художники из других эпох? Какие и почему?
Импрессионисты всегда были моими излюбленными художниками. Манера живописи, особое наложение красок при создании воздуха и пространства, как на полотнах Моне, Сислей, экспрессия стихии как у Тёрнера, романтизм как у Дега и сочетание красок как у Ренуара. Их полотна вызывают трепет в моей душе и очень близки мне.
Я посещаю много мировых музеев, интересуюсь и наблюдаю за разными направлениями в искусстве, но у каждого свои предпочтения. Я с удовольствием посещаю выставки Шагала. Его картины пропитаны особой энергетикой! Окунаюсь в сюрреалистический мир Дали, что даёт разыграться воображению. Каждый художник настолько индивидуальный и интересен по-своему! Сложно назвать несколько имён и не обидеть, не упомянув других.
Многие ценители искусства порой не понимают соотношения цены-качества. Расскажите, в чём на Ваш взгляд заключается ценность Ваших полотен?
Цена-качество - вопрос многосложный, так как зависит от многих параметров: имени художника, котировки на аукционах, исключительностью работ, техники, востребованности и тд. Я живу и работаю в Европе, пишу в технике акварель по-мокрому, что является редкостью в Европе, из-за её сложности.
Что отличает мои работы? Я пишу на разных форматах, в том числе, создаю работы большого размера (например, картина Маки 2013 года имеет размер 67 на 102 см, а в раме эта картина имеет размеры 1 м на 1,5 м), что редко для такой техники. Выражаясь профессиональным языком художника, работу очень сложно "вытянуть" на больших форматах, так как бумага быстро сохнет.
Во всем мире, когда упоминаешь акварель, у человека создаются образы небольших картин в пастельных тонах. Взглянув на мои работы, вы увидите море экспрессии, цвета. У меня свой стиль, что делает работы узнаваемыми.
С возрастающей известностью автора работы приобретают бóльшую ценность из года в год.
Есть ли среди Ваших полотен работа, отличающаяся особо интересной историей создания?
Все работы навеяны впечатлениями от путешествий, природы, людей.
Есть наверное одна, которая особо долго созревала в моей голове. Это картина "Самовар". Переехав жить в Европу, как и все эмигранты я была подвержена ностальгии по России. На протяжении долгого времени мне хотелось написать самовар. Но не просто его изобразить, а передать то смешение чувств, что царило в моей душе. Я вынашивала эту идею около двух лет! Уже отчаявшись, я вдруг увидела его (самовар), в немного абстрактном изображении с отражением куполов русских церквей. Перенеся на бумагу, в голове прозвучало: "Вот она, Россия".
Чем уникальна техника, в которой Вы работаете?
Акварель по-мокрому - техника, заключающаяся в обильном смачивании листа водой с обеих сторон и нанесении красок за один сеанс. Она отражает моё стремление к динамичности штриха, цветовым эффектам, особой прозрачности и текучести изображаемого. Освоение техники требует времени и внимания художника, который точно должен знать степень напитанности бумаги водой (акварель и без того является водорастворимой краской), чтобы добиться нужного эффекта. Ведь ошибка в этом виде письма не подлежит исправлению.
Сколько времени у Вас уходит на создание одного полотна?
В среднем 4-5 часов непрерывной работы. Необходимо полностью окунуться в процесс создания. Требуется много терпения и вдохновения. Каждый раз, как будто в первый, - это challenge с самим собой.
В каком зрителе нуждаются Ваши произведения? И кто покупает Ваши работы чаще: русские или иностранцы?
Я бы перефразировала Ваш вопрос. Какие зрители нуждаются в моих работах? Как сейчас помню, первые работы, которые я продала, люди покупали, потому что картины затронули определённые чувства, вызвали воспоминания или эмоции. Это доставляет мне неописуемое счастье, что мои картины могут вызывать нечто подобное. Мои зрители - глубокие люди с чутким восприятием мира, эмоционально яркие, мечтатели и путешественники. Сложно сказать, кто больше покупает. И иностранцы, и русские. Наверное все же больше русские, хотя многие иностранцы восхищаются, но процесс приобретения для них более сложный.
Вы творите не только на холстах, но и переносите свои работы на ткань и фарфор. Вам приятнее создавать работу, зная, что она станет самостоятельным украшением интерьера или дополнит предметы декоративно-прикладного искусства и станет украшением одежды?
Когда я работаю над картиной, я никогда не думаю заранее, смогу ли я её использовать где-то ещё. Сами картины, каждая в отдельности, навеяли мне идеи создания фосфора или шёлка. Например, идея с фарфором родилась во сне. Мне приснился фарфор с конкретной картиной, выставленный в витрине одного из лучших отелей Парижа. Проснувшись, я не сразу поняла, случилось это уже на самом деле или это был только сон, и лишь спустя несколько минут я нашла эту идею гениальной. Шелковые платья с моими работами - уникальное решение подчеркнуть индивидуальность. Я с огромным удовольствием надеваю их для выходов в свет, и люди сразу узнают в них мои картины. Так же красиво мои картины смотрятся на шёлковых платках.
Был ли у Вас опыт самостоятельного создания пигментов?
Создание пигментов использовалось художниками раньше в основном для создания масляных красок. Я работаю только с питерской акварелью, которая предоставляет возможность смешивать краски для создания своих оттенков. Я не использую чистые цвета. В природе нет белого и черного цвета - это результат смешения других цветов. Открывая новую коробку красок, я сразу убираю эти два цвета. Например, если на картинах с русской зимой вы увидите снег, или букет белых ромашек, знайте, что белая краска не использовалась. Европейские акварели скучны ,так как дают вам огромное количество вариаций любого цвета (к примеру, пять оттенков фиолетового). И где же здесь оставить место творчеству для создания, предположим, сирени? Ведь процесс написания картины - это видение и создание оттенков.
Какой бы слоган подошёл под Ваши полотна?
"Жизнь прекрасна".
В чём заключается эксклюзивность Ваших работ в сопоставлении с другими акварелями?
Стиль, манера написания, большой формат и индивидуальность. В пейзажной серии декоративный эффект становится второстепенным. Здесь главенствует настроение, являющееся обязательной составляющей акварельного пейзажа. Нужно прочувствовать ту его особенность, которая придаёт работам неповторимое звучание. Квинтэссенцией моего ощущения является несколько практически абстрактных работ, полностью построенных на цветовых аккордах.
ОТЗЫВЫ
Граф Шереметьев Петр Петрович
Архитектор, меценат и общественный деятель. Председатель Российского музыкального общества в Париже и ректор Парижской русской консерватории имени Сергея Рахманинова. Председатель президиума Международного совета российских соотечественников.
"Я с большим интересом познакомился с творчеством художницы Александры Отиевой и весьма оценил ее стиль, живое выражение ее таланта. Эта художница показывает очень живую свежую работу! Красочно и элегантно!"
Ковальчук Андрей Николаевич
Российский скульптор, академик Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии РФ, председатель правления Союза художников России, член Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, член Президиума Совета при Президенте Российской Федерации, член Общественной платы Российской Федерации, председатель Комиссии по культуре, искусству, творческому и культурно-историческому наследию.
«В 2015 году Александра Отиева была удостоена престижной награды «Роза Монако». Это весьма символичный, хотя и промежуточный, итог пятнадцатилетней творческой деятельности французского автора c русской душой. Награда с поэтичным названием вполне соответствует характеру ее творчества. Александра упорно работает, руководствуясь собственными впечатлениями, фантазией и большими возможностями акварельной техники. Мир в акварелях Отиевой предстает светлым, полным красок и движения. Быстротечная, но великолепная жизнь цветов, воплощенная в ярких динамичных листах. Впечатления о путешествиях легли в основу пейзажей и неким образом переосмысливают традицию камерного жанра путевого альбома. Для Отиевой приоритетны в искусстве живое движение формы, непосредственное чувство, эмоциональная выразительность пластического мотива. Акварели Александры полны лирического переживания. Возможно, именно это свойство привлекает зрителей на ее персональных выставках в разных странах.»
Зотова Ольга Ивановна
кандидат искусствоведения, искусствовед, преподаватель Института массовых коммуникаций ДВГУ
«Первое впечатление от акварелей Александры Отиевой - пробуждение эмоций: легкой грусти неяркого осеннего дня, светлой праздничности снежной русской зимы, особой витальности, заключённой в ярких красках восхода. Эмоциональная широта и многогранность не только акварелей, но и автора, выбравшего одну из самых сложных техник живописи».
Толкачева Алиса
член Союза дизайнеров с 2000 года, один из самых востребованных кутюрье отечественного шоу-бизнеса, художник, поэт. Носит титул «Светская львица года» (1999, 2000 гг.), является номинантом Национальной премии «Овация», участником Недели Высокой Моды в Москве. Создает сценические образы многим известным персонам отечественного шоу-бизнеса: Анжелике Варум и Леониду Агутину, Кате Лель, Алике Смеховой, Ларисе Долиной, Валерию Леонтьеву, Олегу Газманову, Валерию Меладзе, Любови Успенской, Ирине Салтыковой, Татьяне Булановой, Алене Апиной, Тамаре Гвердцители, шоу-балету «Тодес» и многим другим. Сделала костюмы более чем для 25 видеоклипов и 10 сольных программ звезд эстрады, а также ее творения можно увидеть в кино («Небо в алмазах», «Ландыш серебристый» (обе части), «Черный принц».
“Яркие краски - это залог хорошего настроения! Такая "цветотерапия " поможет не только Вашему настроению, но и тому, кто может гостить у Вас! А если на душе так ярко и позитивно, значит этим надо делиться!”
Тридворнова Татьяна
Дизайнер, флорист, декоратор. Лауреат международных конкурсов, Золотой призер Всемирной выставки Цветов в Японии. Автор проекта «БАЛ ЦВЕТОВ», 1999-2010. Президент международного конкурса ЦВЕТОЧНОЕ ПЛАТЬЕ, Таллинн. Автор Цветочного дефиле BAL des FLEURS , Франция, Лазурный Берег, вилла Ротшильда. Участник международного проекта INTERNATIONAL FLORAL ART. Официальный дизайнер выставки MILLIONAIRE FAIR и EXTRAVAGANZA. Лауреат премии LUXURY BRANDS AWARDS международного телеканала WORD FASHION CHANNEL. Награждена почетным орденом общественного признания «Магистр красоты».
“Я очень люблю цветы! Цветы – это моя жизнь. К сожалению, миг красоты цветения мимолетен… Я очень благодарна Александре Отиевой за то, что ее кисти удается запечатлеть волшебный миг быстротечного цветения. И, о чудо! Цветы оcтаются на полотнах Александры душистыми и прекрасными. Я очень чувствительна к цвету. То, что Александра творит с ним, - волшебно! Часто люди грустят, что цветы увяли. Я говорю им - не грустите, на картинах Александры они остаются живыми навсегда! Я восхищаюсь акварельными работами Александры Отиевой! В них много света, цвета, стиля и души!“