АРТ-ПЕРСОНА МЕСЯЦА
Irina Iva
Выпускница Школы Современного Искусства "Свободные мастерские" при ММСИ, МГАХИ им. В.И.Сурикова, мастерской монументальной живописи профессора Е.Н. Максимова, МГУП им. И.Фёдорова, факультета ХТОПП.
Член Союза Художников России, Московского Союза Художников, Творческого Союза Художников России, Международной Ассоциации Выпускников и Друзей Российской Академии Художеств и руководитель её Московского отделения.
На данный момент занимается станковой и монументальной живописью и преподаёт в своей мастерской "Артивар" в Москве. Является постоянным участником российских и международных проектов, выставок и пленэров.
В своей цитате Вы утверждаете, что "если весь цивилизованный мир будет разрушен, и останутся только кучки людей, весь день которых будет занят выживанием, то всё равно, хоть палкой на песке я буду рисовать". Когда Вы решили стать художником? Откуда такое рвение?
Я бы отказалась от слова «рвение». Примерно, то же самое, как сказать, что у меня есть рвение к процессу дыхания. Художник – это больше чем профессия, скорее это нечто, что само тебя догоняет и бьёт по голове, и видимо до рождения. Из детства помню, что другие профессии я не рассматривала, ну кроме принцессы (Смеётся).
Ваш стиль весьма интересен: он декоративен, краски нежные и прозрачные. На некоторые картины, кажется, будто Вы сливаете на краску струи воды, а по некоторым заметно, что Вы вдохновлены Борисовым-Мусатовым. Все-таки, что или кто повлиял на Ваш стиль?
Вы угадали про Борисова-Мусатова, многие его картины я люблю. Мне сложно чётко ответить на вопрос, кто повлиял на мой стиль, так как это не одномоментный процесс. И влияние происходит не только со стороны каких-то конкретных авторов, а скорее это совокупность ВСЕГО, что присутствует в жизни художника. Я думаю, основным толчком здесь стал мой интерес к технологическим экспериментам в живописи и графике, когда почти в каждой работе или серии работ пробуешь что-то новое для себя. Вот «этот стиль», о котором идёт речь, это один из результатов моих экспериментов.
Довольно интересный полиптих «Вселенская любовь» включает в себя работы, напоминающие иконы. Вы занимались ранее иконописью?
Нет, иконописью не занималась. Но в Сурке (это ласковое название МГАХИ им. В.И.Сурикова) в монументальной мастерской Евгения Николаевича Максимова была летняя копийная практика настенных росписей XVII века в Ростове Великом, которая длилась полтора месяца.
На неё нужно было съездить только после третьего курса, но меня это так захватило, что я потом ездила и после четвёртого, и после пятого. Сейчас я считаю пластический, цветовой, образный и смысловой язык иконописи и храмовой настенной росписи до 18 века вершиной изобразительного искусства. В этом заслуга нашего профессора, который как раз вёл практику - Сергея Александровича Гавриляченко.
Если уж речь зашла о стилях, какие у Вас основные ориентиры в искусстве?
Я считаю, что здесь у каждого свой собственный путь, который может в разные периоды приближаться то к одному, то к другому. Но грань очень тонка, как только понимаешь, что ты на чужой посягнулся, надо срочно менять направление. А вот если от противного идти, то ничего не чувствую к классическому реализму, даже к качественному, понимаю, но не трогает, только если близко рассматривать, но тогда это уже не реализм. Не могу сказать, что люблю целиком какое-то стилистическое направление, скорее отдельные работы у отдельных художников. Вот сегодня пересматривала альбом Матисса, потом Джотто, потом Хундертвассера немного, потом иконы Пскова… Что будет завтра, не знаю.
Помимо пейзажей и портретных работ, в Вашем портфолио можно найти работы политического характера. Как, на Ваш взгляд, нужно не перейти определенных границ, чтобы остаться не зависимым от политики художником? И вечный вопрос - нужна ли политика в искусстве?
Я не думаю, что художник должен быть независим от политики. И политика в искусстве нужна. Но при этом у художника должна быть свобода в выборе средств и способов в выражении того, что он хочет сказать в своей работе. В рамках закона, конечно, и не задевая других людей. Политика такая же тема как и другие, вопрос КАК с этой темой работать, опять же как и с любой другой.
Работы из поразительной серии «Личная связь с Богом…» достойны соперничества с многими творениями ведущих современных художников. Расскажите немного о ней. (Как пришла в голову идея создания + мы возьмем описание серии из Вашего CV)
Эскизы этой серии появились в начале 2016 года, когда я училась в «Свободных мастерских» при ММСИ. Нам была объявлена тема выставки, которая должна была состояться в конце года, «Личные связи». Это ежегодная выставка мастерских, каждый год тема меняется. Дальше начался процесс обдумывания, что же из того, что меня волнует, попадает в эту тему. Впоследствии, уже во время выставки, Дарья Камышникова, наш куратор и преподаватель, говорила, что изначально тема «Личные связи» подразумевала иное, но большая часть участников трактовала её в другом ключе, в том числе и я... Прежде всего скажу, что вся около религиозная тематика меня буквально заводит, а свой путь к Богу я строю по похожим принципам, что и свой путь в искусстве, если в общем…
Какие темы Вас больше всего волнуют в искусстве: политика, религия, вопросы добра и зла, поиск себя или что-то другое?
Сейчас меня волнуют и интересуют темы, касающиеся религии, поиска счастья и способов его сохранения, политика, самоопределение в разных областях жизни. Но это не означает, что остальные темы мне неинтересны. Ещё раз повторюсь, я считаю, что не важно ЧТО, главное КАК.
Что для Вас искусство: диалог между художником и зрителем или транслятор идей художника? Для Вас важен отклик зрителя?
Я ощущаю, что формулировка «транслятор идей художника» мне больше импонирует. И думаю, художник, который работает над чем-либо, не ориентируется на зрителя, если только зритель не является заказчиком, и то… Но отклик зрителя, конечно, всегда приятен.
С каким художественным материалом Вам удобнее всего работать?
«Удобнее» - довольно странная формулировка в этом контексте. Отвечу так. В России художнику, окончившему в нормальном классическом варианте МГАХИ им. В. И. Сурикова, Академию Художеств им. И. Е. Репина и вузы такого же порядка удобно работать с любым материалом, а осваивать новые материалы – это для нас норма, если возникает такая потребность. Большая часть моих живописных работ написана акрилом и маслом, в графике за последние несколько лет преобладают художественные маркеры, раньше это была пастель, ещё раньше простой карандаш и сепия. Настенные росписи – это акрил. Есть какое-то количество работ, выполненных акварелью, темперой, пигментами на казеине и т.д. Если руководствоваться именно удобством, то, например, работы, сделанные художественными маркерами, фломастерами и т.п., появились у меня именно из-за него… (Улыбается) Я почти всегда ношу с собой небольшой альбом, и редко, когда ожидания чего-либо где-либо, посиделки в кафе или ресторане, перелёты в самолёте проходят просто так. А руки всё-таки в таких местах должны быть чистыми, отсюда и любовь к фломастерам.
А тема счастья наверное заводит кого угодно… Ну и занятия йогой и моё увлечение Востоком в целом, наверное сыграли какую-то роль. Из совокупности этих факторов и родилась идея этой серии. Вообще, это норма для художника работать в рамках темы, заданной кем-то, интересное есть во всём, нужно только УВИДЕТЬ…)
Для всех своих серий Вы сами придумываете названия или с кем-то советуетесь?
Конечно сама. В данной области не приемлю советов, если только практических с материальной точки зрения, так как художник - не менеджер по продажам и не специалист в стратегии построения бизнеса. Эта сторона при сборке видимо была недоработана, я это в себе ощущаю. К тому же, так уж сложилось, я не признаю почти никаких авторитетов, не внешне, конечно, а где-то внутри…
Расскажите немного о работах, созданных для проекта "Отношения с искусством".
Сейчас проект находится в стадии эскизов, кроме одной работы. Одна всё-таки готова, называется «Проблема МЕЖДУ 1…» Если о проекте в целом и коротко… В нём я изучаю мои личные отношения с ИСКУССТВОМ. ИСКУССТВО выступает в образе мужчины, переселяющегося из одной работы в другую. Он – ИСКУССТВО. Основным аспектом изучения, употребляя это слово, я имею ввиду чувственный опыт, а не изучение с научной точки зрения, для меня здесь становится вопрос наличия дихотомичности (двойственности) в моём ИСКУССТВЕ. Это выражено даже в материалах, выбранных для исполнения: масло и фломастеры. Хочется дойти до истинности процесса наших отношений, понять и найти правильное, СВОЁ истинное понимание своего ИСКУССТВА. Хотя я осознаю, что это задача порядка «поиск смысла жизни» и тому подобного. Но…
Творчество какого из современных художников Вам больше нравится?
Это не один художник и не всё творчество целиком у отдельно взятого художника. Но просто перечислю имена, причём последовательность здесь только последовательность, а прилагательное «современный» я понимаю, как живущий в настоящее время, то есть ещё не умерший: Иван Лубенников, Андрей Ремнёв, Алла Полковниченко, Игорь Шипилин, Андрей Блиок (мл.), Владимир Мигачёв, Алексей Суховецки, Евгения Буравлева, Алексей Ланцев…, кто первый в голову пришёл при прочтении вопроса.
Что Вы вкладываете в понятие «художник»?
Если коротко: ВСЁ! Если разбирать подробнее, то художник, в моём ощущении, – это подвид человека, и заложено это природой, Богом и не знаю чем ещё… изначально! А потом уже это нужно в себе развивать, приобретая и тренируя различные способности: чувствовать, видеть, думать, делать и т.д. Причём это не обязательно должно происходить в области искусства…
Какая Ваша картина является более значимой?
Боже, какие же сложные у Вас вопросы…) Я считаю, что я её ещё не написала. Но более менее объективно на этот вопрос может ответить только профессиональный искусствовед и только с позиции времени, это касается любого художника, может быть за редким исключением. И то… это будет частное мнение одного, хоть и специалиста в этой области… Вся проблема в том, что в искусстве нет чётких критериев. Приведу такой пример. Я услышала это на лекции по истории видео-арта, которую читал Антонио Джеуза: Соревнования по искусству. Участники выстроились, каждый на своей беговой дорожке. Судья даёт старт. Один участник бежит, второй умирает, третий поёт, четвёртый рисует на земле, пятый взлетает и тд… Как понять кто победил?
Расскажите о первых шагах в профессии, первых заказах, как о Вас узнали?
Я помню, что первыми картинками, за которые мне что-то заплатили, стали карикатуры для газеты «Вольный ветер», была такая газета о путешествиях, не знаю, есть ли сейчас. Это было на втором курсе Полиграфа (первое образование у меня художник-график, Университет Печати имени И. Фёдорова). Я познакомилась с редактором этой газеты в туристическом клубе.
Первые две работы, написанные маслом, купил у меня знакомый моего папы на первом курсе Сурка, просто зашедший к нам в гости.
Первую настенную роспись, за которую мне что-то заплатили, я сделала в начале третьего курса Сурка в магазине «Передвижник» на улице Фадеева, правда сейчас она заставлена чем-то и видно только кусочек… И слава Богу! (Улыбается) Это было результатом участия в каком-то конкурсе, проводимом магазином, куда надо было прислать эскиз для предполагаемой росписи.
Искусство будущего - какое оно?
Опять сложный вопрос… Я чувствую, что всё уйдёт в сеть, цифру, онлайн-пространство, не знаю как это ещё назвать… И останутся поселения художников вроде меня, как сейчас есть эко-поселения, где не пользуются электричеством, ведут натуральное хозяйство и т.п. Умерло же уже почти искусство офорта, например… И будем мы там жить в счастье и гармонии, заслуженно финансируемые правительствами всех стран мира, занимаясь только чистым искусством! Надеюсь, я до этого доживу!