В представлении большинства праздно гуляющих туристов Петербург – декорация в стиле «русский ампир». Не забудьте выполнить все пункты обязательной программы: «чекинтесь» на Дворцовой площади и возле Адмиралтейства, на Стрелке у Биржи Томона, возле Казанского и Исаакиевского соборов. Уже давно ведутся споры о том, что такое Петербург. Одни называют его самым европейским из русских городов, другие – самым русским из европейских. Я присоединяюсь к другим. Судите сами.
Вот на прошлой неделе в городе случился анекдот, достойный новеллы Замятина, или Зощенко, или Довлатова, или всех вместе взятых, из Гоголя вышедших.
Столетний дом стоит на неприметной улице, фасад украшен по моде начала прошлого века. О, да, это «петербургский модерн». С высоты шестого этажа лукаво смотрит на прохожих горельеф-Мефистофель – симпатичный безрогий демон, крылья распустивши. Напротив строят церковь. Кладут один на другой «именные кирпичики»: жертвуйте на храм и, хоть не в камне высечены, но в красном кирпиче отпечатаны, войдёте в Царствие Божие.
Смотрит Мефистофель, смеётся, в окна церкви заглядывает, слушает радио, которое из-за храмовых стен стонет и бьется танцевальным пульсом, искушает батюшку… Поддался батюшка, смиренно заявил: «Демон падёт!» А дальше – история с последствиями.
Чуть крест над куполом воздвигли, так сразу появился гражданин высотник, с крыши на тросе свесился, обстучал кувалдой декор в стиле модерн. Мефистофель с фасада осыпался, батюшка вздохнул и помолился.
Только чуда устроить не получилось. Вместо священного трепета –скандал и расследование, возбуждение уголовного дела, митинг и депутатские речи. Наконец-то в Петербурге что-то происходит, наконец-то горожанам стало дело до культуры, которую им принято вменять. Но, судя по лицам возмущённых горожан, собравшихся на митинг в защиту «Дома с Мефистофелем», культура – это их профессия и кровное дело. Большинство же петербуржских жителей продолжает класть «кирпичики».
Надеюсь, что петербургская культурная жизнь дает, однако, больше художественных событий, чем фельетонных сюжетов. Ждите новостей из Петербурга.
Факты:
В 1910-1911 гг. архитектор А. Л. Лишневский построил на Лахтинской улице в Петербурге собственный доходный дом, украсив его фасад декором в стиле модерн, центральной фигурой которого стал горельеф, изображающий Мефистофеля.
В 2001 году дом был включен в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
24 августа 2015 года на строящейся напротив дома А. Л. Лишневского церкви Ксении Петербургской был установлен крест.
26 августа, около 15:00, рабочий сбил кувалдой горельеф с Мефистофелем, обломки которого неизвестные собрали и увезли с места происшествия.
В тот же день депутат законодательного собрания Петербурга Александр Кобринский подал заявление о преступлении по статье 243 УК РФ «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия».
27 августа по факту уничтожения горельефа возбуждено уголовное дело.
В тот же день ответственность за случившееся взяла на себя организация «Казаки Санкт-Петербурга», существование которой опровергают официальные представители петербургского казачества.
30 августа возле дома А. Л. Лишневского состоялся несанкционированный митинг в защиту горельефа Мефистофеля, на который пришли, по разным источникам, от 400 до 500 человек.
3 сентября власти Санкт-Петербурга приняли заявку на проведение митинга в защиту архитектурного наследия, назначенного на 13 сентября 2015 года. Автор: Филипп ДворникФотограф: Елена Хованская