Аукционный дом Christie’s в Париже объявляет о том, что 4 ноября 2015 года в рамках «Выдающихся торгов» вниманию коллекционеров будет представлен ряд работ, имеющих непосредственное отношение к русской истории и культуре. Впервые проходящие в Париже «Выдающиеся торги» традиционно включают в себя произведения декоративно-прикладного искусства, предметы мебели и антиквариата XVII-XVIII веков.
В секции работ с русским провенансом особого упоминания заслуживают происходящие из частной европейской коллекции и датируемые приблизительно 1815-1820 годами каминные часы «Герои России» в корпусе из малахита и позолотной бронзы работы Пьера-Филиппа Томира (1751-1833) с копией изображающей Минина и Пожарского скульптурной группы Ивана Мартоса (оценка €400 000 – 600 000). Часы были изготовлены Томиром по заказу графа Николая Никитича Демидова (1773-1828). О том, какое значение играли эти часы для самого Демидова, наглядно свидетельствует гравюра 1815-1820 годов, на которой граф изображен на фоне отдельных произведений искусства из его собрания, в то время как часы работы Томира находятся на самом видном месте – в центре на каминной полке. После смерти Демидова часы перешли по наследству его сыну Анатолию, князю Сан-Донато. В 1880 году на торгах, посвященных отдельным произведениям искусства, ранее украшавшим виллу Сан-Донато, часы приобрел нью-йоркский антиквар. В первой четверти ХХ века часы были куплены представителем голливудской киностудии Columbia Pictures (внимательный зритель может увидеть их среди декораций нескольких фильмов конца 1940-х и начала 1950-х годов), после чего они перешли в собственность настоящего владельца.
Также на продажу выставляется датируемая приблизительно 1832 годом пара восьмирожковых канделябров из позолотной бронзы эпохи Луи-Филиппа работы Жана-Франсуа Деньера (1774-1866) (оценка €70 000 – 100 000). Прикрепленная к основанию одного из канделябров табличка свидетельствует о том, что в свое время они принадлежали послу Российской империи во Франции Шарлю-Андре Поццо ди Борго (1764-1842) и украшали собой здание посольства в Париже. Окончательно не ясно, каким образом канделябры попали в Россию, но доподлинно известно, что в конце 1920-х годов они были проданы на берлинском аукционе Рудольфа Лепке, где, по всей видимости, были приобретены американским арт-дилером.
Также на аукционе выставляется датируемая XVIII веком сахарница с подставкой и крышкой из севрского фарфора, ранее являвшаяся частью знаменитого «камейного» сервиза, изготовленного по приказу Екатерины Великой и преподнесенного в дар князю Григорию Потемкину (оценка €200 000 – 300 000). Этот легендарный сервиз был заказан Екатериной Великой в Севрской фарфоровой мануфактуре приблизительно в 1777-1779 годах. На тот момент это был самый масштабный и, безусловно, самый дорогой заказ, который когда-либо получали мастера мануфактуры – его стоимость составила более 245 тысяч ливров. Стилистика оформления сервиза отражает любовь императрицы к геммам и камеям.
Помимо этого, на аукцион будут предложены принадлежавший великой княгине Анне Федоровне Романовой (1781-1860) письменный стол красного дерева работы Давида Рентгена (1743-1807), оцененный специалистами аукционного дома в €120 000 – 180 000, и датируемый приблизительно 1762-1765 годами императорский комод из разных пород дерева с монограммой Екатерины Великой (оценка €200 000 – 300 000).
Материалы предоставлены Christie's