С 12 по 15 ноября аукционный дом Christie's представит выставку шедевров живописи и декоративно-прикладного искусства, приуроченную к открытию нового бутика Tourbillon на углу улицы Петровка и Столешникова переулка.
В старинном особняке, возведенном архитектором Розеном в 1902 году и известном как первая московская постройка в стиле модерн, расположился новый бутик Tourbillon, где 11 ноября состоялась пресс-конференция, на которой представители дома Christie's рассказали о жемчужинах ноябрьской выставки.
Среди фаворитов предаукционного показа находится картина испанского живописца Хуана Миро «Женщина и птицы в ночи», написанная в 1968 году под влиянием творчества американских художников, Джексона Поллока и Франца Кляйна, а также японской каллиграфии. Американское влияние находит свое отражение в масштабности картин этого периода (этому, однако же, в немалой степени способствовало и приобретение художником новой просторной студии), японское – во все более свободных и изящных композиционных формах. Как нельзя более точно о картине написал близкий друг художника и составитель каталога-резоне его работ Жак Дюпен: «Собирательные образы женщины, птицы и ночи являются ключевыми для творчества Миро. Они исследуют взаимосвязь между земными и духовными началами, причем эта связь настолько тонка, что зачастую бывает сложно понять, где кончается птица, и начинается женщина, не являются ли они единым загадочным существом», – отметила Екатерина Винокурова, содиректор российского отделения Christie's.
Искусство импрессионизма представлено на выставке работой Алексея Явленского под названием «Девочка», написанной в 1912 году после путешествия художника по Балтийскому побережью, когда он возобновил контакты с Анри Матиссом и Эмилем Нольде, что отразилось на экспрессивности цветовой палитры и технике его письма. Картина происходит из собрания немецкого коллекционера Отто Штангля, сыгравшего значительную роль в продвижении произведений художников-авангардистов, чье творчество в годы нацистского режима считалось «дегенеративным».
На выставке в тесном предаукционном соседстве представлены роскошные предметы декоративно-прикладного искусства: портсигары Фаберже (один из них, серебряный, был подарен Николаем II французскому авиатору Леону Морану в 1910 году), фарфоровые статуэтки и тарелки императорского фарфорового завода (1780-1830-е гг.), серебряный императорский подарочный ковш 1707 г., большой серебряный позолоченный триптих (около 1850-1860 гг.), фарфоровый кофейник из серии «Руслан и Людмила» (около 1926 г.).
О них рассказал международный директор Русского отдела Christie's Алексей Тизенгаузен. «Особенную ценность представляет эта детская гренадерка лейб-гвардии Павловского полка 1910-1917 гг., подобные встречаются очень редко, – подчеркнул Тизенгаузен, блестяще разбирающийся в предмете, который составляет один из его личных интересов (Алексей Тизенгаузен – составитель и редактор книги «Преображенцы в Великую и Гражданскую войны», написанной французским генерал - майором Сергеем Андоленко)».
Завершил пресс-конференцию увлекательный рассказ директора отдела «Старых мастеров и искусства XIX века» Christie's Алексиса Ашота о трех работах «Старых мастеров», представленных в секции частной продажи. Особенное внимание Алексис Ашот уделил картине «Мадонна с младенцем на фоне горного пейзажа» Бернардино Луини – выдающегося ученика и последователя Леонардо да Винчи. Произведение выставляется для частной продажи впервые. «Эта работа дает возможность максимально приблизиться к творчеству Леонардо да Винчи, – отметил Алексис Ашот, – ведь подлинных работ да Винчи практически нет на рынке».
Следующая картина, выставленная для частной продажи, «Встреча Иосифа и Иакова» (1581-1643 гг.) – работа сразу трех художников Антверпенской школы, «одноклассников» Рубенса: Франса Франкена II, Абрахама Говартса и Ханса Йорданса III. Франц Франкен – единственный художник, подписавший картину, он и был изобретателем ее композиции. «Удивительно, но оборотная сторона этой картины способна впечатлить искусствоведа едва ли не больше, чем лицевая: дело в том, что картина имеет оригинальный грунт на оборотной стороне, это очень интересно, потому что в то время в Антверпене все картины получали оригинальный грунт, который позднее снимался реставраторами, – данная картина составляет исключение», – поделился Алексис Ашот.
Самая дорогая картина экспозиции – «Утренний орудийный салют: маленький английский военный корабль дает салют во время отплытия баржи» (1633-1707) Виллема ван де Вельде II, выдающегося морьяниста, оказавшего влияние на Тёрнера и Айвазовского. Картина была написана вскоре после прибытия художника в Великобританию в самый разгар третьей англо-голландской войны. «Англичане переманили ван де Вельде, – улыбается Алексис Ашот, – предложили ему потрясающую мастерскую, которую до сих пор можно увидеть в Лондоне, в королевском дворце. Это имело огромное значение – можно сравнить с тем, как во время Второй мировой войны немецкие специалисты по атомной энергии перешли на сторону американцев, во времена ван де Вельде II вся мировая экономика зависела от мореплавания, морская техника стала объектом гонки». «Ван де Вельде II безупречно точно изображал корабли и высоко ценился», – заключил Алексис Ашот.
Посмотреть на сокровища старейшего аукционного дома Christie's можно будет в течение трех дней: выставка открыта для публики с 12 по 15 ноября. Отметим, что ценителей часового искусства ждет отдельный сюрприз: в бутике Tourbillon по традиции представлены часы и украшения известных марок Breguet, Harry Winston, Blancpain, Clashutte Original, Jaquet Droz, Omega.
Фотограф: Алёна Дерингер
Текст: Маргарита Абазьева