top of page
  • Блог

Кто Вы, «Хомо Артист»?


Представьте себя на мгновение каким-нибудь Хомо Эректусом, или Денисовым человеком что ли… Тем нашим предком, которому пришлось (или посчастливилось) первому посетить «выставочный зал» и соприкоснуться с «ненастоящим» и даже с «несуществующим». Я имею ввиду, естественно, первые попытки реализовать себя этим самым «Эректусом» в качестве «Хомо Артист», то есть художника, и настойчивое демонстрирование этих потуг на всех окрестных скалах, камнях и в пещерах!

Заметьте, тогда еще не было никаких выставкомов, так как первые художники еще не успели состариться, им всем хватало места для самореализации и, главное, отсутствовал социальный заказ, а значит и возможность получить свой кусочек мамонта не по делу, а потому что хобби приравнивалось к работе.

Это чуть позднее, когда появились Вожди и Шаманы, которым, естественно, понадобился рупор их власти, «Хомо Артист» припал первый раз к кормушке и сразу превратился из художника в бизнесмена и этим ознаменовал свою социальную нужность. Ох, недаром эта востребованность обществом у многих ассоциируется с «нужником», очень уж схожи мотивации обеих сторон (Потребителя и Изготовителя), напоминающие стремление освободиться от забродивших нечистот.

А тогда (в первый раз) «Эректус» был просто в шоке! Конечно, до пещеры Альтамира было так же далеко, как и до Сикстинской капеллы (ведь время относительно), но и первые осознанные прикосновения краской к поверхности поражали… Оказалось, что кроме обыденного, есть еще и иной, условный мир, в котором «Хомо Артист» мог созидать все, что ему угодно.

Вот Вам и истоки «внутренней» свободы Творца – он волен делать все, что пожелает.

Однако уже тогда первые художники отличались друг от друга в своих предпочтениях: кто-то рисовал животных потому, что они красивы и восхитительны, а кто-то описывал охоту на «еду». И еще одно различие: одним нравился окружающий мир во всех его проявлениях, а другие были зациклены на себе. Причем результат этой несхожести был просто-таки концептуален как раздвоение русла реки – один рукав поворачивал на юг, второму же было суждено направить воды на север. Проявившаяся разница в направлениях и целях не должна была послужить причиной антагонизма – единство истока очевидна. Однако жизнь не сказка, а у людей ксенофобия появилась раньше, чем догадка о пользе камня или палки. Поэтому «жаркие споры» о правильном рисовании и последующие взаимные экзекуции закончились у «Эректусов» только с появлением примиряющего всех волшебного виноградного напитка.

Но речь идет не о том, что идеальное в кругу своих «Все Эректусы братья!» через миллионы лет с приходом к власти Хомо сапиенса не вылилось в «Братство Хомо», что весьма прискорбно.

Речь идет о вещах безобидных – о предпочтениях! Смотрим мы, современники пока не вымерших растений и животных, на оставленные нам Временем удивительные артефакты наскальных или наземных художеств старины глубокой, а в голове появляется вопрос «Почему?»

Почему, рисуя потрясающих быков и антилоп, охотящихся хищников, художники упорно избегали подробной и реалистической трактовки образа человеческого? Что это за бегающие «электронные схемки», состоящие из набора неровных палочек, с ясным обозначением гендерного отличия в виде еще одного припоя? И это рядом с «пастельными» цветовыми решениями, перед которыми преклонялся Великий Пабло, так же высоко ценящий и совершенство линий, которыми баловали уже своих современников-соплеменников живописцы палеолита. Интересно, что сам Пикассо последовательно снисходил от живописных изысков к примитивному, в прямом смысле, наивно-детскому рисованию.

Если вглядеться в культурный мессадж, который нам посылает История, упорно сохраняя на земле самых отпетых консерваторов – примитивные племена – прямых наследников палеолитных пращуров, то напрашиваются интересные выводы.

«Хомо Артист» из тех, кому были интересны люди, как объекты для рисования, свои первые шаги делали вовсе не на окружающих ландшафтных площадках, а на себе самих. Именно они придумали все виды издевательства над своим телом. Раскраска, тату, прижигания, надрезы и т.п. – арсенал богатейший! Представляете себе первый их выход «на подиум» - площадку возле кострища? Вокруг сидят немытые, грязные и вонючие соплеменники, одетые кое-как и черт знает во что, а из мрака пещерного или из чащи окрестных туй является на суровый суд непонятное существо с выбеленным повсеместно кожным покровом, с нарисованными узорами воле всех входных отверстий, с кровоточащими порезами (не успели зарубцеваться и принять окончательный вид), превращающими тело в «дорожную карту» мужеских побед, с тату-оберегами (как «Хомо Артист» позднее объяснил) и кучей побрякушек, своим бряцаньем и скрипом знаменующих приход нового вида искусства – фоновой музыки подиумного пространства.

Фурор!

Смотреть на бизонов больше не хотелось… Началась работа над индивидуальным имиджем! Начали развиваться новые виды искусств и ремесел!

Идея искусственно построенного здания, в котором снаружи и внутри появились кубические метры и стены для монументальных художеств, родится в чьей-то голове еще не скоро! Да и то, что обыватель понимает, как настоящее искусство, то есть станковую живопись, скульптуру и станковую же графику то же придумают не скоро, однако основные тенденции, так сказать, пути-дорожки, по которым покатилась «телега Культуры» определились именно тогда!

Интерес к внешнему миру (относительно человеческой личности) привел к замечательным результатам… Впрочем, копание в психологии и физиологии сменяющих друг друга Хомо тоже оказалось благодатным деянием, так что равенство сохранилось до сих пор, не переставая, правда, маятниковое колебание. Что позволяет сохранять постоянный интерес к противоположным значениям культурологической амплитуды.

Помнится, долгое время в европейской средиземноморской ойкумене растительный и животный мир не пользовались особым спросом, сохраняя свое присутствие на артефактах только в качестве фона или иллюстрации к описанию человеческой деятельности. Не то, что в далекой и таинственной Азии. Там, как раз человек со своими страстями вызывал недоумение, а преклонение перед красотой Земли выражалось при помощи тончайших дзеновских акварелей.

Так и повелось. Обитатели Европы столбенели и чувствовали свою чрезмерную закомплексованность оказываясь перед безмятежным любованием Природой какого-нибудь Хокусая, а защищенный несминаемой силой традиций азиат не мог оторваться от поистине садомазохистской страстности «европейского «Хомо Артиста», с головой ушедшего в копание в своих чудовищных, как человеку с Востока казалось, комплексах.

Были-были исключения! Ведь есть на нашей планете две самые загадочные страны! Россия, спрятавшая в глубине своих лесов мифическую Шамбалу, и родина всего и вся, включая пра-Богов, Индия!

В России умудрились создать бесконфликтный пейзаж, апофеозом которого можно считать лебединый дуэт на фоне камышовых зарослей, а в Индии – бесконечную череду безмятежных богов, будь-то слоноподобный Ганеша или прекрасный танцующий Кришна!

Но особенно интересно понять – куда завела История этих братьев Арт-Диоскуров, какой, так сказать, им задан был дискурс?

Одним повезло неимоверно: тут вам и Фрейдизм, и Юнгианство, и прочие –измы, с довлеющим упорством разрабатывающие бесконечную (как атом по Ленину) и непрерывно дробящуюся человеческую личность; и, основанные на этих «милых допущениях» выводы культуртрегеров начала ХХ века, превративших любое «испражнение» человеческой психики в акт творчества и предмет искусствоведения. «Хомо Артист» этого направления стремительно в своих проявлениях скатывается или же поднимается/растет к изначальным порывам и достижениям «Хомо Эректуса», подчас заставляя человека здравомыслящего (истинного «Хомо сапиенса») сомневаться в собственной нормальности. И чем больше мы узнаем в себе (иллюзорную, конечно же) смесь из божественного и животного, тем меньше «Хомо Артисту» оказывается нужно профессиональное мастерство, заменяемое неуемным желанием вывернуть перед, собравшимися у современного «кострища», умытыми и надушенными потомками Эректуса, все свое неприглядное нутро.

И ведь так все было хорошо – их предки полностью уверились в своей богоподобности и воспринимали библейские сюжеты, как свою иллюстрированную биографию, а особо игривые особи придумали «светское искусство» и с умилением разглядывали целующихся парочек в парковых кустах… Так нет же – с этих «высот» надо было обязательно отправиться в Тартар человеческой нестабильной психики…

А, что же другой наш братец «Хомо Артист -2»? А что ему станется! Пока есть на Земле хоть одна уцелевшая былинка, бабочка, зверек или рыбка – ему будет, чем поддержать свою безмятежность и внутреннюю гармонию.

0 комментариев
bottom of page