top of page

Работы нидерландского фотографа Эрвина Олафа в ГМИИ им. А.С.Пушкина


25 февраля в ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка современного голландского фотографа Эрвина Олафа, включающая два его проекта – «Оммаж Луи Галле» и «Свет». В проекте «Оммаж Луи Галле» Олаф предлагает современную интерпретацию картины бельгийского художника Луи Галле «Последние почести останкам графов Эгмонта и Горна» (1851), посвящённую событиям Нидерландской революции 1568–1648 годов. На картине Галле изображена сцена прощания членов Брюссельской гильдии стрелков из арбалета с обезглавленными телами графов Эгмонта и Горна. Одноимённая фотосерия Олафа создана в 2012 году для замка Ван Гаасбек в Бельгии.

Интерпретация картины Луи Галле, «Последние почести останкам графов Эгмонта и Горна», 1851

В экспозиции также представлены пять портретов отдельных персонажей из исторической сцены и натюрморт с сердцем графа Эгмонта, выполненный в стиле Vanitas («суета сует»). По словам куратора выставки и заведующей отделом искусства фотографии ГМИИ им. А. С. Пушкина Ольги Аверьяновой, Эрвин Олаф любит подобные реинкарнации, ремейки старого искусства, в которых мы находим абсолютно новые коннотации, связанные не только с конкретной работой Луи Галле, но и с современным миром.

Параллельно стартовал второй проект Эрвина Олафа — «Свет». Эта серия фотографий была создана под впечатлением художника от посещения реймских известняковых каменоломен Дома Рюинар в 2015 году. Ольга Аверьянова подчеркнула, что в этом проекте Олаф предстаёт совершенно неузнаваемым, а его стиль не похож на эпатирующий, помпезно-исторический, зрелищный, каким он являлся в предыдущих работах.

В этих фотоработах Олафа обнаруживается связь с серией знаменитого венгерского и французского фотографа Брассая, выставленной в 1956 году в Нью-Йоркском музее современного искусства и посвященной искусству граффити. Кроме того, камерные чёрно-белые отпечатки серии являются своего рода данью искусству светописи. Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак отметила чудесное звучание проекта «Свет»: «Это глубоко поэтический рассказ. Ощущение от присутствия художника, извлечение света из мира, который он видит, – это и есть главное содержание этой выставки».

Международная премьера фотосерии состоится в марте 2016 года в Париже, однако у посетителей Пушкинского музея уже сейчас есть уникальная возможность увидеть представленные в экспозиции фотоработы.На состоявшемся накануне официального открытия выставки пресс-показе куратор Ольга Аверьянова охарактеризовала проект следующим образом: «С одной стороны, "Оммаж" Эрвина Олафа является концептуальным продуктом постмодернизма, а с другой, – это продолжение традиции искусства фотографии в стиле пикториализма на новом этапе его развития. Музей пытается понять диалог современных художников с историческим наследием. Эрвин Олаф как раз иллюстрирует этот диалог».

Нам удалось поговорить с куратором выставки, Ольгой Аверьяновой.

– Как возникла идея проведения данной выставки Эрвина Олафа в Пушкинском музее?

– Я пристально слежу за искусством современных фотографов. Как мне кажется, Эрвин Олаф – один из превосходнейших мастеров современной фотографии, которому подвластны абсолютно все жанры. Когда у меня появилась идея показать работы Олафа у нас, я подумала, что необходимо каким-то образом связать их с нашим музеем. Внимательно изучая его творчество, я обнаружила, что у него есть проект «Оммаж Луи Галле». В то же время в нашем музее есть одна из реплик Луи Галле (сюжет был настолько моден, что известно, как минимум, 5–6 реплик). Тогда я предположила, что будет концептуально оправданно, если мы покажем этот диалог.

– В картине Луи Галле присутствуют только мужские персонажи. В работе Эрвина Олафа появляются женский и детский образы. Какую роль они играют?

– Луи Галле написал картину в XIX веке в модном историческом жанре, который предполагал мифологизацию события. Безусловно, Олаф, говоря об этом же событии в XXI веке, не мог сделать муляж картины. Это было бы неактуально, смешно, даже комично. Задача Олафа состояла в том, чтобы превратить событие в некую современную реплику, рассказать о нём современным языком, учитывающим зрителя, искушенного фильмами и спектаклями, где историческая коллизия часто разыгрывается как фон, на котором разворачивается личная жизнь героев. Появление женского и детского персонажей придает сцене социально-лирический характер. Женский образ – это Сабина, безутешная вдова графа Эгмонта, чья жизнь не менее трагична, поскольку после смерти графа всё имущество семьи было конфисковано, и вместе с 12 детьми она оказалась за чертой бедности. Детский персонаж – это Джоанна, одна из дочерей графа, которая стала настоятельницей монастыря в Брюсселе, посвятив себя духовной жизни, вымаливая прощения у Бога за деяния предков. Здесь присутствуют и духовность, и сентиментальность. Всё это превращает героическо-романтическую картину Галле в практически рекламный постер для исторического блокбастера. Современные художники не могут делать простые реконструкции, они должны сказать своё слово. Олаф говорит о консьюмеристской культуре, уделяя колоссальное внимание материальности. Мы можем разглядывать все детали, чувствовать бархат, золото, кожу изображённых предметов, при этом Олаф тщательно подписывает бренды вещей, использованных для съёмки. Это ирония автора на тему современной потребительской культуры, которая поглощает и перерабатывает любой продукт с красивой этикеткой.

– Не возникала ли идея выставить в качестве экспонатов сами вещи, использованные для съёмки?

– Да, у меня такая идея была, Вы угадали, но, к сожалению, это почти не реализуемо. Кстати, в замке Ван Гаасбек экспонируются некоторые вещи как материальный символ прошедшего проекта.

– Фотосерия выполнена для замка Ван Гаасбек, среди владельцев которого значились и граф Горн, и граф Эгмонт. Каким образом был определён сюжет проекта Олафа? Были ли какие-либо указания, пожелания от дирекции замка Ван Гаасбек?

– Со стороны дирекции замка не было жёстких ограничений относительно выбора сюжета. Например, в Эрмитаже есть картина Луи Галле «Эгмонт перед казнью», и можно было сделать проект на совершенно другой сюжет. Олаф выбрал сам.

– Каковы дальнейшие планы на совместные проекты Эрвина Олафа и Пушкинского музея?

– К сожалению, Олаф не смог приехать на открытие выставки из-за болезни. Однако мы надеемся, что до закрытия выставки ему удастся посетить нас, поскольку у нас запланирована его встреча со зрителями. Когда он приедет, хотим показать ему нашу коллекцию картин, и, возможно, они вдохновят его на создание новых проектов.

Эрвин Олаф

В рамках программы «Встреча с куратором» 17 марта и 7 апреля состоятся экскурсии по выставке «Эрвин Олаф. Оммаж Луи Галле» с куратором Ольгой Аверьяновой. Также ГМИИ им. А. С. Пушкина подготовлена насыщенная образовательная программа к выставке, включающая встречу с фотографом и лекции специалистов по истории Голландии, исторической живописи XIX века, европейской моде XVI века и современной фотографии. Ознакомиться с более подробной информацией о мероприятиях образовательной программы можно на официальном сайте музея.

Выставка продлится до 24 апреля 2016 года.

Текст: Стёпкина Елена

0 комментариев
bottom of page