top of page

«Аукцион шедевров» Christie’s


На «Аукцион шедевров» Christie's, который пройдёт в рамках апрельской недели классического искусства, будет выставлен золотой сервиз из приданого великой княжны Елены Павловны, дочери императора Павла I и пара хрустальных канделябров фирмы Baccarat, названных в честь императора Николая II и неоднократно использовавшихся в качестве декораций фильмов киностудии Warner Bros., включая фильмы с такими выдающимися актрисами, как Джуди Гарленд и Одри Хепберн (оценка: $600 000 – $1 000 000).

Лотами «Аукциона шедевров» традиционно становятся лучшие образцы декоративно- прикладного искусства. В этом году на торги, которые пройдут 13 апреля 2016 года, будут предложены предметы европейской, американской и китайской мебели, а также обладающие безупречным провенансом произведения декоративно-прикладного искусства высочайшего качества, включая данный сервиз.

Золотой сервиз происходит из приданого великой княжны Елены Павловны (1784-1803), дочери российского императора Павла I (1754-1801) и его жены Марии Федоровны (1759-1828). Он был подарен по случаю свадьбы княжны и великого герцога Фридриха Людвига Мекленбург- Шверинского (1778-1819), состоявшейся 23 октября 1799 года. Впоследствии сервиз передавался по наследству потомкам княжны.

Чайный и кофейный сервиз из приданого Елены Павловны из двухцветного золота

Клеймо Ивара-Венфельда Буха, Санкт-Петербург, 1799 год

Общий вес за исключением деревянной основы подноса – 7,433 кг

Оценка: $1 500 000 – 2 500 000

Когда в 1931 году данный сервиз в последний раз выставлялся на аукцион Christie’s, его описание звучало следующим образом: «подарок русского императора Павла I своей дочери, великой княжне Елене Павловне по случаю ее бракосочетания с великим герцогом Мекленбург-Шверинским», что подтверждается документами Российского императорского двора и тем, что сервиз числится в описи принадлежавших княжне вещей, составленной в 1799 году.

Датируемые 7 сентября 1798 года заказные ордера на золотые предметы для изготовления данного сервиза содержатся в Императорских описях в Российском государственном историческом архиве (РГИА).

Считается, что начало традиции дарить своим детям и внукам золотые сервизы императрица Екатерина Великая положила еще в 1779 году, когда заказала золотой кофейный сервиз для своего старшего внука, двухгодовалого Александра Павловича (в будущем – императора Александра I). Вес сервиза составлял почти три килограмма. Заказ на его изготовление был отдан ювелиру швейцарского происхождения Жан-Пьеру Адору (1724-1784), который славился своим мастерством в изготовлении превосходных табакерок для представителей императорского двора. Помимо сервиза, выставляемого на торги, сервиза, до наших дней дошел и золотой чайно- кофейный набор, подаренный в 1809 году младшей сестре Елены Екатерине Павловне (1788-1819) по случаю ее свадьбы с принцем Георгом Ольденбургским (1784-1812). Ныне сервиз хранится в Государственном историческом музее земли Баден-Вюртемберг. Сервиз был выполнен в модном для того времени стиле французского ампира.

Сервиз выполнил ювелир Ивар Венфельдт Бух, датчанин по происхождению. В возрасте 28 лет, 14 ноября 1776 года, его приняли в цех иностранных мастеров в Санкт-Петербурге, а с 1778 года у него уже было шесть подмастерьев. В 1788 году он значится как поставщик датского королевского двора. Свою деятельность Бух прекратил в начале XIX века. Бух работал преимущественно в стиле неоклассицизма.

BACCARAT И СЕМЬЯ РОМАНОВЫХ

Французская мануфактура по производству изделий из стекла была основана в городе Баккара по указу короля Людовика XV в 1764 году. В 1816 году она была приобретена Эмме-Габриэлем д’Артигом, который установил первую печь для производства хрусталя. В 1823 году фирма Baccarat впервые приняла участие во Французской промышленной выставке, проходившей в парижском Лувре.

Впоследствии Baccarat станет непременным участником большинства французских и международных выставок, неизменно привлекая внимание специалистов, широкой публики и представителей аристократии.

Изделия из хрусталя фирмы Baccarat пользовались большой популярностью и среди французских монархов, включая Людовика XVIII и Карла X, которые неоднократно заказывали мастерам фирмы изготовление сервизов.

В 1867 году российский император Александр II, который во время своей поездки в Париж посетил Всемирную выставку, выразил свое восхищение отдельными работами фирмы, включая хрустальный канделябр с двадцатью четырьмя рожками, который был впоследствии назван в честь его супруги Марии Александровны.

Впоследствии изделия, отмеченные вниманием императора, были изготовлены для него по специальному заказу и украсили собой покои Марии Александровны. На протяжении последующих десятилетий для представителей семьи Романовых и, в частности, для императора Николая II были созданы тысячи работ. Среди регулярных клиентов фирмы числились родной и двоюродный братья Николая II – великие князья Георгий Александрович и Дмитрий Павлович Романовы, а также граф Орлов, граф Демидов и Иван Абрамович Морозов. Заказы от русских клиентов были настолько многочисленными, что к началу ХХ века руководству фирмы пришлось нанять порядка 1000 мастеров, которые работали бы только над заказами от членов императорской фамилии, а одна из печей мануфактуры даже была прозвана «русской».

«ЦАРСКИЕ КАНДЕЛЯБРЫ»

Выставляемая на продажу пара канделябров в полной мере демонстрирует мастерство умельцев фирмы Baccarat. Несмотря на их внушительные размеры, внимание к мельчайшим деталям отделки поистине поражает воображение. Впервые данная модель с семьюдесятью девятью рожками была показана на Всемирной выставке в 1878 году. Но только после того, как в 1896 году император Николай II во время визита в Париж выразил свое восхищение этой моделью, данные канделябры стали называться «царскими». С 1903 по 1907 годы эта модель с электрическими рожками была изготовлена по специальному заказу императора, украсив впоследствии его петербургский дворец. За последующие годы на экспорт в Россию было изготовлено еще несколько экземпляров. Считается, что в начале ХХ века было создано всего пять-шесть пар «царских канделябров», одна из которых и выставляется на предстоящие торги Christie’s.

«ЦАРСКИЕ КАНДЕЛЯБРЫ» НА КИНОЭКРАНЕ

Лишь немногие произведения французского декоративно-прикладного искусства заслужили столько экранного внимания, как данная пара канделябров. Она была приобретена киностудией Warner Bros. приблизительно в начале ХХ века. Кинодебют «царских канделябров» состоялся в 1937 году в фильме Басби Беркли «Отель Голливуд», в котором снимались Дик Пауэлл и Розмари Лейн.

С этих пор они регулярно появлялись на экране. В 1941 один из канделябров сыграл важную роль в номинированном на премию «Оскар» короткометражном фильме «Парижское веселье», танцевальные номера в котором исполняла труппа «Русского балета Монте-Карло». Вероятно, самым известным фильмом с участием «царских канделябров» является картина «Звезда родилась», за которую игравшая в ней Джуди Гарленд получила свою первую номинацию на «Оскар».

Затем они вновь появились на экране в 1964 году – в фильме «Париж, когда там жара», главную женскую роль в котором исполнила Одри Хепберн, и в 1984 году – в фильме «Весь я» со Стивом Мартином в главной роли.

0 комментариев
bottom of page