Один из самых ожидаемых проектов Третьяковской галереи за последние несколько лет «Современное искусство:1960-2000. Перезагрузка» открылся для зрителей 14 апреля в залах одноименной галереи на Крымском валу. На выставке представлено около 200 работ, которые охватывают период с конца 1950-х вплоть до настоящего времени. Самые молодые работы в экспозиции были созданы в 2014 году творческим объединением «Куда бегут собаки».
Шелковский Игорь Сергеевич Пакет молока, 2005
Не первый раз кураторы стараются как можно доступнее показать зрителю процессы, происходившие в искусстве на протяжении нескольких десятилетий. Первые попытки были еще в 2000-х годах, но экспозиция не полноценно формировалась: в коллекции музея было слишком много лакун, однако появилась необходимость переосмыслить экспозицию, и этому послужил немаловажный повод. Новый вариант постоянной экспозиции посвящен современному российскому искусству.
Коллекция современного искусства Третьяковской галереи формировалась на протяжении двадцати лет, в ее основу легли произведения, приобретенные Министерством культуры, а также переданные в дар музею художниками или их наследниками. В начале 2000-х в собрание Галереи перешла коллекция, собранная Андреем Ерофеевым из отдела современного искусства музея-заповедника «Царицыно». Важнейший вклад в собрание Галереи внесла вдова Леонида Прохоровича Талочкина — российского коллекционера современного искусства и основателя музея РГГУ «Другое искусство». Татьяна Вендельштейн передала в дар музею значительную часть его уникальной коллекции.
Выставка уникальна тем, что является единственной панорамой в истории современного искусства. Здесь представлены все ключевые направления и жанры. По словам куратора Кирилла Светлякова, главной идеей проекта является ознакомление с периодами в наиболее доступной форме для зрителя. Залы наполнены не только этикетажем, комментирующим название и момент приобретения экспоната, но и общими текстами по направлениям.
Кураторы вместе с дизайнером экспозиции Алексеем Подкидышевым отказались от привычных методов демонстрации и вместо традиционного формата «выставки» предложили формат «кабинета редкостей», где можно не только рассматривать произведения на стенах и в витринах, но также сидеть за столами, изучать и трогать интерактивные копии работ, предназначенных, например, для перелистывания или верчения в руках.
Произведения сгруппированы по следующим тематическим разделам: «Абстракция», «Кинетизм и оптическое искусство», «Мистики и сюрреалисты», «Новый реализм», «Поп-арт», «Минимализм и постживописная абстракция», «Соц-арт», «Концептуализм – образ в голове», «Поэзия и письмо», «Перформанс», «Машины понимания», «Неоэкспрессионизм», «Концептуализм – новое поколение», «Археология постмодерна», «Акционизм 1990-х» и «Проект: искусство 2000-х».
Зачастую зритель не может правильно воспринимать современное искусство из-за недостаточной осведомленности в процессах и истории искусства. Специально для этого проекта была разработана параллельная программа «Философия после искусства», которая включает серию лекций и дискуссий. Организаторы выставки приглашают зрителей не только ознакомиться с экспонатами, но и по возможности подискутировать на тему свободы воли и связи искусства и технологий.
Текст: Ирина Даниличева