top of page

Публике представлена ранее неизвестная брошь Гогена


Удивительная брошь, сделанная Полем Гогеном для своей жены Мэтте, была представлена на выставке в Новой глиптотеке Карлсберга (Ny Carlsberg Glyptotek) в Копенгагене. Экстравагантная вещица сделана из лома от дымохода, стеклянного корпуса для циферблата часов и пряди волос. Можно утверждать, что это ювелирное изделие является одним из самых ранних реди-мейдов в истории искусства (некоторые случайно найденные вещи Гоген внедрял в свои скульптурные произведения).

Согласно семейной традиции, Гоген сделал эту брошь для своей жены-датчанки Мэтте Гад, которую он встретил в Париже в ноябре 1872. Он ухаживал за ней около года, а затем они поженились. В то время он работал биржевым маклером. У Гогена были золотые руки, и позднее он вырезал деревянные скульптуры и отливал керамические, отражающие весьма богатое воображение художника. Однако до сих пор и не предполагалось, что он создавал ювелирные украшения. Хотя нет никаких весомых доказательств, что эта брошь была сделана именно Гогеном. Глиптотека выставляет её как таковую, ссылаясь на «семейную легенду» на этикетке. Экспонат датирован началом 70-х годов XIX века. Гоген разгладил поверхность металла от дымохода и затем вырезал из него конструкцию в форме солнца (вероятнее всего, её цвет изначально был серебристым, однако со временем потускнел). Зубчатые лучи солнца оставляют яркое, но немного зловещее впечатление. Гоген снял циферблат со старых часов и закрепил в центре конструкции. Внутрь он поместил крупную прядь волос. В соответствии с семейной традицией, эта прядь должна принадлежать Мэтте, но есть вероятность, что это волосы Гогена, поскольку со временем они потеряли цвет. Мэтте запечатлена с этой брошью или с очень похожей (с незначительными различиями) на портрете 1884 года кисти Гогена, который сейчас находится в коллекции Национальной галереи в Осло (National Gallery in Oslo). Мэтте одета в вечернее платье, поэтому брошь спускается по шее на толстом тёмно-синем шнуре, оттеняя её красивую кожу. Для студийной фотографии Мэтте и Поля, сделанной в следующем году, жена художника надела ту же самую брошь. Это наводит на мысль, что данное ювелирное украшение надевалось по особым поводам. В 1884 году Поль и Мэтте переехали в Копенгаген, где художник пытался зарабатывать на жизнь, работая в качестве продавца в брезентовой компании. Попытка оказалась неудачной, и в это время Гоген обратился к живописи. Супруги отдалились друг от друга, хотя и оставались в браке. Через год, вскоре после того, как была сделана фотография, Гоген бросил Мэтте, вернувшись в Париж со своим маленьким сыном Хлодвигом. В 1891 году Поль последний раз видел Мэтте, связь с которой он окончательно оборвал. Гоген умер на полинезийском острове Хива Оа в 1903 году. Новая глиптотека Карлсберга является обладателем одной из лучших коллекций произведений Гогена (наряду с музеем д’Орсэ в Париже). Её специалисты утверждают, что брошь унаследовал один из трех оставшихся в живых сыновей художника (Эмиль, Жан и Поль) после смерти Мэтте в 1920 году. В 1985 году она была передана потомками датскому коллекционеру, увлекающемуся художником, хотя всё ещё принадлежит его семье.

Текст: Ирина Сингур

0 комментариев
bottom of page