Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет первый проект нового отдела кино- и медиаискусства музея, который возглавляет Ольга Шишко. Выставка «Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства» представляет произведения девятнадцати выдающихся медиахудожников современности.
Усадьба Голицыных – это новая площадка музея, обновленное пространство бывшего института философии РАН. Главным лозунгом выставки заявлено стремление искусства выйти за пределы не только рамы картины, но и экранного пространства.
Современный музей подразумевает общение со зрителем на всех уровнях: мы не должны только смотреть, как это было раньше, теперь опыт зрителя заключается в слухе, в передвижении по пространству экспозиции. Многие работы объединены именно по этому признаку.
На выставке представлена видеоинсталляция одного из самых влиятельных американских видеохудожников Билла Виолы – «Отражающий бассейн» (1977-1979). Человек, прыгающий в бассейн, исчезает из видимой реальности, а его отражение продолжает жить. Мотивы границы между мирами, вода – как символ очищения, крещения. Христианские образы обращены к крещению в мире виртуальных образов.
Видеоинсталляция «Princess Nocturne» (2016) художницы Татьяны Ахметгалиевой была создана на территории усадьбы Голицыных и проецируется на потолок в комнате княгини. Вероятно, княжна, страдая бессонницей из-за страха смерти, по ночам смотрела на этот потолок. Художница обращается к теме отношений человека с реальностью через искажение визуального образа: прекрасный вид из окна сопровождается таинственными диалогами Принцессы и Неизвестного.
Мирель Мираж приглашает зрителя совершить путешествие в поисках поэтических образов, ассоциаций и впечатлений. «Кровь в цвету» (1995) была создана после посещения художницей Японии и Тибета. Теперь целые страны и их образы являются частью путешественника и возобновляются в клетках растений, в зрачках, и снова распадаются на пиксельные образы. Мирель Мираж своей работой разрушает представление зрителя от однообразных фотографий-впечатлений, она смотрит гораздо глубже Глубины.
Брюс Науман стремится сдвинуть восприятие зрителя с помощью подручных материалов. Каждому нужно пройти по узкому коридору, в конце которого не свет, а телевизоры, показывающие проходящего с другой точки зрения и в обратном времени. Это эксперимент со смещением и дезориентацией человека в пространстве, в результате чего возникает тревожный опыт удвоения и смещения.
Экспозиция выставки ориентируется на опыт восприятия человеком окружающего мира, в котором визуальные образы, тактильные ощущения и слуховые переживания неразрывно связаны с процессом познания.
XXI век практикует новое существование в пространствах, где плавится граница между реальностью и виртуальным образом. Искусство помогает осознать «вторжение» электронных медиа в самые привычные отношения объекта и субъекта представлением о мире и языком его описания.
Выставка соответствует современности и оставляет удивительное впечатление уникальной хрупкости мироощущения у каждого. Выставка продлится до 30 сентября 2016 года.
Участники выставки: Шанталь Акерман (Бельгия / Франция), Татьяна Ахметгалиева (Россия), Штейна и Вуди Васюлка (США), Билл Виола (США), Криста Зоммерер и Лоран Миньоно (Австрия), Юрий Календарёв (Италия / Россия), Дина Караман (Россия), Елена Коптяева (Россия), Иван Лунгин (Россия), Мирель Мираж (Нидерланды), Брюс Науман (США), Ирина Нахова (Россия), Марникс де Нийс (Нидерланды), Адриан Пачи (Албания / Италия), Ксения Перетрухина (Россия), Мариано Сардон (Аргентина), Мона Хатум (Великобритания), Марианна Хеске (Норвегия), Нан Хувер (Нидерланды).
Текст: Даниличева Ирина