top of page

250-летие аукционного дома Christie’s


20 июня состоялся пресс-показ в московском офисе аукционного дома Christie’s, в рамках которого прошла лекция директора департамента частных продаж “Искусство Старых Мастеров” Алексея Ашота, а также просмотр произведений Питера Брейгеля Младшего «Четыре времени года: весна, лето, осень и зима» и Чимы да Конельяно «Богоматерь с младенцем на фоне пейзажа».

Событие приурочено к празднованию 250-летнего юбилея аукционного дома Christie’s и было проведено в преддверии вечернего аукциона “Искусство Старых Мастеров и британская живопись”, который состоится 7 июля в Лондоне, где будет представлен шедевр кисти Рубенса “Лот и его дочери”, являющийся ярким образцом раннего творчества художника и одним из наиболее значимых произведений, до сих пор остающимся в частных руках.

Мы побывали на лекции, послушали интереснейший рассказ Алексея Ашот и взяли у него интервью.

Тата Тимофеева: Здравствуйте, Алексей! Хочу Вас поблагодарить за интереснейшую лекцию и в связи с ней позвольте задать Вам несколько вопросов. Итак, первый вопрос связан с 250-летним юбилеем аукционного дома Christie’s – как аукционный дом будет праздновать такое событие?

Алексей Ашот: Это, конечно, очень большое событие! Сам юбилей в декабре, потому что именно в декабре был проведен первый аукцион 250 лет назад и, начиная с этой недели, всю вторую половину 2016 года у нас будут различные мероприятия, связанные с этой важной вехой в истории Christie’s. У нас большая выставка разных произведений искусства, которые объединены тем, что все это шедевры, которые были проданы на аукционах Christie’s на протяжении 2,5 веков. 30 июня у нас большой, особенный эксклюзивный аукцион, посвященный истории британской живописи, потому что фирма Christie’s сыграла большую роль в развитии британской живописи. Там будет все самое лучшее британской школы: от старого до нового, от Констебла и Тёрнера до Бэкона и Фрейда, а также очень много другого интересного. Также будут другие разные мероприятия на протяжении этого полугода.

Т.Т.: Следующий вопрос связан с торгами в Лондоне, которые произойдут 7 июля. Расскажите, пожалуйста, как они организовывались, что ожидается организаторами от их проведения?

А.А.: Это также будет очень большое событие! Даже по сравнению с обычными июльскими аукционами, которые проходят в это время в июле каждый год, это будут очень значимые торги и особенно приятно, что они совпадают с 250-летим фирмы. Большая радость заключается в том, что мы будем представлять важнейшее произведение Рубенса. Это самая значимая его картина, которая появилась на рынке с 2002 года; последняя такая картина продалась тогда же за 50 млн.фунтов, вполне возможно, что картина, которую мы будем продавать в июле, перебьёт этот рекорд и какому-то везучему человеку достанется в коллекцию.

Я думаю, что очень сложно спорить с тем, что это последний раз за нашу жизнь, при нашем поколении, когда такое значимое произведение Рубенса появится на рынке.

Т.Т.: А не могли бы Вы выделить еще какой-нибудь лот, который будет сопровождать эту звезду торгов?

А.А.: Да, безусловно, мы также очень гордимся серией картин, которую мы привезли в Москву на выставку, – это «Четыре времени года» работы Питера Брейгеля Младшего. Он был очень плодовитым художником, но вот эта серия картин выделяется, потому что она изображает все времена года и олицетворяет течение времени и смену веков, и, хотя он написал несколько таких комплектов, эта серия – последняя подобная работа , которая находится в частном руках. Поэтому это последняя возможность для поклонников и коллекционеров Брейгеля добавить в свою коллекцию картины такого рода. Оценка картин – от 3 до 5 млн фунтов за 4 работы – очень привлекательная, потому что отдельные единицы, которые иногда появляются на рынке, например «Весна», могут продаваться за 2 млн фунтов..

Т.Т.: Здорово! А теперь вопросы, которые не касаются 250-летия дома и торгов, вопрос более личного характера: консультируете ли Вы русских покупателей по созданию собственной коллекции и приобретению работ около и свыше 5 млн фунтов?

А.А.: На самом деле мы консультируем по созданию коллекций любого уровня оценки, то есть мы даем советы своим клиентам по покупке картин, которые стоят от 10 тысяч фунтов и до самого максимума. В конце прошлого года мы продали пару портретов Рембрандта за 180 млн евро – это последний рекорд для нашей отрасли, но в любой год мы консультируем по всему диапазону цен рынка.

Т.Т.: Я Вас поняла, это очень радостно! У меня, тем временем, следующий вопрос: существуют сводки экономистов, и если на них ориентироваться, то покупка произведений искусства является самым надёжным и стабильным способом вложения денег. На что бы Вы могли посоветовать обратить внимание людям, которые готовы вкладывать деньги таким образом? Не в золотые слитки или доллары, а именно в искусство: с чего начать, что делать, на чем сфокусироваться?

А.А.: Я думаю, что есть очень много разных теорий о том, как правильно вкладывать в искусство и что окажется доходным. Я всегда опасаюсь каких-то вот таких развитых стратегий или советов, потому что искусство – это то, что играет исключительно на том, что человеку нравится, что кажется ему красивым. Мое мнение состоит в том, что самое главное для покупателя искусства, как с точки коллекционирования, так и с точки вклада денег, – это выбирать вещи, которые им нравятся, которые им кажутся превосходно красивыми, потому что красота – это что-то, что мы все чувствуем по своей человеческой природе. Если Вы видите, что это красиво, то наверняка через 10-20-50 лет кто-то другой тоже будет считать так. Я считаю, что в сфере классического искусства, старых мастеров есть очень много художников, которых забыли, потому что люди отвлечены современным искусством, и есть очень много произведений, которые в отличном состоянии, очень красивые, которые можно купить за очень небольшие деньги, и мне это кажется просто безумной возможностью, потому что качество произведения очевидное и красота работы очевидная, а также значимость художников, пусть и не все из них очень знамениты, но они известны искусствоведам. О них есть книги, работы, они просто ждут времени, когда мир их заново откроет и они станут вновь знаменитыми. Я всегда привожу в пример Вермеера, который был забыт на протяжении 200 лет, и только через 200 лет о нём вспомнили и он стал одним из самых дорогих старых мастеров. Художников с таким потенциалом очень-очень много…

Т.Т.: Не могли бы Вы назвать несколько имен?

А.А.: Я не знаю, с чего начать, я, например, смотрю часто на Барбизонскую школу. Барбизонская школа -– это целое явление французской живописи. Самое знаменитое имя – это Коро, но вокруг Коро было огромное количество других живописцев и он даже не считается самым важным из них. Теодор Руссо, Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья – это мастера, работы которых можно купить сегодня за 5-10 тысяч фунтов, но они знаменитые и важные художники, о которых написаны книги, и это как-то смешно, что они обделены вниманием… Это только из-за того, что вкус покупателей от них отвернулся, но внимание к ним должно вернуться, потому что они сыграли очень важную роль в искусстве, – это уже никому и никогда не изменить и не скрыть, поэтому это неизбежно.

Вопрос только в том, когда это произойдёт. Я видел много людей, которые пытались спекулировать в искусстве, но всегда награждаются те, которые это делают из любви к художникам, которых они собирают.

Т.Т: Тогда еще один вопрос, он достаточно прикладной. Сфера аукционов, торгов, искусства кажется людям недоступной, пугающей и элитарной сферой жизни. Как преодолеть эти страхи, которые свойственны людям простым, но обеспеченным, обладающим достаточными средствами для покупки произведений искусства? Может, есть книги, семинары, фильмы? Что делать, если человек хочет, но боится, робеет?

А.А.: Это большая задача, потому что действительно многие люди стесняются подойти, сделать первые шаги, но, во-первых, сколько бы ни существовало институтов, которые занимаются искусством, – музеи, аукционные дома – само искусство не было создано для этих институтов, оно было создано для простых людей. И любой художник, когда он пишет картину, не обязан тронуть какого-то очень эрудированного специалиста и знатока, он хочет тронуть душу и сердце простых зрителей всех возрастов, всех уровней образования. И это очень утешает, это должно всех нас привлечь к искусству, потому что любое произведение искусства было написано для тебя, для такого человека как ты и ты можешь его понять, там ничего такого страшного нет. Потом есть огромное количество фильмов, книг, людей, передач, которые рассказывают об искусстве, которые дают первую нужную информацию, которая даёт определиться.

Наверно самый верный совет, который я могу дать – это обратиться в фирму, подобную нашей, где работает огромное количество людей, которые только этим и занимаются. Все наши клиенты, создавшие огромные, великие коллекции, тоже начинали с чего-то, они не искусствоведы, она занимались чем-то другим и каждый из них к этому пришел постепенно и с помощью таких людей как я и мои сотрудники.

Т.Т.: То есть можно не бояться, прийти в Christie’s и сказать «Здравствуйте, я обладаю такой-то суммой, я хочу начать свой путь коллекционера, помогите мне, посоветуйте, когда торги, на что обратить внимание, как приобрести свою первую жемчужину?»

А.А.: Именно так, именно так!

Т.Т.: Без стеснения?

А.А.: Без стеснения!

Т.Т.: Ой, сколько я знаю людей, которые очень смущаются!

А.А.: Я тоже! Но надо им все вышесказанное повторить. чтобы они услышали, что двери открыты, что это прелестный мир, он омолаживает, даёт бесконечное количество интересных историй и знаний, и это, на самом деле, такой неисчерпаемый колодец. Человек, который стал заниматься искусством, посвятит им всю жизнь и никогда не устанет и будет только больше им интересоваться и радоваться.

Есть коллекционеры, которые занимаются собиранием искусства, это их страсть, но есть люди, которые занимаются этим всей семьёй и меня это всегда очень радует, потому что это такой чудесный путь для молодых ребят! Когда они растут в окружении искусства – это уже урок по истории, по эстетике и вообще для молодой семьи это потрясающее занятие, которое доступно всем, никого не исключает и все могут на своём уровне с этим связываться. То есть родители на своём, дети на своём. Каждый в меру своего образования, знаний и интересов.

Т.Т.: У меня последний вопрос. Я прочитала, что Вы работаете в Christie’s с 2007 года – это так? Какие Вы заметили самые явные и значительные измения с мире русского арт-рынка, как поменялись покупатели, их вкусы?

А.А.: Я работаю в Christie’s уже почти 10 лет и за этот срок заметил, что русские участвуют всё больше и больше в аукционах и даже сейчас, во времена кризиса и политических затруднений, может, кому-то это стало тяжелее, но, тем не менее, люди приходят, собирают, интересуются, и я думаю, что это будет только расти и расти, потому что любовь к искусству, собирательству, понимание ценности его, почему собирать это не только эгоистически аспект, это приносит благо обществу – это всё заложено в нашей культуре и мы это понимаем.

Мне очень приятно, что, когда я начал работать, русские покупатели интересовались только северно-европейской школой, фламандским и немецким искусством XVI - XVII веков, такими художниками, как Брейгель, Кранахи. Теперь же нет той отрасли, которой бы русские клиенты не интересовались. И итальянским искусством, и французским, и просто всем отраслями. На каждую найдётся русский поклонник. И это кажется мне очень естественным.

Т.Т.: Спасибо Вам большое, было очень приятно пообщаться! Спасибо за Ваши ответы и такие жизнеутверждающие напутствия!

 

Алексей Ашот возглавляет департамент частных продаж «Искусство Старых Мастеров и британская живопись» Christie’s. Свою работу в аукционном доме начал с 2007 года. С отличием окончил калифорнийский Университет Беркли со степенью бакалавра истории искусств. Свою дипломную работу, выполненную под руководством Ти Джей Кларка, Алексей посвятил аспектам автопортретной живописи в творчестве Энгра и Делакруа. Помимо этого, Алексей является магистром искусств Университетского коллекционирования тиражной графики Старых Мастеров.

Господин Ашот прекрасно владеет английским, французским, русским и немецким языками, а его исследования творчества Старых Мастеров регулярно включаются в каталоги Christie’s – одни из последних статей были посвящены работам Гверчино (продана за £5,193,250) и Георга Пенца (продана за £5,641,250).

Выросший в среде эмигрантов из России, Алексей поддерживает тесные отношения со многими коллекционерами из России и стран СНГ. Работая в Christie’s, он регулярно консультирует русских покупателей по вопросам формирования собственных собраний и приобретения единичных работ в ценовом диапазоне от £5 миллионов и выше.

0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page