В прошлом году страна отмечала 125-летие со дня рождения одного из величайших отечественных архитекторов ХХ века, классика архитектурного авангарда – Константина Степановича Мельникова (1890-1974).
К.С. Мельников у себя в доме-мастерской на Кривоарбатском переулке. Фото: Анри Картье-Брессон, 1972 г., Москва.
Константин Мельников был один из лидеров авангарда в советской архитектуре в 1920-е -1930-е годы. Еще при жизни, в 1930-е годы, Мельников получил мировое признание, добился звания «великий русский архитектор», которым, без сомнения, остается до сих пор.
В начале своего творческого пути Мельников работал в стиле неоклассицизм, однако, постепенно «при создании архитектурного образа переносит центр тяжести с ордерных деталей на общую объёмно-пространственную композицию», как пишет исследователь авангардной архитектуры и творчества К.С. Мельникова Селим Омарович Хан-Магомедов (1928-2011).
Уже в 1920-е Мельников резко отказывается от традиционализма и творит в собственном стиле, не примыкая к группе конструктивистов, среди которых были братья Веснины, М. Гинзбург, браться Голосовы.
В 1927—1929 годах настал «золотой период» гениального архитектора. Именно в эти годы он создает свои знаменитые гаражи, клубы и просто жилые постройки, которые определили облик Москвы 1920-х годов
Специально к торжественной дате представляем список важнейших и знаменитых московских рабочих клубов Константина Мельникова. Перед тем, как представить пятерку клубов, необходимо представить краткую информацию про советские рабочие клубы.
Александр Родченко «Рабочий клуб».
Фрагменты экспозиции на выставке в Париже, 1925
Феномен рабочего клуба в СССР появился в начале 1920-х годов благодаря деятельности Пролеткульта. По сути, рабочий клуб был организационной базой Пролеткульта, которая потом интегрировалась в культурную работу страны. Сами члены-активисты называли клубы «одной из форм активного творческого общественно-коммунистического участия рабочих в строительстве государства», «формой массовой творческой самодеятельности», «школой коммунистического просвещения масс» (А. Иванов). Сейчас функции советских рабочих клубов выполняют лектории при музеях и университетах, кружки для любителей разных видов искусства. В 1920-1930-е гг. в СССР идет активное строительство клубов, большинство реализованных построек принадлежит Мельникову. Все его клубы разные по функциональности и форме. Однако существуют общие черты: гибкая система залов, позволявшая внедрение перегородок или, наоборот, объединение помещений, использование наружных лестниц, свобода интерьеров (С. Хан-Магомедов).
КЛУБ ИМ. РУСАКОВА
1927-1929 | Стромынка ул., 6 | ст. метро: Сокольники
Фасад клуба им. Русакова ©pastvu.com
Этот клуб является первым построенным Мельниковым в Москве. Заказчиком выступал Союз транспортников МХК, которые были заказчиками знаменитого Бахметьевского гаража (ныне Еврейский музей и центр толерантности) и гаража для грузовых машин на Новорязанской улице. Также эта постройка – первое в мире здание, где балконы зала вынесены в экстерьер и находятся в трех кубах, выступающих из объема. Мельников «взрывает» размеренный ритм застройки Стромынки и Бабаевской улиц необычным, энергетически заряженным зданием (А. Броновицкая).
Фасад клуба со стороны Бабаевской улицы
Объем, обращенный к Стромынке, якобы «выстреливает» кубическими лучами из острого выступа театральной сцены. На главном фасаде между кубическими выступами вставлены узкие, вертикальные стеклянные витражи, под центральным «кубом» так же располагается стеклянный витраж. Такая расстекловка добавляет архитектурному образу ритмичность и графичность. Скульптурность объема подчеркивалась цветовым и световым контрастом: угловая часть и верх портала сцены были сделаны из неоштукатуренного красного кирпича, боковые части кубов были покрашены в белый цвет, нижние поверхности кубов и вертикальные обрамления витражей – в темно-серый. Сейчас здание пострадало при реконструкции, хоть и сохранило объемно-пространственное решение.
Клуб им. Русакова. Современное состояние
КЛУБ ФАБРИКИ «БУРЕВЕСТНИК»
1927-1929 | 3-я Рыбинская ул., 17 | ст. метро: Сокольники
Клуб «Буревестник» ©pastvu.com
Клуб «Буревестник» был построен Мельниковым для одноименной обувной фабрики. Проект создавался в паре с архитектором А.М. Калмыковым, работавшем в стиле ар нуво. Постройка представляет собой асимметричный объем: небольшой и длинный прямоугольный корпус со зрительным залом и пятилепестковую в плане застекленную башню. За главным фасадом скрываются два прямоугольных объема, вырастающие друг из друга. Мельников предполагал в основном пространстве сделать театральный зал, который трансформировался в бассейн, но из-за «тугого младенчества техники» (К.С. Мельников) бассейн не построили. Однако эта постройка с контрастными объемами при разных функциональных назначениях развивает мельниковскую концепцию единой выразительной формы объема клуба с трансформирующимся интерьерным пространством.
Пятилепестковая в плане башня.
Клуб «Буревестник» ©pastvu.com
Сейчас облик здания подвергся изменениям после ремонта в 1990 году – исчезли оконные проемы, упростился рисунок оконных перегородок, почти полностью исказились интерьеры. В настоящее время в здании располагается Фонд содействия сохранению русского наследия «Русский авангард».
Современное состояние клуба
КЛУБ ДОРХИМЗАВОДА ИМ. М.С. ФРУНЗЕ
1927-1929 | Бережковская наб., 28 | ст. метро: Киевская, Студенческая
Клуб Дорхимзавода им. Фрунзе
Клуб имени Фрунзе является самым маленьким из клубов Мельникова «золотого периода» и располагается на территории Дорогомиловского химического завода им. Фрунзе. Мельников намеренно придал архитектурному объему клуба лаконичный и строгий характер, чтобы не соперничать с изысканным Новодевичьим монастырем на другом берегу реки. Центральный прямоугольный объем со скошенной кровлей предназначался для зрительного зала. Вперед выдвинут цокольный этаж, который образует террасу, по бокам основного объема располагаются вертикальные выступы с витражами. Мельников предполагал внедрить «живые стены», которые давали возможность увеличивать пространство зрительного зала за счет объединения фойе и основного объема, но задумка не осуществилась. Первоначальный план подвергся изменениям: на фасаде появился второй ряд окон, со стороны двора была пристроена столовая, в результате чего нарушился кристаллическая цельность постройки. Сейчас здание отреставрировано и охраняется как объект культурного наследия.
Современное состояние клуба Дорхимзавода им. Фрунзе
КЛУБ ФАБРИКИ «СВОБОДА»
1927-1929 | Вятская ул., 41а |ст. метро: Савеловская
Клуб «Свобода»
Клуб парфюмерной фабрики «Свобода» был заказан Союзом химиков. Архитектор делает здание горизонтально вытянутым, размеренным. При реализации проекта Мельников столкнулся с некоторыми ограничениями. В изначальном проекте здание представляло собой «эллипсоидную в сечении цистерну», зажатую между двумя фланкирующими башнями (А. Броновицкая).
Первоначальный план клуба
В нижней части здания предполагался бассейн, а в верхней – зрительный зал, который делился с помощью опускной стены на две части. Но, к сожалению, не был осуществлен ни бассейн, ни эллипсоидная форма здания, ни подъемник для опускной стены. В результате мы видим граненую форму постройки, лестницы, заменившие наружные пандусы. Зато декор отличался цветовым разнообразием. Здание было окрашено в четыре цвета – черный, белый, серый и кирпично-красный. Сейчас здание значительно перестроено, в нем находится ресторан и караоке-бар.
Современное состояние клуба «Свобода», 2006-2008 гг.
КЛУБ ЗАВОДА «КАУЧУК»
1927-1929 | Плющиха ул., 64 | ст. метро: Фрунзенская, Парк культуры
Клуб «Каучук» ©pastvu.com
Клуб «Каучук», как клубы фабрики «Свобода» и Дорхимзавода им. Фрунзе, строился по заказу Союза химиков. Здесь Мельников проявил свой талант градостроителя – он участвовал в проектировке района Хамовников (проект «Новая Москва»).
Клуб стоит на пересечении предполагаемого тогда бульварного кольца и улицы Плющихи. Дабы сделать акцент на новом участке города Мельников делает объем здания в четверть круга, обращенный дугой к перекрестку. По боковым сторонам к зданию клуба примыкают разновеликие прямоугольные постройки. По оси здания вперед вынесен круглый павильон (там располагалась касса).
Лестницы, опоясывающие его, вели в зал на втором этаже. Полукруглый фасад украшен вертикальными стеклянными витражами, добавляющие ритмичность объему. По задумке Мельникова центральная часть здания-сектора со сценой должны была подниматься до уровнябалконов, в результате чего освобождался нижний ярус для массовых представлений, например, танцев. Но как во всех его клубах такая радикальная задумка не была реализована – слишком Мельников опережал свое время.
Современное состояние клуба «Каучук»
Интересные факты:
В 2001 году Российская академия архитектуры и строительных наук проводила опрос среди своих членов. По результатам опроса К.С. Мельников занял первое место среди выдающихся архитекторов ХХ века
Константин Мельников родился в Соломенной сторожке села Петровско-Разумовское (ныне Тимирязевский район). Детство и юность великого архитектора прошли в подмосковной деревне Лихоборы (сейчас ст. метро Окружная или Петровско-Разумовская)
Знаменитый Дом культуры им. С.М. Зуева на Лесной улице, который построен Ильей Голосовым, изначально проектировался Мельниковым
Мельников осуществлял план застройки Ходынского поля и Бутырского района.
Текст: Анастасия Бойе