top of page

Марсель Янко: «еврейский» авангард


В этом году арт-мир отмечает 100-летний юбилей дадаизма, самого противоречивого и самого интернационального движения первой половины жестокого ХХ века. Дадаизм появился стихийно и внезапно в 1916 году в мирном Цюрихе, заявив о себе как о главных героях мира современного искусства.

Основателями дадаизма были молодые художники, поэты, кинематографисты совершенно разных национальностей – немцы, французы, эльзасцы, шведы, швейцарцы, выходцы из Восточной Европы.

Одними из таких были два друга Тристан Тцара и Марсель Янко – румыны еврейского происхождения. Первый – Тристан Тцара (Сами Розеншток) оставил огромный след в дадаизме и сюрреализме и известен повсеместно. А вот про последнего – Марселя Янко (впоследствии отвергнутого его же коллегами) – в хрониках дадаизма содержится очень мало информации. После распада цюрихской группы и окончательного завершения исторического авангарда в 1930-х годах о Янко совсем перестало быть что-либо слышно. Однако, живопись Янко не оставил, он продолжал работать, и творил уже в Израиле.

Марсель Янко являлся одним из «отцов»-основателей дадаизма, состоял в цюрихской группе – «колыбели» всего мирового дадаизма.

Марсель Янко в студенческие годы

Марсель Янко (ур. Marcel Hermann Iancu (Janco), ивр. ‏מרסל ינקו‏‎ ) родился 24 мая 1895 года в Бухаресте в обеспеченной еврейской семье Херманна и Рахели Янку. С детства мальчик проявлял художественный талант. Параллельно с обучением в средней школе, он брал уроки у живописца и рисовальщика Иосифа Изера. Тот ему привил знание основ живописи, знание наследия великих мастеров. В 17-летнем возрасте Янко с друзьями-сверстниками начал выпускать два литературных журнала – «Символ» и «Зов», где впервые были опубликованы его рисунки.

Маски Марселя Янко: «Портрет Т.Тцара» (1919) и «Маска» (1919)

В 1915 году, в возрасте двадцати лет, он отправился в нейтральную Швейцарию изучать архитектуру в Политехнической школе Цюриха. Тогда же он начал принимать активное участие в деятельности модернистского движения, выбравшего своей площадкой «Кабаре Вольтер» (фр. Cabaret Voltaire). Вместе с завсегдатаями клуба Хансом Арпом, Рихардом Хюльзенбеком, Хуго Баллем, Тристаном Тцарой и другими он основал новое авангардное движение, дадаизм, основным оружием которого была острая критика буржуазного общества и коммерческого искусства.

Танцующая Софи Тойбер-Арп в маске, сделанной М.Янко для перформанса,

подготовленного к открытию Галереи Дада (1917)

Как известно, в «Кабаре Вольтер» дадаисты ставили язвительные перформансы, вызывающие шок и негодование у буржуазной публики, привыкшая к совершенно иному роду постановок и подаче. Марсель Янко не только создавал необычные маски, которые надевали участники шоу, но и сам выходил на сцену, участвовал во всех постановках. Помимо этого, он продолжал заниматься живописью, был членом художественной группы «Новая жизнь» и участвовал в организации группы «Объединение радикальных художников». Работает вместе с румынскими авангардистами, развивает современное румынское искусство.

В 1921 году Янко едет в Париж, к своим французским коллегам, выступает с речью о том, что дада – универсальное направление, однако не нашел отклика. Через год он возвращается в Румынию и работает там уже вне группы Дада.

Там, в Румынии, он издает свой журнал «Контимпоранул» (1922-1933) в котором публикует не только свои графические работы, но и статьи, эссе. Вместе со своим братом Юлием Янко открывает архитектурное бюро – по их проектам создано много жилых и общественных зданий в Бухаресте. В своем архитектурном творчестве он был приверженцем идей конструктивизма, испытал влияние Мозера и Ле Корбюзье; его дома отличает индивидуальный стиль, легкие и ясные линии, необычное соотношение архитектурных форм, отсутствие пышного декора, только геометрические формы. Его архитектура во многом напоминает его же абстрактную живопись с её чистыми формами и ясными линиями.

Марсель Янко. Дом «Базальт» ( Базальтин- билдинг) в Бухаресте (1935).

Фото: Маргарет Бёрк-Уайт (1940)

Во время Второй мировой войны в Румынии начались антисемитские погромы. В 1941 году Янко вместе с семьей принимает решение репатриироваться в Палестину; позднее переезжает в Эрец-Исраэль. К тому времени он уже сложился как яркий живописец, представитель европейского авангарда.Его работы представляют собой смесь футуризма, экспрессионизма, кубизма и конструктивизма. Этот интересный стилистический «микс» формировался в течении всей творческой жизни художника. Ранний Янко испытал влияние своего учителя постимпрессиониста Иосифа Изера. После 1913 года он открыл для себя Андре Дерена, ван Гога, Матисса, Сезанна и французских кубистов. Позже на его художественный язык повлияли футуризм и экспрессионизм. После того, как он примкнул к группе дадаистов, фигуративный элемент в его живописи был подавлен – Янко обратился к абстракции. В результате работы его отражали «микс» из влияний, оказанных, в первую очередь, кубизмом и футуризмом. Ханс Арп, коллега Янко, описывал его стиль как «зигзаг-натурализм».

Марсель Янко. Натюрморт

Янко вдохновлялся африканским, этрусским, византийским и романским искусствами, считая их «более искренними и духовными, чем ренессансное и производное от него искусство». Также, историки искусства Гарри Сейверт и Том Сэндквист утверждают, что в работах Янко содержится связь с визуальными (живописными) традициями хасидизма; в его работах доминируют темные тона, предпочитаемые еврейским искусством ХХ века. В 1930-е годы в стилистическую «мешанину» художественного языка Янко добавилось влияние конструктивизма, набиравшего популярность в Румынии.

 

После приезда в Святую Землю Янко устроился на госслужбу – занимался планированием парковых зон. Он много путешествовал по стране в поисках участков для парков и не расставался с альбомом, куда зарисовывал то, что попадалось на пути. На земле Израиля в художественном языке художника произошли изменения. Хоть он предпочитал абстрактное искусство, именно в эти годы он решил отказаться от него в пользу фигуративного начала. Его палитра становится более яркой, обретает жизнерадостность. Прежде темные оттенки сменились позитивными и сочными тонами – синий, желтый, красный, оранжевый. На полотнах появились средиземноморские виды, морские пейзажи, жители, тема борьбы за независимость. Янко в своих картинах писал героев нового времени – солдат, простых граждан, работяг, строителей, людей, борющихся за мир, развивающих свою новую Родину; создавал образ, символ нового, могучего человека.

Марсель Янко. Пейзаж

Кроме живописи Янко занимался керамикой. Он выполнил керамические панно для Хайфского университета, зала «Масада» в Беэр-Шеве, керамические стены для цфатской больницы и станции «Кармелит» в Хайфе. Эти работы отличались героическим и пафосным посылом, были перенасыщены символикой – менора, скрижали завета, солдаты, голубь и др.

Марсель Янко. Эскиз к панно.

Видно много символов, как менора, голубь. Также видна сцена борьбы Самсона со львом. На этом эскизы хорошо видна та особенность стиля Янко – смесь футуризма, кубизма, экспрессионизма и конструктивизма; яркие и сочные цвета, но одновременно мрачные; драматичность и мистичность образов.

В 1953 году Янко прогуливался в горах Кармель и натолкнулся на полуразрушенную, заброшенную арабскими жителями деревушку. Это место очаровало художника соединением арабского и римского искусства, живописностью. У Янко созрела гениальная идея превратить заброшенную деревню в город художников, в которой они могли жить и работать. Концепция «коммуны для художников», идея о художниках-братьях, поэтика художественного братства была знакома Янко еще с юности, в период увлечения экспрессионизмом.

Марсель Янко. Панно «Марина» (1930)

Первое время жить в Эйн-Ход было невозможно – отсутствовала инфраструктура, большинство домов было разрушено, условия жизни были невыносимыми. Но Янко не сдавался. Вскоре там была построена галерея, где выставлялись работы художников; открыта школа, где преподавал Янко. Сам он называл свою авантюру «важнейшим в своей жизни дадаистским действием». Под конец жизни Марселя Янко, в середине 1980-х годах деревушка разрослась, в ней открылся музей «Янко Дада» носящий имя живописца и посвященный его творчеству. Янко стремился соединить, слить воедино разные виды искусства. Основание деревни Эйн-Ход и музея Янко Дада стало отражением этой идеи соединения высокого и прикладного искусства. Оно отражало сам стиль работы Янко, в своем творчестве он сочетал занятия живописью и архитектурным проектированием, созданием театральных декораций, скульптур, керамики.

 

О музее Янко Дада

Здание музея было построено архитектором Моше Зархи. Центральная часть музея посвящена произведениям Марселя Янко. Разделяется экспозиция на три условные части: румынский и израильский периоды и стенные панели (фрески и эскизы для керамики, сделанные Янко по заказу судоходной компании «Цим»). Также есть еще четыре помещения для временных экспозиций. В музее выставляются только художники-дадаисты и художники, как-то связанные с Марселем Янко. Видео-арт выставляется в «Траншее» - специальном помещении, вырытом под нижним выставочным залом.

Здание музея Янко Дада

Кроме того, музей поддерживает проект «Картины на стенах» - готовятся произведения и выставляются в необычных для них местах (тут, видимо, делается отсылка, некий оммаж Марселю Дюшану, выставивший писсуар в музее). В соответсвии с направленностью музея тут проводятся выставки в дадаистическом духе. В год музей проводит около 20-ти выставок, к многим выпускают каталоги со статьями и фотографиями. Также, музей ежегодно выплачивает гранты для молодых художников. Здесь часто можно увидеть необычные инсталляции – скульптура из перцев, воздушные пузыри, наполненные краской, тент из офисных скрепок, картины из животного корма и звериной шерсти. Все это – способ взаимодействия израильских художников с движением дада. В музее и детям есть чем заняться – тут существует творческая лаборатория «Маабадада», где дети могут «поиграть» в дадаизм.

Последние двадцать лет были очень плодотворными для живописца. В эти годы он возвращается к чистому абстракционизму, на его полотнах опять появляются линии и геометрические фигуры. Он трудился над продвижением своего «поселка художников» Эйн-Ход. За вклад в процветание и развития Израиля ему присуждена премия государства Израиль.

21 апреля 1984 года Марсель Янко умер, оставив богатое наследие потомкам – полотна, рисунки, архитектурные проекты, тексты и многое другое.

 

Интересные факты:

Информация о музее:

Часы работы: будни – 9:30-15:30, по пятницам - 9:30-14:00, по субботам – 10:00-16:00

Стоимость: 10-20 шекелей

Сайт музея: www.jankodada.co.il

Текст: Анастасия Бойе

0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page