top of page

9 топ-лотов предстоящего аукциона русского искусства Christie's

Аукционный дом Christie’s проведет живой аукцион русского искусства в традиционном формате 23 ноября 2020 года в Лондоне и представит коллекционерам целый ряд знаковых произведений из частных коллекций и из собраний потомков таких выдающихся художников XVIII-XXI веков. Несмотря на то что аукцион состоится в традиционном формате, присутствовать на нем лично будет невозможно в связи с карантином в Лондоне. Следить за торгами и делать ставки онлайн можно будет в режиме реального времени, не выходя из дома через Christie’s LIVE TM, либо по телефону со специалистами Christie’s. В этой статье мы расскажем вам о 9 топ-лотах из сегмента живописи предстоящих торгов.

Лот 26 Мария Якунчикова «Париж. Авеню де Ваграм и Триумфальная арка в сумерках» (оценка: £7 000 - 9 000)


В честь 150-летия со дня рождения художницы аукционный дом Christie’s предлагает уникальное собрание работ Марии Якунчиковой, до сих пор хранившихся у её потомков и никогда не выставлявшихся на продажу. Среди 37 лотов представлен самый широкий круг сюжетов и техник – от карандашных набросков, сделанных в путешествиях по Европе, до эскизов легендарной «Лебединой песни», созданной для обложки журнала «Мир искусства» (лот No15), от ботанических акварелей и гуашей (лоты No10 и 14) и пейзажных эскизов маслом до панно, выполненных в оригинальной технике резьбы и выжигания по дереву (лоты No7, 9, 10 и 19). Исторические торги приурочены к масштабной выставке «Мария Якунчикова- Вебер. К 150-летию со дня рождения», проходящей в Государственной Третьяковской галерее с 14 октября 2020 по 24 января 2021 года – по сути, первой серьезной монографической экспозиции со времен посмертной ретроспективы художницы в 1905 году.

Лот 39 Михаил Нестеров «Святое озеро» (оценка: £200 000 – 300 000)


«Святое озеро» Михаила Нестерова (оценка: £200 000 – 300 000) – одна из жемчужин собрания датского коллекционера Иоганна Кваде – оставалось недоступным для широкой публики на протяжении последних 90 лет. Одинокая фигура чем-то напоминает героиню «Великого пострига» (1897–1898), шедевра из коллекции Государственного Русского музея, где процессия обитателей скита провожает в монастырь юную девушку, в последний раз перед отречением проходящую по деревенской улице. В «Святом озере» послушница оказывается наедине с собой, и её пронзительное одиночество подчеркнуто окружающим ландшафтом. Она, кажется, ищет поддержки в стволе дерева, на которое облокачивается. Но существует и альтернативная интерпретация, придающая полотну дополнительный смысл. Нестеров сознательно поворачивает послушницу, стремящуюся к «душевной тишине и покою», спиной к зрителю: она сама выбирает для себя путь одиночества. Дерево, к которому она прильнула, физически и символически выделяется среди остальных. При таком прочтении можно заключить, что величественный русский пейзаж, расстилающийся перед взглядом героини, приоткрывает перед ней завесу духовной вечности. Эта работа экспонировалась на «Выставке русской живописи последних двух столетий», организованной в декабре 1932 года комитетом под председательством Николая Богданова- Бельского в Риге.

Лот 38 Иван Айвазовский «Буря» (оценка: £250 000 – 350 000)


К числу топ-лотов предстоящего аукциона следует отнести две работы Ивана Айвазовского. Одна из них – написанная в 1855 году картина под названием «Буря» (оценка: £250 000 – 350 000). Айвазовский увлекся бурями и кораблекрушениями в 1850-е годы. Предлагаемая на продажу картина выполнена в характерной для того времени манере. Известен эскиз на бумаге под названием «Кораблекрушение на скалах у крепостной башни», который датируется тем же 1855 годом и находится в частной коллекции. Яростное пламя охватывает тонущий корабль, разнесенный в щепки могучими волнами, а на заднем плане громоздится зловещего вида башня. Художник стремится вызвать у зрителя ужас и благоговение перед стихией. Однако на холсте оставляет людям некоторую надежду: в правом нижнем углу можно разглядеть шлюпку с горсткой моряков, которым удалось спастись. По палитре холст напоминает «Сотворение мира» (1841, Государственный Русский музей).

Лот 42 Иван Айвазовский «Генуэзские башни на Черном море» (оценка: £700 000 – 900 000)


Вторая картина Айвазовского – это «Генуэзские башни на Черном море» (оценка: £700 000 – 900 000), написанные в 1895 году, когда Айвазовский проводил все свое время на родине, в Феодосии. Художник старался как можно чаще навещать семью и друзей, постоянно возвращался к крымскому порту в своих работах. Это полотно исключительной выразительности, представляющее развалины средневековой крепости в том месте, где они ближе всего подходят к берегу. В «Генуэзских башнях на Черном море» Айвазовский добивается драматического эффекта в очень характерной для себя манере. На горизонте уже начинают собираться тучи, а могучие волны с возрастающей силой разбиваются о стены крепости – очевидно, грядет шторм. Этот потрясающий ночной пейзаж, упомянутый у биографа Айвазовского, Николая Барсамова (1892–1976), долгое время находился в частной коллекции. Теперь, впервые за 40 лет, работа появляется на аукционе.

Лот 63 Зинаида Серебрякова «Обнаженная» (оценка: £400 000 – 600 000)


Творчество Зинаиды Серебряковой будет представлено на торгах тремя работами французского периода ее творчества, которые находились в собственности потомков художницы и выставляются на продажу впервые. Картина «Обнаженная», на которой изображена дочь Серебряковой Катя (оценка: £400 000 – 600 000), была написана около 1928 года, когда Катя прибыла в Париж в возрасте 15 лет. Полотно относится к знаменитой серии картин художницы с изображением обнаженной женской натуры, которая восходит к широко известной картине «Баня» 1913 года, находящейся в собрании Государственного Русского музея. После революции Серебряковой было трудно найти натурщиц для своих работ, поэтому вместо них ей часто позировала дочь Катя. К примеру, картина «Спящая девочка на красном одеяле», на которой также изображена Катя в возрасте 10 лет, участвовала в знаковой нью-йоркской выставке 1924 года, а затем была продана за $500. В июне 2015 года эта же работа ушла с молотка за £3 845 000, установив ценовой рекорд на произведения художницы.

Лот 62 Константин Коровин «В саду» (оценка: £200 000 – 300 000)


Картина Константина Коровина «В саду» была написана приблизительно в 1923 году (оценка: £200 000 – 300 000). Сам Коровин называл свои вещи «кусками красоты». «В саду» идеально подходит под это описание. С полотна на нас смотрит улыбающаяся женщина в ослепительно белом наряде, которая присела на тенистую скамейку в разгар прекрасного, солнечного дня. Стремясь уловить его мимолетную прелесть, художник прибегает к широким, вольным мазкам, которые создают почти осязаемое ощущение лета и пронизанного светом воздуха. Превосходно передана изысканная ткань платья и нежная зелень на заднем плане, а теплые краски подобраны таким образом, что на полотне как будто бы оживает жаркий летний день со всеми его звуками и запахами. Известный художественно-литературный журнал «Жар- птица», выходивший на русском языке в Берлине (а затем и в Париже), посвятил иллюстрированную статью с репродукцией на всю страницу картины «В саду» по случаю персональной выставки Коровина, проходившей в галерее Carl Nicolai в Берлине в мае и июне 1923 года. Помимо этой работы на аукцион выставляется еще один великолепный пейзаж кисти Коровина «Французский порт летом», оцененный в £80 000 – 120 000.

Лот 61 Петр Кончаловский «Белкино. Садик» (оценка: £300 000 – 500 000)


Картина «Белкино. Садик» (оценка: £300 000 – 500 000) является великолепным примером творчества Петра Кончаловского знаменательного периода его пребывания с семьей в имении Белкино с весны до зимы 1907 года. Это время стало поворотным моментом в его карьере и, по его собственному признанию, определило его как художника. В Белкино Кончаловский написал целый ряд этюдов в импрессионистической манере. Влияние на художника произведений импрессионистов, в особенности Клода Моне (1840–1926), очевидно в этой работе. Картина Моне «Стога сена» была представлена на Французской художественно-промышленной выставке в 1891 году, а в 1895 году целая серия работ с таким названием была представлена в Москве. Произведения великого французского импрессиониста произвели особенно сильное впечатление на молодого Кончаловского, который увидел работу Моне еще в начале 1890-х. В своем белкинском пейзаже Кончаловский воссоздал все то, что так поразило его в картине французского художника: трепетное чувство жизни, легкий и непосредственный стиль письма, яркость колорита и обновление живописной палитры.

Лот 75 Александра Экстер «Карнавал в Венеции» (оценка: £250 000 – 350 000)


Картина Александры Экстер «Карнавал в Венеции» оценена экспертами аукционного дома в £250 000 – 350 000. С этим полотном связана замечательная история. «Карнавал» долгие годы принадлежал Инно Эзратти – текстильному фабриканту, еврею по национальности, с которым Экстер свела знакомство в Париже. Они были по-настоящему близкими друзьями: когда нацистские войска заняли Францию и начали сотнями арестовывать и депортировать евреев, Экстер спрятала предпринимателя и спасла ему жизнь. В благодарность Эзратти покупал у художницы работы, снял ей мастерскую и до конца жизни обеспечивал заказами. Со своей стороны, Экстер в знак признательности сделала Эзратти одним из своих душеприказчиков и завещала ему немало холстов. Вторым душеприказчиком стал художник Семен Лиссим, еще один близкий друг Экстер, живший в Америке. Холсты Экстер нечасто появляются на рынке, а работы с таким безукоризненным провенансом – особенная редкость. Выдающийся талант и успешная карьера Экстер сказываются на стоимости ее работ: на аукционах они дважды преодолевали отметку в £1 миллион фунтов.

Лот 67 Василий Шухаев «Коллиур. Мистраль» (оценка: £50 000 – 70 000)


Написанное в 1927 году полотно Василия Шухаева «Коллиур. Мистраль» (оценка: £50 000 – 70 000) относится к серии работ художника, экспонировавшихся на выставке в брюссельской галерее «Кодак» в 1929 году. Коллиур, городок на берегу Лионского залива, известен как родина фовизма, вдохновлявшая Матисса, Дерена, Вламинка и других живописцев. Второе название картины заостряет внимание на такой отличительной черте Коллиура, как мистраль – холодный северо-западный ветер. Всего на выставке в галерее «Кодак» было представлено три пейзажа с изображением Коллиура. Один из них, ныне известный как «Бухта Коллиур», с 1970-х годов находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Это один из лучших французских пейзажей Шухаева, в котором автору удалось решить сложнейшую композиционно-колористическую задачу и исключительно точно передать цвет воды в бухте. Первые шаги художника в этом направлении можно наблюдать в работе «Коллиур. Мистраль».



Comments


bottom of page