top of page
Асатурова Анна

О кураторстве в диджитал-сфере: интервью с основательницей CADAF – Еленой Завелев

В 2019 году в Нью-Йорке открылась первая в мире ярмарка современного и цифрового искусства – CADAF. Её основала Елена Завелев – искусствовед, выпускница Christie’s Education, основатель и генеральный директор New Art Academy — образовательного ресурса по ArtTech, блокчейну и искусственному интеллекту для мирового арт-рынка. Мы поговорили Еленой о ярмарке, кураторстве в мире диджитал-арта и NFT.

- Елена, до основания CADAF Вы работали со многими арт-технологическими компаниями и уже давно занимаетесь диджитал-искусством. Как Вы можете охарактеризовать диджитал-арт, и как бы Вы объяснили нашим читателям, какова роль CADAF в мире цифрового искусства?


Елена: Диджитал-арт – это довольно старое направление в искусстве, оно не появилось вчера или в прошлом году. Есть цифровое искусство, которое было создано в 60-ых, 70-ых годах. В последнее время из-за популяризации блокчейна и принятия его на художественном рынке, а также из-за возникновения большого количества платформ, которые художники могут использовать для того, чтобы токенизировать свои работы, в связи с возникновением огромного количества комьюнити, где художники могут общаться, создавать коллаборации и так далее, к цифровому искусству стало привлекаться гораздо больше массового внимания.

Фокус нашего проекта – это очень разные виды цифрового искусства, очень важно понимать, что мы не специализируемся только на крипто-искусстве.

У нас очень разные форматы: это и видео, и 3D, и анимация, дополненная реальность, виртуальная реальность, ну и NFT тоже. Сейчас CADAF выступает как такая платформа, на которой сходятся и маркетплейсы, которые участвуют в качестве галерей (на последней ярмарке мы работали с SuperRare, OpenSea и другими маркетплейсами, которые представляют свои курированные коллекции), различные мировые художники и даже музеи (например, музей HEK Basel). У нас гибридное мероприятие: есть и цифровая ярмарка, которая проходит виртуально, и физическая. Наши коллекционеры могут увидеть, во-первых, очень разное цифровое искусство, во-вторых очень разнообразных игроков, которые оперируют в сфере цифрового искусства. Надеюсь, если ковид позволит, то в этом году или уже в следующем мы проведем мероприятие оффлайн.

Источник: art.art

- Мы слушали Ваше выступление на ArtRussia, где Вы говорили о том, что диджитал-арту, как и искусству NFT давно не хватало кураторов. Выставки CADAF проходят уже не первый год, удалось ли Вам как-то изменить ситуацию в этой области и как Вы справляетесь с хаосом, царящим в интернет пространстве?


- Да, курирование распространено в музеях, галереях, но в интернет пространстве такая практика была не особо распространена, но сейчас ситуация постепенно начинает изменяться. Курирование в сфере цифрового искусства обретает некую популярность, аукционные дома проводят курируемые продажи цифрового искусства, это становится очень модным. Наверное, с моего выступления на Art Russia многое изменилось, но все равно этот рынок пока что в самом зачаточном состоянии. Поэтому сейчас очень хорошее время для кураторов присоединяться к проектам в сфере цифрового искусства, это очень плодотворное и благодарное пространство именно для них.


- Нужно ли кураторам цифровых выставок иметь какое-то дополнительное образование в IT-сфере или это делается через посредников, а роль и функции куратора остается прежней?


- Программировать уметь не нужно, в этом плане можно смело выдыхать. Но для куратора хорошо бы разбираться в технологиях в целом. То есть знать, какими технологиями создается искусство, чтобы лучше понимать, что за ним стоит, как оно устроено.


- В этом году Вы организуете уже четвертую ярмарку. Как Вы оцениваете CADAF 2021 по сравнению с 2020?


- Я расцениваю очень позитивно. У нас было гораздо больше продаж из-за популярности NFT.

CADAF Online 2021 Sales

- У Вас очень международная ярмарка. Можете ли Вы сказать, где лучше и динамичнее развитие цифрового искусства на сегодняшний день?


- У нас были художники и из Индии, и из Азии, очень много людей было из Европы, потому что у нас европейские партнеры, из России были представители, очень много было американских художников.

Американский рынок очень крупный в этом плане, он сейчас лидер.

Но в принципе это очень популярная тема по всему миру, сейчас художники читают новости и хотят приобщиться к этой новой волне.


- Как художникам попасть на вашу ярмарку? Сложно ли это?


- Нужно проходить отбор. Каждый художник делает Application, мы с кураторами просматриваем все заявки и в итоге принимаем тех, кто подходит нам.


- А большой вообще конкурс?


- Конкурс средний, просто мы внимательно смотрим на все работы, чтобы работать только с качественным контентом.

Andy Picci, Love Yourself; Curated by CADAF

- Мы часто общаемся с галеристами на тему диджитал-арта и NFT-искусства. Как мы заметили, пока что большинство из них не заинтересованы этой темой, а может быть просто не понимают, как они могут в эту сферу "зайти". Как человек, занимающийся кураторством выставок диджитал-искусства, можете ли Вы как-то прокомментировать этот момент? Стоит ли галеристам, занимающимся искусством физическим, пытаться внедряться в сферу диджитал? Есть ли в этом какая-то идейная и коммерческая выгода?


- Зависит от галереи. Если она уже занимается цифровым искусством, то начать разбираться в NFT – это очень хорошая идея. В рамках нашей ярмарки мы проводим много образовательных программ и бесед с лидерами рынка. На нашем Youtube-канале много лекций и дискуссий на эту темы. Но если галереи занимаются только традиционным искусством, то пусть они занимаются только традиционным искусством, это нормально.


- Если галеристы работают с диджитал-художниками, выгодно ли будет для них токенезировать работы художников? Есть ли вообще в системе NFT место для посредника в виде галериста?


- На мой взгляд роль галериста все равно очень важна. И как я уже говорила, у нас принимают участия галереи. Если художник выступает сам, то ему приходится решать огромное количество практических вопросов, так же, как и в любом другом виде искусства. Если художник готов все это делать сам – хорошо, но многие художники не могут заниматься земными вопросами. Это огромное количество и маркетинга, и бизнес-вопросов, и это то, с чем галереи всегда помогают. Поэтому место для галеристов есть, однозначно.


- А как это происходит на техническом уровне?


- В основном художники должны сами загружать свои работы, чтобы сохранять авторство за собой. Но так как весь этот процесс токенизации работ стоит довольно много, то было бы хорошо, чтобы расходы покрывала галерея. Это индивидуальный путь каждого художника и его галереи. Все очень индивидуально.

CADAF Online 2021 Sales

- Некоторые считают, что NFT, как и криптовалюта – мыльный пузырь, который может лопнуть в скором времени. Что Вы думаете на этот счет? Такой ли это мыльный пузырь в самом деле или же это новое понимания обладания?

- NFT как способ записи информации – это один вопрос. NFT как вид искусства, который покупают с помощью криптовалюты – это другой вопрос. Я думаю, что сейчас все очень мобильно, рынок будет развиваться, работы, которые сейчас называются NFT, завтра будут принимать другие направления. Но сам интерес покупки искусства за криптовалюту будет определяться интересом к криптовалюте. В целом, я не думаю, что это куда-то уйдет.


Теги:

0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page