Мы рады представить нашего нового медиа-партнера – англоязычный проект ArtyGeneration, основателем которого является француженка Марин Биро, живущая в Париже и исследующая российскую арт-среду. Мы поговорили с ней о восприятии России и русского искусства из-за рубежа, о сложностях, которые надо преодолеть арт-рынку и о пути развития ее проекта.
- Возможно, этот вопрос для Вас уже давно стал обыденностью, но все-таки, почему ArtyGeneration освещает именно русское арт-сообщество?
Марин Биро: Я ведь жила в России почти два года. И мне было интересно познакомиться с русскими людьми, с русской культурой, естественно, я ходила в музеи и галереи. Но эффективнее всего было знакомиться с помощью других людей, именно поэтому в какой-то момент я начала брать интервью. То есть я начинала это для себя. Такой подход помогал мне лучше узнать и понять русскую атмосферу. И, поскольку общалась я в основном на английском, я сразу поняла, что мне нужно распространять эти интервью именно на англоговорящую аудиторию, потому что так получится охватить мультинациональный контингент. Тем более, я сама столкнулась с тем, что найти контент про русский мир искусства на английском языке достаточно сложно.
- Может быть у вас было любимое арт-место в России? В Москве?
- Если говорить о местах за пределами Москвы, то я влюбилась в Никола-Ленивец. Я была там во время проведения «Архстояния», мне нравится такой интерактивный опыт, арт-фестиваль с электронной музыкой. А в Москве... может быть, это не оригинально, но все классические музеи с собранием старинного искусства мне понравились. Из более современных – галерея Cube и центр современного искусства Винзавод. На Винзаводе мне очень понравились студенческие выставки, я, к сожалению, не помню название мероприятия, но это было очень интересно. И еще Рихтер, чудесное место.
- Вы чувствуете себя близко к русской культуре, к русскому искусству?
- Да, конечно, у меня много друзей в России, и я часто общаюсь с русскими людьми. И в Москве мне было очень комфортно, хотя, конечно, если ты не говоришь на языке, ты не можешь понять всего. Мне кажется, что русские, как и французы, очень теплые и гостеприимные. Да и вообще русская и французская культуры не раз пересекались за последние века. Но если говорить не обо мне, то я чувствую, что препятствия есть, и их надо преодолевать.
Европейцам важно начать думать о России не только в контексте классических имен, как Чайковский и Малевич, нужно начать узнавать больше.
И в обратную сторону это так же: Франция – это не только импрессионисты и Ален Делон, уже давно появились новые имена. Поэтому задача ArtyGeneration такие барьеры разрушать.
- На самом деле, многие русские считают, что современная российская арт-сцена вторична, она более низкого качества, и иностранцам, у которых есть доступ к более интересным объектам и художникам, просто нечего у нас почерпнуть. Учитывая направленность Вашего проекта, можно сделать вывод, что Вы это мнение не разделяете. Но все же хочется услышать Ваши мысли на этот счет.
- Я думаю, что русское творчество точно не ниже, но в чем российской арт-индустрии, пожалуй, не хватает качества – это инфраструктура. Потому что мне нравится национальная арт-экосистема, она очень динамичная, много галерей, арт-пространств, художников. Но для меня этот рынок кажется будто немного искусственным, не хватает прозрачности, и это мешает полноценно выйти на другой уровень, в том числе международный. Конечно, в России есть и аукционы, и представители известных аукционных домов, много организаций, которые делают огромную работу, делают, что могут, чтобы создать баланс на рынке. Но пока не придет осознание, что каждый участник процесса должен стремиться к этому, процесс будет достаточно сложным и долгим.
- Между прочим, слоган на вашем сайте, «Креативные люди России, соединяйтесь!», он не про это? Есть в этом намек на известный коммунистический лозунг, но нет ли намека на то, что российскому сообществу в первую очередь нужна сплоченность?
- Да, это правда, что тут есть немного от советского призыва, хотелось, чтобы это считывалось как юмор и одновременно отсылало к системе, из которой вышла современная Россия и, соответственно, современное российское искусство. Но, на самом деле, у меня изменилось отношение к этому слогану за последнее время. Я изначально хотела донести через него идею, как важно развивать все стадии художественного взаимодействия. В России есть такая проблема, особенно в регионах, когда, например, есть художники и есть музей, но нет галереи. Или галерея есть, но нет конкуренции и здорового рынка. Важны все: художники, дилеры, галереи, музеи, ассоциации, организации, коллекционеры, преподаватели и так далее. Все эти категории существуют, и, не то чтобы они борются друг против друга, но действуют разрозненно, и не у всех есть задача выйти из своей категории и помочь другой. От этого такое неравенство. А ведь здорово взаимодействовать друг с другом, становиться сильнее вместе. И, конечно, сейчас мне кажется, что этот слоган не только про общее развитие, но и про общее стремление в одном направлении.
- Расскажите, пожалуйста, и про название проекта. Содержится ли в нем какой-то особый посыл?
- Я столько времени провела с названием, если честно. Мне нравится идея поколения, потому что это про объединение и инновации, ведь каждое поколение стремится что-то изменить и сообща работает над этим. Поэтому эта идея не про возраст, она скорее про образ мышления. И, на самом деле, это еще и про специфику отношений нового поколения с искусством. Во-первых, мы стремимся к устойчивости больше, чем когда либо. Устойчивости экологической, ментальной, и это отображается в творчестве. Во-вторых, мы живем сейчас в очень визуальном мире, и это влияет и на наше восприятие искусства и на количество его вокруг нас, оно, можно сказать, везде: коллаборации с брендами, реклама, онлайн-проекты. И вместе с этой открытостью искусства, благодаря технологиям и интернету стали более открыты любые сообщества и образовательные программы, можно составить свое образование и стать частью чего угодно. Но тут еще стоит сказать, что при всей цифровизации, этому поколению важно оставаться образованным, не надеяться лишь на электронику.
Марин Биро берет интервью у Ирины Петраковой
- В ArtyGeneration интернациональная команда, но все-таки достаточно маленькая. Хватает ли такого ресурса?
- Когда я только создала проект, я делала все сама: писала, редактировала, фотографировала, было непросто. Но потом интерес к проекту и, соответственно, команда начали расти, и тогда мне стало полегче. Интернациональная команда это очень сподручно, особенно это чувствуется сейчас, в пандемию, потому что у нас есть возможность действовать на разных территориях, в том числе в России, благодаря русской части команды. И понятно, что четыре человека это немного, но и проект пока небольшой, и все так вовлечены, что этого хватает. Конечно со временем потребуется больше людей, ведь мы растем как медиа и как сообщество, но я считаю, что важно расти органически и сохранять радость от работы, которая есть у нас сейчас. У нас сбалансированная команда, чему я очень рада.
Аукцион выставки "Параллели", Хлебозавод
- На данный момент у ArtyGeneration есть в планах выйти на новые социальные платформы? Ютуб, Тикток?
- Сейчас мы занимаемся инстаграмом, там наша целевая аудитория, и это наш главный вызов – завоевать у них популярность. На данный момент у нас нет амбиций затрагивать другие платформы, потому что эти форматы достаточно сложные в продюсировании и нам это не так сейчас нужно. Есть страничка в фейсбуке.
- Вы планируете покрыть не только русскую сферу искусства, но и интернациональную, может быть, французскую?
- Для меня этот период развития ArtyGeneration уже очень динамичный и живой, очень много всего происходит. На данный момент хочется быть в этой энергии, сконцентрироваться на русской истории. В дальнейшем я бы хотела, чтобы ArtyGeneration пришел в Африку или в страны постсоветского пространства. Этим сценам нужна наша энергия, и мы готовы посвятить нашу энергию этим сценам. А в Париже, Лондоне и Берлине подобного много, поэтому для меня больше потенциала в отдаленных странах. Но еще для нас важно продолжать развивать и поддерживать русскую инициативу в других странах.
ArtyG talk в рамках "Недели дизайна 2020" в Санкт-Петербурге
(Марин Биро, Катя Брускина, Жасмин Прадиссито и Александра Ковалева)
- Ваша цель – прорусское (не в политическом смысле) сообщество за границей?
- Вот да, мне тоже не нравится «прорусское», не совсем про это. Сообщество тех, кто любит Россию, кто помогает развиваться русскому творчеству и русским творцам вне этой страны. Я бы хотела помочь русским художникам стать более узнаваемыми и также иметь возможность нормально открыть Россию для иностранцев, потому что карикатурное восприятие из-за рубежа, оно есть. Когда я жила в России, многие меня спрашивали, каково это, и остро прочувствовала все эти стереотипы про водку, медведей и геополитику. Люди, которые любят Россию, должны иметь возможность нормально взаимодействовать с ее культурой и за ее пределами, а те, кто еще в России не заинтересован, должны иметь возможность посмотреть на нее чистым взглядом. И надеюсь, что мы в этом преуспеем.
- Я тоже очень надеюсь. То есть Вам кажется, что русскому арт-сообществу не стоит развиваться обособленно, нужно сливаться с интернациональной средой?
- В русском сообществе есть своя уникальность, думаю, не стоит сейчас объяснять про сложности и особенности русской dusha. И арт-сцена живет своей жизнью, у нее свои отношения с политикой, с феминизмом, с работой. И все-таки, я считаю, что локальность может сосуществовать с глобальностью, в мировую сцену нужно быть включенным, но должна быть свобода оставаться там, где ты хочешь.
- И заключительный вопрос. Каким вы видите будущее ArtyGeneration?
- Если мы говорим о проекте, то для меня он как ребенок, с которым я проводила бессонные ночи. И я просто желаю, чтобы он продолжал расти, чтобы у нас росла команда. Но это не просто желание, это зависит от нас, а мы все работаем с большой отдачей, поэтому в развитии ArtyGeneration я не сомневаюсь. Но что еще очень важно для меня, это эмоции, которые люди получают от этого проекта. Я бы хотела, чтобы будущее проекта было счастливым не только в понимании успеха, я бы хотела, чтобы он приносил счастье всем, кто с нами взаимодействует. Работа над проектом не легкая, но хочется, чтобы она приносила удовольствие нашей команде. И чтобы проект делал счастливым и наших героев, чтобы мы вдохновляли и заряжали друг друга. Это очень важно для всех, для здоровой обстановки в мире искусства. Чтобы само искусство приносило счастье.
Comments