top of page

Топ-13 московских выставок лета 2022

Лето 2022 запомнится жителям и гостям столицы невероятной активностью столичных арт-институций, так как обычно негласно летний период называют самой пассивной фазой в году в сфере искусства. В этом году музеи и галереи активно открывают выставочные проекты, поэтому в этой статье мы расскажем вам о самых ярких московских выставках. Эта подборка не ограничится статьей, так как мы запустили закрытый клуб ART ÉLITE, деятельность которого в первом сезоне будет связана с нашей подборкой лучших московских летних выставок. Помимо встреч с художниками, кураторами, лекций и посещений ведущих музеев и галерей, вас ждут подобранные совместно с нашим чайным партнером Thé Thérapie чаи к каждой выставке. Итак, давайте скорее узнаем, какие же выставки вошли в топ-13 московских выставок этого лета.


«Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»

до 30 октября 2022

Главный выставочный проект ГМИИ им. А. С. Пушкина «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» продолжает рассказ о великих династиях московских коллекционеров, начатый выставкой «Щукин. Биография коллекции» в 2019 году. Наиболее полная и масштабная реконструкция прославленных собраний объединит шедевры из разных музеев. В экспозицию вошли произведения, принадлежавшие Ивану и Михаилу Морозовым: 73 работы из Эрмитажа, 71 – из Третьяковской галереи и 113 – из ГМИИ им. А.С. Пушкина.

"Эту выставку нужно прописывать всем в качестве лекарства для обретения спокойствия" Зельфира Трегулова о выставке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»

Выставка рассказывает о влиятельном роде промышленников Морозовых, в конце XIX века давшем России сразу двух братьев – коллекционеров современного искусства: эксцентричного экспериментатора Михаила и вдумчивого знатока Ивана. Экспозиция реконструирует собрания французской и русской живописи, составленные на рубеже столетий братьями Морозовыми. Коллекция безвременно скончавшегося в 1903 году Михаила Морозова, неоднородная и эклектичная, тем не менее включавшая в себя первые в России работы Гогена, ван Гога и Мунка, станет прологом к «идеальному музею» его младшего брата. Иван Морозов тщательно и последовательно отбирал произведения великих импрессионистов (Моне, Сислея, Ренуара и других) и постимпрессионистов (ван Гога, Сезанна и Гогена). Он заказывал монументально-декоративные ансамбли ведущим мастерам своего времени – Дени, Боннару и Матиссу. Ему принадлежали работы Серова, Левитана и Врубеля, Ларионова, Гончаровой, Машкова, которые он приобретал одновременно с французским искусством.


«Точки зрения»

до 2 октября 2022

Выставка «Точки зрения» переосмысляет развитие жанра портрета на рубеже XIX-XX веков. В выставочных залах представлены автопортреты Ильи Репина, Михаила Ларионова, Роберта Фалька, Варвары Степановой, а еще костюмы, скульптуры и портреты Фёдора Шаляпина. Дополняет экспозицию спецпроект «Точки зрения: Фёдор Шаляпин», в котором известный артист раскрывается еще как скульптор, мастер перевоплощения и друг знаменитых художников.


3. МАММ «Фотобиеннале-2022»

до 31 июля 2022

В рамках фотобиеннале открылось 9 настолько разноплановых, но потрясающих выставок, во время посещения которых с вашим сознанием будут играть запечатленные в объективах авторов разных эпох образы: будь то самые яркие моменты с выставок за 25 лет; гипнотизирующие луны Леонида Тишкова с падающей звездой в отдельном зале; систематизированные лекарства из домашних аптек людей из разных стран в тщательно продуманных кадрах итальянского современного фотографа Габриэле Галимберти или пастиши великих произведений старых мастеров, созданные Дмитрием Булиным и продемонстрированные музеем совместно с Still Art Foundation. Завладеют вашим вниманием и залы, в которых вы увидите работы Сергея Борисова, творчество которого МАММ показывал на Первой «Фотобиеннале».


«Фамильные ценности»

до 14 августа 2022

Как и все выставки музея Анатолия Зверева, эта экспозиция получилась очень душевной и до мелочей продуманной. Создается впечатление, что оказываешься не в музейном пространстве с присущей арт-институциям пафосностью, а в гостях у очень крепкой семьи. С любовью составленные три этажа посвящены творчеству разных поколений невероятно-талантливой и горячо любимой нами династии Инфанте. На первом этаже представлены произведения всех членов семьи Инфанте, на втором разместился оммаж на «Танец» Анри Матисса, выполненный Платоном Инфанте и Дарьей Коноваловой Инфанте, а на третьем этаже, уже по традиции, вы можете посмотреть фильм-интервью с Франциско Инфанте. Помимо этого, особую значимость этой выставке придает тот факт, что она стала юбилейным 25-м проектом музея.


5. Ruarts Fondation «Все в сад!»

до 27 ноября 2022

Обширная выставка «Все в сад!» исследует различные уровни значения и символизма цветов в искусстве. Цветок — объект восхищения, способ получения эстетического наслаждения, аллегория быстротечности жизни, то, чем каждый желает обладать, пусть и на короткий срок. Идея объединить авторов вокруг темы сада продиктована актуальными социальными и этическими вопросами. Природа не раскрывает своих тайн равнодушному взгляду, но доступна напряженному всматриванию, когда человеческая душа устремляется навстречу творческим импульсам окружающего мира. Настало время погрузиться в себя, тщательно взращивать мысли и эмоции, поговорить о красоте, шрамах, привязанности и корнях, чтобы обрести новые смыслы и нравственные парадигмы. На выставке представлены 60 авторов из коллекции фонда Ruarts и частной коллекции Марианны Сардаровой. Среди художников: Роберт Мэпплторп, Эрвин Олаф, Рууд ван Эмпел, Ирвин Пенн, Игорь Шелковский, Евгений Антуфьев, Андрей Бартенев и другие.


«Вещи»

до 13 августа 2022

Выставка “Вещи” объединяет свыше 60 предметов из частных собраний современного русского искусства Дениса Химиляйне и Сергея Лимонова. Проект иллюстрирует нетипичный способ размышления о практике коллекционирования, в котором соединяются коллекция, как совокупность предметов, и коллекционирование, как особый тип культурного поведения, благодаря которому она возникает. Это размышление о феномене коллекционирования и фигуре коллекционера, разговор о которых становится все более актуальным. Этот интерес объясним, ведь сегодня коллекционеры самым решающим образом влияют на представления об искусстве. Характер этого влияния выражается по меньшей мере в изменении художественных ценностей и их иерархии, а также в искажении критериев оценки, когда наше эстетическое суждение о произведении (чего мы ждем от искусства и почему оно нам нравится?) подменяется суждениями рынка (сколько искусство стоит?). Покупая произведения искусства, коллекционеры получают право его интерпретировать, систематизировать, продвигать и сохранять.


«Край» до 21 августа 2022

В ММОМА на Петровке при поддержке галереи «Триумф» открылась персональная выставка Никиты Чернорицкого «Край», посвященная пограничным состояниям человека и изучению понятия внешних и внутренних границ и пределов. Проект «Край» стал продолжением выставки Никиты Чернорицкого «Метод. Грани» (2018) и следующим шагом в работе с восприятием пространства. Произведения выполнены на глухом черном фоне, а все изображенные предметы резко выступают из него яркими цветовыми пятнами. В этих работах можно заметить черты, близкие кинематографическому искусству, гиперреализму и ассоциации с техникой контрастной испанской живописи XVII-XVIII столетий. При этом все изображенные фигуры обезличены и лишены индивидуальности. Здесь раскрывается тема пограничного состояния. Статичность кадров и отсутствие контекста заставляют зрителя усомниться в реальности существования объектов. Художник отказывается от названий для своих работ, указывая на отсутствие авторской интерпретации.


«С И Л А»

до 31 августа 2022

В апреле продюсеры Илья Овчаренко и Дарья Волкова, а также видеоблогер Валентин Петухов (Wylsacom) открыли галерею «Наковальня» в двухэтажном здании на Пречистенской набережной. Первой выставкой стала «Мифогенная Любовь Каст в комиксах» под кураторством Павла Пепперштейна. Громкое имя классика московского концептуализма, близость к золотой и музейной миле, а также нетривиальный посыл привлек более чем две тысячи любителей искусства. Закрепит успех дебютной выставки персональный проект будущего трендсеттера российского современного искусства Александра Крылова под названием С И Л А. Идея выставки родилась из слова «Śīla» на санскрите, созвучного со словом «сила» в русском языке. Одним из значений этого слова является «нравственность», однако большинство иных значений ныне утеряно, и мы можем только гадать и пребывать в вечном индивидуальном и коллективном поиске ответа на вопрос, в чем же кроется настоящая С И Л А. В своей деятельности Крылов совмещает прикладное и цифровое и не спешит за трендами: штамповке NFT он предпочитает живопись и резьбу по дереву. При этом нередко вдохновляется видеоиграми: не только любит в них играть, но и имел опыт в их разработке.


«Мыслящий ландшафт»

до 21 августа 2022

Групповая выставка посвящена художественному исследованию окружающего пространства и поиску новых форм взаимодействия с ним — через живопись, архитектуру, скульптуру, фотографию, видеоарт. Экспозиция объединяет работы более двадцати российских художников разных поколений. По словам куратора Юлии Аксеновой, понятие ландшафта рассматривается сегодня как средоточие памяти и культурной идентичности. В нем оказываются зашифрованы исторические, политические и социальные процессы — неповторимые грани нашего коллективного и личного опыта. В свою очередь, искусство дает нам ключ к прочтению заложенных в ландшафте смыслов и активно вовлечено в процесс его интерпретации. Произведения, представленные на выставке, часто апеллируют к образам простора и бескрайности, однако каждой из представленных работ присуще индивидуальное переживание: авторы обращаются как к общим представлениям, фантомам и мифам, так и к глубоко личным воспоминаниям. Еще одна тема выставки — идея создания современного памятника, осмысляющего поворотные точки в истории. В своих высказываниях художники размышляют о темах и формах такого памятника.


«В некотором царстве»

до 14 августа 2022

В названии выставки «В некотором царстве» соединены два значения слова «царство». С одной стороны, это понятие из области биологии, обозначающее иерархическую ступень в научной классификации биологических видов, с другой, — метафора чудесного, сказочного мира, оптимистичного и фантастического варианта будущего, о котором кураторка выставки, Александра Кузнецова, руководительница магистратуры «Практики современного искусства» Школы дизайна НИУ ВШЭ, предложила пофантазировать участникам проекта. Выставка объединяет проекты представителей различных направлений обучения: от коммуникационного дизайна и иллюстрации до художников театра и дизайна среды, от гейм дизайна и комикса до современных художников.


«Ни малейшего признака торопливости»

до 31 августа 2022

Групповая выставка в Галерее JART покажет невозможность объективного восприятия реальности. Это выставка-путешествие между разными, но схожими философиями Запада и Востока. Эмоциональное, антропоцентричное искусство затрагивает фундаментальные темы: телесное и душевное равновесие, укрощение страхов и травм, наслаждение жизнью в любых проявлениях, и самое главное — понимание собственного «Я». Пройдя путь, сплетенный из тонких пересечений двух миров, вы увидите, если не видели раньше, что они не такие уж и разные, и оба могут пойти вам на пользу.


12. ММОМА «Копи смех к зиме…»

до 14 августа 2022

В ММОМА на Еромалевском открылась выставка «Копи смех к зиме…» — значимый проект по обмену культурного наследия с особенным, не имеющим аналогов в мире регионом страны – Якутией. Выставка посвящена современному искусству Якутии и дает возможность проанализировать и найти общее выражение «народного» в различных художественных практиках трех поколений Якутских художников. Работая с темой этнонациональной и современной символикой Севера, авторы разрабатывают новые подходы к репрезентации индивидуального опыта через искусство. В своих произведениях, выражая внутреннюю потребность фиксировать меняющийся культурный ландшафт, художники транслируют взаимопроникновение природы и родовой памяти региона в современные реалии. На выставке будет представлен широкий диапазон техник – начиная с живописи, заканчивая предметами декоративно-прикладного искусства и инсталляциями.


«Настройки-2»

до 30 сентября 2022

15 июля в Доме культуры «ГЭС-2» откроется проект «Настройки-2», объединяющий работы из коллекции фонда V–A–C, архитектуру и звуковые инсталляции российских композиторов. 15 июля в «ГЭС-2» начинается новая глава проекта «Настройки». К диалогу архитектуры и звука в «Настройках-2» присоединяется визуальное искусство, представленное работами мировых художников XX и XXI веков из коллекции фонда V–A–C — Василия Кандинского, Александры Экстер, Бриджет Райли, Зигмара Польке, Дэниела Кнорра, Герхарда Рихтера, Лиз Дешен, Вейда Гайтона, Константина Бранкузи, Луиз Буржуа и др. Выставка расширяет изначальный замысел и стремится выстроить более сложные связи между архитектурой, аудиальным и визуальным искусством. К звуковым инсталляциям «Настроек-2» присоединяются три новых сочинения, написанные современными российскими композиторами для Проспекта и Парковки «ГЭС-2»: «Мгновения» Марка Булошникова, I campi dei ricordi («Поля воспоминаний») Ивана Бушуева и «Формы нежности» Антона Светличного.

Продолжавшиеся на протяжении всего ХХ века эксперименты с чистой формой и технологиями освободили искусство от необходимости подражать реальности или воздействовать на нее, научили искать созвучия в музыкальных экспериментах и заново определили роль художника: из творца и производителя он постепенно превратился в исследователя Андрей Паршиков, куратор фонда V–A–C

Работы из коллекции Фонда выбраны таким образом, чтобы связи между разными медиумами, временем и пространством выстраивались не только на зрительном, но и на звуковом и даже осязательном уровне. Посетитель становится соавтором, а работы оживают и меняются, как только на них падает взгляд.


Экспозиция состоит из четырех разделов:


Глава 1. Беспредметность как новая образность.

Глава 2. Эксперименты в трехмерном пространстве.

Глава 3. На грани видимого.

Глава 4. Практики коллективного жеста.


В пространстве «ГЭС-2» посетители смогут посмотреть на переходные формы между скульптурой и живописью, познакомиться с историей живописной абстракции, начиная с произведений европейского и русского авангарда и заканчивая современными авторами, увидеть то, как художники растворяют свои работы в выставочном пространстве, и услышать музыку, которая становится источником вдохновения и важнейшим условием для организации коллективного опыта.

0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page