Наступил самый активный и перенасыщенный вернисажами месяц в арт-календаре, поэтому вместо того, чтобы впадать в хандру, предлагаем скорее сохранить подборку самых интересных выставочных проектов, которые для нас подготовили московские арт-институции этой осенью.
Напоминаем, что эта подборка не ограничивается статьей, так как в рамках закрытого клуба ART ÉLITE, деятельность которого связана с нашими ежесезонными подборками лучших выставок по версии информационного агентства в сфере искусства 1artchannel, мы будем устраивать не только встречи с художниками и кураторами этих выставок, но и организовывать совместно с нашим партнером Thé Thérapie чайные церемонии в стенах нижеперечисленных музеев и галерей.
МУЗЕИ
1. Музей русского импрессионизма
«Александр Савинов. Миражи».
Спецпроект «МИРАЖИ. САРАТОВСКАЯ ШКОЛА» 21 октября 2022 – 22 января 2023
В октябре Музей русского импрессионизма представит персональную выставку Александра Савинова (1881–1942) – «Умиротворенного Врубеля», как называли его современники, и яркого представителя Саратовской школы живописи наряду с Виктором Борисовым Мусатовым, Кузьмой Петровым-Водкиным и Павлом Кузнецовым. Любовь к классическому наследию Италии, тесная связь с Саратовом и Волгой сплелись в узнаваемом стиле художника – мастера масштабных картин-панно. Увлечение традицией монументальной росписи античности и Ренессанса нашло отражение в интересе Савинова к многофигурным крупноформатным картинам с проработанным рисунком и цветочными мотивами. Помимо классического наследия европейской культуры Александр Савинов был знаком с древнерусским искусством, впитал современные тенденции новой французской живописи. На их основе формируется авторский стиль, яркой иллюстрацией которого стали полотна «Купальщицы в оливковой и апельсиновой роще» и «В парке культуры».
2. Фонд Ruarts
«ВСЕ В САД!»
до 27 ноября
Выставка исследует различные уровни значения и символизма цветов в искусстве. Цветок — объект восхищения, способ получения эстетического наслаждения, аллегория быстротечности жизни, то, чем каждый желает обладать, пусть и на короткий срок. Идея объединить авторов вокруг темы сада продиктована актуальными социальными и этическими вопросами. Природа не раскрывает своих тайн равнодушному взгляду, но доступна напряженному всматриванию, когда человеческая душа устремляется навстречу творческим импульсам окружающего мира. Настало время погрузиться в себя, тщательно взращивать мысли и эмоции, поговорить о красоте, шрамах, привязанности и корнях, чтобы обрести новые смыслы и нравственные парадигмы.
3. Музей AZ
«Носороги на черепашьих бегах в Москве»
К 85-летию художника Дмитрия Плавинского
7 сентября – 20 ноября 2022
Проект приурочен к 85–летию со дня рождения одного из лидеров советского неофициального искусства, художника и графика, создателя направления «структурный символизм» – Дмитрия Плавинского. Он определил культуру как духовное время – структуру знамений и символов. Феномен личности Дмитрия Плавинского, русского художника, органично существующего в пространстве мировой культуры и ведущего ассоциативный диалог с гениями Ренессанса, очень актуален. На выставке будут представлены офорты и живописные произведения Дмитрия Плавинского из собрания Музея AZ и частных коллекций. Среди них – работы из важных для творчества художника серий «черепах» и «носорогов». Черепахи олицетворяют в творчестве художника синтез русской, древнегреческой и китайской культур. Панцирь черепахи стал для него универсальным символом структуры времени, космизма и пульсации энергии, на которой держится весь мир. Изображения носорога являют собой диалог художника с Альбрехтом Дюрером. С подлинником «Носорога» мастера Северного Возрождения Дмитрию Плавинскому довелось познакомиться в студенческие годы в гравюрном кабинете ГМИИ им. Пушкина. С того момента носороги с черепахами стали главными героями «театра жизни» художника.
4. ММОМА
«Простые вещи» до 29 января
В этот раз в фокусе внимания кураторов проекта оказалась тема художественной формы в самом широком ее понимании. В мировом искусстве XX века ясно прослеживается тенденция к попытке ухода от привычных образов — предметных и антропоморфных изображений. В первую очередь, разложение и обобщение понятных образов связаны в культуре с социально-политическими переменами, потрясениями и трагедиями прошлого века. Этот путь переживания находил совершенно разные формы выражения в творчестве авторов — от движения к абстрактному искусству, в котором образы видоизменяются до простых геометрических форм, до полного уничтожения предметного мира как такового в пользу господства цвета или пространства. Эти версии и методы «иконоборческих» тенденций в послевоенном искусстве стали основным предметом рассмотрения в 11 тематической экспозиции произведений из коллекции ММОМА.
5. Музей Москвы
«Зело старо и необыкновенно»
до 30 октября
На новой выставке, расположенной в пространстве постоянной экспозиции «История Москвы для детей и взрослых», посетители увидят археологические находки, которые проиллюстрируют жизнь москвичей в Петровскую эпоху. В 2022 году отмечается 350-летие со дня рождения Петра Великого, которого по праву считают отцом российской археологии. В 1718 году Петр I издает два указа, которые предписывали собирать обнаруженные в земле или воде предметы и надписи — все, что «зело старо и необыкновенно», то есть очень древнее и необычное. Государь требовал привозить ему не только драгоценные вещи, но и посуду, и другие предметы быта, которые современные ученые называют «массовым материалом». Петр приказал зарисовывать вещи в том положении, в котором их обнаружат: археологи нашего века называют это «графической фиксацией находки», одним из важнейших требований ведения археологических раскопок.
6. ГМИИ им. А.С.Пушкина «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I» до 13 ноября
Выставка «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие» посвящена теме слепоты и методу редукции зрения в искусстве. Важно, что репрезентация незрячих в искусстве впервые становится темой выставки в Пушкинском музее. Многие из отобранных кураторами памятников редко покидают хранение, а некоторые из них будут показаны публике впервые. «Выставка не претендует на полное раскрытие темы редукции зрения, являясь, скорее, собранием подходов и концепций, обусловленным коллекцией Пушкинского музея. Нашей целью было передать бесконечную вариативность личностного восприятия прикосновения, света, звука, времени и визуального образа, что неотделимо от художественного содержания и смысла существования современного музея», — Евгения Киселева-Аффлербах, куратор выставки.
7. ART4 «Семь язв семи Ангелов» 13 сентября – 5 ноября
«Название для проекта было выбрано сюрреалистическим методом. Я подумал о том, какое кино ближе всего соотносится с проектом, и этим фильмом оказалась «Седьмая печать» Ингмара Бергмана. Тогда я решил, что обращусь в поиске названия, как и Бергман, к «Откровению Иоанна Богослова». Открыв книгу наугад и остановившись на том месте, куда упал мой взгляд, я прочитал: «…Семь язв семи Ангелов». Так как в проекте происходит размышление о болезненных вопросах существования в постапокалиптическом и постчеловеческом мире, я решил остановиться на этом названии», – делится Василий Кононов-Гредин. Художник представит работы, в которых исследует искусство как язык социума и поднимает вопрос о его бессмертии перед лицом постоянно меняющейся реальности. Данный проект был начат в 2021 году и состоит из трех тотальных инсталляций в которых последовательно связана идея возможного развития социальных и рыночных отношений в обществе. Художник использует различные визуальные инструментарии для создания многообразного языка, благодаря которому происходит общение со зрителем, в их числе 3D-моделирование виртуальной среды, аналоговая фотосъемка, комбинирование техник, 3D-печать, медная ковка, видео и другие медиумы. Значимые проекты автора — «Русская смерть», который стал лауреатом грантовой программы музея «Гараж» 2019 года, а также инсталляция «Сад камней», специальный проект в рамках «6-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства».
8. Музей Востока
«От Петербурга до Асуана:
путешествие Дмитрия Ефимова в Египет (1834-1835)»
10 ноября - 11 декабря
Выставка посвящена поездке в Египет выпускника Императорской Академии художеств Дмитрия Ефимова (1811-1864), чьи графические произведения и литературные записки стали первым в истории отечественной египтологии опытом профессионального обращения к искусству древнеегипетской архитектуры. Выставка, приуроченная к двухсотлетнему юбилею дешифровки древнеегипетской письменности, который отмечается в 2022 г., проводится совместно с Российским государственным историческим архивом, Национальным музеем музыки и Центром визуальной культуры Béton. Будет представлено больше 100 предметов из музейных и частных коллекций.
9. Музей архитектуры «МЕЛЬНИКОВ»
5 октября - 23 января 2023
Посетителей ожидает встреча с творчеством Мельникова в самых разных его проявлениях. На выставке будут впервые представлены более 200 экспонатов – графика, архитектурная и художественная (ученические работы, портреты), архивные документы, живопись, личные вещи Константина Степановича и фотоматериалы из архива Дома Мельникова. Монографическая выставка одного из самых известных русских архитекторов XX века – давно ожидаемая и наиболее полная репрезентация работ мастера. Главная цель кураторов – широко осветить творчество Константина Мельникова, показать максимальное количество предметов, познакомить публику как с хорошо изученными памятниками, так и с теми, которые не были реализованы, но тем не менее оказали огромное влияние на современную архитектуру.
10. a-s-t-r-a gallery в ММОМА «Джоли Алиен. Сухая крапива» 6 сентября – 16 октября
В первом персональном музейном проекте 20-летней московской художницы, выпускницы МХПИ, участницы Cosmoscow и blazar – Алиен – собраны работы последних нескольких лет. В искусстве Алиен символы современной культуры соседствуют с персональным мифом. Отсутствие перспективы, имитация детской простоты и экспрессивность, соседствующая с сюрреалистическими образами, создают особое ощущение турбулентности. Первоначальная идея выставки основывалась на концепции райского сада «Божественной комедии» Данте Алигьери. Сад стал отправной точкой и собирательным образом всего проекта. В какой-то момент, он сам начал создавать семантические соединения — разрастаясь, мутируя, увядая и возрождаясь, он захватил пространства выставочных залов, вступив в диалог с произведениями и выйдя далеко за пределы коннотаций «рая».
11. Музей Архитектуры «Чувство Рима. In memoriam Иван Тучков»
13 сентября – 16 октября
Выставка посвящена памяти Ивана Ивановича Тучкова (1956-2018 гг.), профессора Московского Государственного университета, заведующего кафедрой всеобщей истории искусств, декана исторического факультета (2015-2018 гг.). Человека, во многом определившего понимание Рима и Италии в современном русском искусствознании. На выставке представлены работы Валерия Сировского и Татьяны Ян, художников, которые отрефлексировали ощущение Рима через изобразительное искусство. «Инструменты» художника способны передать не только увиденное, но и показать переживание и впечатление. Выставка интересна сопоставлением профессионального художника, и художника, воплотившего ощущения от жизни в Риме, художника для которого Рим – постоянная среда обитания, который хочет осмыслить свои впечатления на визуальном уровне. Рожденные в Риме ощущения были выношены художниками вдали от этого города, но не потеряли своей подлинности. Скульптура, представленная в экспозиции, парадоксальным образом хранит в себе память о римской пластике и ее бытовании.
Выставка создана с уважением и почтением к И.И. Тучкову. Елизавета Лихачева, куратор выставки, директор Музея архитектуры: «Для меня лично, как для студентки Тучкова, выставка его памяти – это не рассказ про его жизненный путь, показ его рукописей, лекций. Это попытка отдать дань этому человеку, поблагодарив его за то невероятное «чувство» Италии, «чувство» Рима, которые он мне подарил, и который определили мою специализацию в истории искусств».
Виктория Анисимова, куратор выставки: «Для Тучкова Рим – больше, чем великий город. Его знание и понимание Рима родилось из литературных впечатлений, художественных образов и исторических фактов. Но пережитый собственный опыт, все это обратил в Чувство Рима. Для него Рим и Италия были не просто историческим памятником. Для него Рим – любовь и жизнь».
ГАЛЕРЕИ
12. Центр Вознесенского
«Центр исследований Оттепели»
22 сентября – середина января 2023
Новая выставка-конструктор Центр исследований Оттепели состоит из трех эпизодов:
I эпизод расскажет о самобытном книжном дизайне Оттепели, а также соединит разные слои московской богемы: зритель увидит «писательскую кухню» Андрея Вознесенского, карту богемной Москвы, составленную молодым Эдуардом Лимоновым, пошившим брюки множеству знаковых героев; вступит в маргинальный круг поэта, публициста и художника Алексея Смирнова фон Рауха; обратится к «струнным рисункам» 60-х в рамках проекта куратора Анны Романовой, который соединяет работы Пабло Пикассо, Анри Матисса, Юло Соостера, Вадима Сидура, Юрия Соболева, Владимира Яковлева и Анатолия Зверева.
II эпизод расскажет о книжных работах, шрифтах и графических исканиях 60-х дизайнера Соломона Телингатера — это совместный проект Центра исследований Оттепели и журнала «Шрифт». Также в рамках второго эпизода Центр вместе с «Иностранной литературой» и «Искусством кино» представит архивы влиятельных журналов 60-х годов: историю иллюстраций, текстов и переводов, определявших интеллектуальную жизнь эпохи.
.
III эпизод – заключительная часть экспозиции – посвящен миру детской иллюстрированной книги и музыки Оттепели. Под кураторством Павла Пепперштейна Центр покажет архив писательницы и художницы Ирины Пивоваровой. Вместе с музыкальным критиком Денисом Бояриновым Центр представит проект, который соединяет музыку и обложки виниловых пластинок 60-х с архивом дизайнера Андрея Крюкова — главного художника «Прографики», дизайнера издательства «Музыка» и автора логотипа фирмы «Мелодия».
13. Галерея ГУМ-RED-LINE
«Кто они?» Андрея Люблинского
до 1 ноября
Андрей Люблинский прославился в начале 2000-х модульным объектам «RED PEOPLE». На актуальной выставке художник представит расширенную вселенную персонажей, впервые появившихся на Фестивале паблик-арта «ЧО» в Екатеринбурге в 2020 году как проект «Художественно-пространственное ориентирование». Бывшие когда-то барельефами на фасадах в столице Урала, в Москве пестрые персонажи появятся в виде восьми самостоятельных металлических объектов выше человеческого роста. Эти скульптуры в равной степени являют собой личную мифологию выросшего в СССР художника и художественное осмысление социально-исторического контекста. Название проекта – скорее риторический вопрос, который не требует ответа, но приглашает зрителя к сотворчеству. Также на выставке будут представлены тиражная графика, видео, живопись.
14. SISTEMA Gallery Персональная выставка Азама Атаханова: «Ты и Я»
9 - 24 сентября
Арт-пространство SISTEMA GALLERY и галерея Reloft ART представляют персональную выставку художника Азама Атаханова, которая откроется 9 сентября сразу в двух галереях. Кураторы проекта – Даша Семенова и Женя Мельникова – создали экспозицию-диалог, где каждая галерея формулирует сценографическое высказывание, обращенное друг другу. В основе экспозиции выставки «Ты и Я» – обращение художника к женскому образу как универсальному знаку красоты и творения. При изображении женского начала Азам Атаханов стремится обнажить архетипический символ мироздания и воплотить движение, покой созидания и всеобъемлющее космическое пространство, заключенные в форме. В живописи Азама природа красоты и божественного раскрывается в гармонии, заданной единством всего сущего. «Я» и «Ты», вынесенные в название выставки, – это те, кто связан диалогом, и те, кто увидел мир в Другом. В пространстве выставки звучат мерные ритмы игры света и тени, насыщенные цвета полотен становятся отражением полноты жизни, создавая впечатление непрерывного течения вечного цикла.
Экспозиция доступна по адресам:
Москва, Бобров переулок, 4с3 - SISTEMA GALLERY
Москва, Денисовский переулок, 23с1 - Reloft ART
15. Наковальня
Виталий Барабанов «Сады Нарциссов»
9 сентября – 15 октября
Проект посвящен отображению «внутренней природы человека» средствами живописи, а также исследует феномен самолюбования. Название выставки «Сады Нарциссов», как и использование классического жанра пейзажа или зеркал вместо полотен, становится одновременно и точным описанием замысла художника, и определенной иронией, и отправной точкой для размышлений. Из каких элементов на самом деле складывается образ этих Садов? Почему пейзаж движется, ускользает от зрителя, как воспоминание? И можно ли оказаться по ту сторону живописи, попасть в зазеркалье?
Понятные и привычные для широкой аудитории формы наполняются новым содержанием и проблематикой. Недаром на протяжении своей карьеры Виталий Барабанов параллельно развивает концепции «живого произведения» и «живописи действия», позволяя холсту взаимодействовать с меняющейся средой (землей, полом галереи, лапами любимого пса, использование температурного режима, освещения и водных растворов) или максимально «разрушая» изображение, чтобы передать влияние памяти и эмоций на то, что мы воспринимаем глазом.
Психологизм пейзажа в цифровой век позволяет провести границу между фотографией – по Барабанову, отражением безэмоциональной, «мертвой природы» – и живописью, позволяющей передать внутреннее состояние художника, непостоянство природы и, в то же время, ее цикличность. Воображаемый пейзаж распадается на фрагменты, которые едва удается поймать, ветви гнутся на ветру или сбрасывают листья, а верхушки гор то и дело скрываются за облаками… Каждая работа из серии создавалась в течение одного дня, чтобы максимально точно отразить эмоциональный посыл автора.
16. Krokin gallery
«Ольга Горохова. Золотая рыбка»
9 сентября – 2 октября
Персональная выставка демонстрирует новые метафоричные произведения выпускницы Королевской Академии Изящных Искусств в Генте – Ольги Гороховой. Пребывание художницы в постоянном поиске отразилось на стилистике произведений, которая, меняясь, сохраняет присущую автору напряженность. Живопись Ольги богата своими нюансировками и растворением композиции в экспрессии мазка и разливах краски. Горохова продолжает жить в искусстве, отдаляясь от каких-либо констант и определенности, извлекая свои образы из таинственного зазеркалья памяти, сновидений и чего-то очень личного сокрытого и от нас и от нее самой.
17. Askeri gallery
«Персональная выставка Артема Сюлева» Конец октября
Октябрьская выставка покажет сразу две серии работ Артема Сюлева – московского скульптора, который избрал в качестве основы своего творчества симбиоз природного и механического: уже известной и всем полюбившейся “МИА-2021”, а также новой “МИА-2022”. Оба цикла посвящены маленькой дочери Сюлева - Мии. “МИА-2021” рассказывает о трогательной любви отца к своему ребенку и является своеобразным подарком-посвящением. “МИА-2022” продолжает тематику отцовской любви и рассказывает историю взросления маленькой девочки, ее становления как личности и зарождения новых семейных и социальных связей.
18. Ruarts gallery
«АВТАРКИЯ. МИША БУРЫЙ»
9 сентября – 16 октября
Молодой художник из Ижевска, Миша Бурый, собирает отходы производства — обрезки бумаги или картона, куски пластика и фанеры, излишки полиграфических или строительных процессов — и делает из них антропоморфные скульптуры. Современные люди, по его мнению, живут в безжалостном мире, где от них мало что зависит, в любой момент они готовы всего лишиться. Как раз такие персонажи, в духе осовремененных Книг Иова и Екклесиаста, представлены в скульптурах Бурого. Важным моментом в работе Бурого стало именно нахождение материала, напоминающее первобытное собирательство. В завалах выброшенных остатков сырья он выискивает удачные формы, неожиданные изгибы, поражающие оттенки и прочие указующие знаки, нередко вполне мистические. Актуальная выставочная практика основана на своеобразном перфекционизме, когда составляющие экспозицию объекты доведены до идеально сглаженной, вылизанной формы. Каждый элемент, вплоть до самых миниатюрных деталей, должен выглядеть на фотографиях, особенно в соцсетях, предельно совершенным, как только можно представить в самых смелых мечтах. Бурый идет поперек данной тенденции — или, как мы выяснили выше, мир ведет его этим непростым путем. Его задача — захламить экспозицию настолько, насколько позволят обстоятельства.
19. LOBBY
Персональный проект Ахмата Биканова «И дуб и кипарис не растут в тени друг друга» 7 сентября—31 октября 2022
7 сентября галерея сцена/szena совместно с арт-консьержем LOBBY представит персональную выставку Ахмата Биканова «И дуб и кипарис не растут в тени друг друга». Проект станет одним из событий параллельной программы, предваряющих открытие ярмарки современного искусства Cosmoscow. Экспозиция расположится в пространстве LOBBY, где будут представлены акварельные работы и монохромная графика тушью из частных собраний. Основной пул работ сделан автором в течение года, однако, ранее не был доступен широкой публике. В новом проекте Ахмат Биканов обнажает глубинное и интимное пространство своих персонажей, застывших между двух состояний. Герои работ исключительны и одновременно до боли едины. Серия графики повествует о недостижимом пространстве, всепроникающей среде эфира. Этот слой предстает в образе идеального пейзажа, где есть спокойствие и сомнение, разлука и встреча, но нет известных людям ужаса и нелюбви. “Ахмат Биканов создаёт небольшое количество работ, многие уходят в коллекции, даже не будучи представленными на выставках, поэтому возникла идея проекта из частных собраний. Графика Ах- мата отсылает к вымышленным мирам, но при этом и предельно личным образам. Для нас выставка в Lobby редкая возможность собрать многие работы вместе, как фрагменты одной большой история, рас- крывающейся во времени” - Анастасия Шавлохова, основательница галереи сцена/szena.
20. Центр Творческих Индустрий «Фабрика»
Персональная выставка Валерия Чтака «ПГТ»
9 сентября– 30 ноября
По словам художника 2022 года по версии Cosmoscow – Валерия Чтака – зрителей ждет "масштабная инсталляция, в которую нельзя войти – только посмотреть". Выставка Валерия Чтака станет первой из серии персональных выставочных проектов художников программы «Фабричные мастерские» (внеконкурсная часть). В другом зале художник представит свой кураторский проект «30.000», в рамках которого примут участие: Вероника Актанова, Элина Марусова, Саша Пучкова, Никон Филиппов, Евгений Уваровский.
Comments