top of page

Новый дом для жизни идей конструктивизма – центр "Зотов"

В ноябре в Москве по адресу ул. Ходынская, д. 2 откроется уникальное пространство — центр изучения конструктивизма “Зотов”. Центр задуман как платформа для популяризации идей авангардной архитектуры и исследования конструктивизма с привлечением современных архитекторов и художников. Кроме того, в проект заложена идея создания современного выставочного и культурно-образовательного пространства.

Архивное фото Хлебозавода №5, сделанное до 1936 года Центр «Зотов» в 2022 году


“Зотов” — это первый подобный кластер, посвященный конструктивизму — достаточно короткому, но, пожалуй, самому передовому и влиятельному течению в советской архитектуре. Главная особенность пространства в том, что само здание центра является одним из выдающихся памятников архитектурного авангарда. Речь о здании бывшего Хлебозавода №5 им. Зотова, построенном в 1931 году с применением новейших технологий автоматизированного производства хлеба, которые разработал инженер Георгий Марсаков. Его кольцевой конвейер во многом и определил цилиндрическую форму главного корпуса здания: мука поставлялась на верхний этаж, где попадала на ленту конвейера, который, постепенно проходя все этапы производства, по кругу спускался вниз. В фасаде здания эффектно сочетались красный кирпич и ряды высоких окон, по кругу опоясывающих центральный цилиндрический объем.


Современный образ центра “Зотов” и его окружение — результат деятельности архитектурного бюро СПИЧ. Под его руководством в 2015-2018 годах на территории бывшего хлебозавода №5 строится многофункциональный комплекс “Пресня-Сити”, а с 2018 года начинаются работы по реставрации непосредственно заводского здания. Современные архитекторы рассматривали его как смысловой центр композиции, а три башни комплекса “Пресня-Сити” должны были лучами расходиться от главного цилиндрического объёма. Однако из-за чрезмерной высоты башен и несопоставимости их пропорций с объемами хлебозавода складывается впечатление, что центр “Зотов” зажат между этими тремя огромными возносящимися столбами. Такое тесное расположение музея и жилого комплекса позволит посетителям не только полюбоваться экспонатами выставок, но и внимательно изучить быт жителей соседних домов.


Реконструкцией внешней части хлебозавода занимался Центр Комплексного Развития. Они восстановили изначальный облик здания, но фактура материалов подло выдает новодел, а вместо характерного кирпичного оттенка фасад приобрел тусклый и посредственный коричневый цвет, который хоть и сочетается с архитектурной средой, но искажает привычный образ краснокирпичной конструктивистской архитектуры.

Подход к реконструкции внутреннего пространства завода, которая велась под руководством архитектурного бюро СПИЧ, оказался совершенно другим. Как утверждает Сергей Чобан, работа с историческими наслоениями интересовала его в этом проекте больше всего. По его мнению, городская культура — это во многом история развития этих самых слоев, поэтому главной задачей авторы проекта сделали выявление и консервацию всех сохранившихся подлинных конструктивных и декоративных элементов. Ни реберные потолки, ни кирпичные и кафельные стены не подверглись какому-либо серьезному вмешательству — они сохранены в своем изначальном виде. Единственное, что по техническим причинам пришлось изменить, — это уровень пола. Он был приподнят относительно изначального в связи с необходимостью проводить коммуникации для надлежащего функционирования выставочного пространства. Однако после всех работ пол выложили той оригинальной плиткой, которую с него заранее сняли.

Самым экспрессивным, буквально живым элементом интерьера можно назвать кафельную настенную плитку. Она была сохранена без дополнений и реставраций в том состоянии, в котором она дошла до наших дней. Она запечатлела в себе всю историю этого здания: местами на ней заметны ржавые подтеки, сохранились многочисленные сколы или утраты, на некоторых плитках что-то нацарапано, а некоторые были заменены плитками другого оттенка еще в период функционирования хлебозавода. Концепция сохранения исторических слоев в подобном памятнике выглядит очень привлекательной и заманчивой, а аутентичная красота старых,немного потрепанных людьми и временем полов, потолков и плиток вызывает у посетителей больший эмоциональный отклик, чем стерильно белое пространство без какого-либо разнообразия фактур и материалов, как в Доме культуры “ГЭС-2”, который также является примером превращения когда-то максимально утилитарного пространства в общественное.

Помимо атмосферных интерьеров, обязательно стоит обратить внимание на сам центр “Зотов” и его будущую деятельность. В программу центра войдут выставки, публичные события, показы авангардного кино и лекции. Центр также будет вести активную научно-исследовательскую деятельность. Воплощать все задуманное будет команда музея, в которую вошли Дарья Филиппова, генеральный директор и соавтор концепции центра, Полина Стрельцова, старший куратор и историк архитектуры, Анна Замрий, младший куратор и специалист по архитектуре выставок, а также киновед Полина Прибыткова и куратор детских программ Лада Шаповалова. Выставочная деятельность центра “Зотов” начнется с выставки “1922. Конструктивизм. Начало”, которую они подготовили совместно с Третьяковской галереей, Музеем архитектуры им. Щусева и другими партнерами проекта.

1 комментарий

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page