top of page

10 самых ожидаемых российских выставочных проектов 2023 года

«САЛОНЫ» ДИДРО.

Выставки современного искусства в Париже XVIII века

Конец апреля – конец августа 2023

Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина

Один из самых масштабных, ожидаемых и ярких проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина впервые расскажет российскому зрителю об истории знаменитых выставок современного искусства, регулярно проводившихся Королевской академией живописи и скульптуры в Париже. Став местом рождения художественной критики, Салоны повлияли и на развитие вкусов коллекционеров, и на европейский рынок искусства в целом. Экспозиция открывается разделом, посвященным истории Салонов: от выставок в Пале-Рояле и Большой галерее Лувра до луврского Квадратного салона (отсюда само название выставок). В следующем разделе будут собраны произведения живописи, скульптуры и графики, выставлявшиеся на Салонах. Значительная часть этих замечательных памятников мало известна современному зрителю. Перед посетителями ГМИИ предстанет богатая панорама французского искусства XVIII столетия, отражающая его стилевую эволюцию. Планируется также воссоздать многоярусную развеску, основанную на академической иерархии жанров и характерную для экспозиций Салонов. Центром всего выставочного проекта станут знаменитые «Салоны» Дени Дидро – критические обзоры выставок в Лувре, которые затрагивали вопросы не только истории искусства, но и эстетики, и философии. Завершит экспозицию «воображаемый кабинет» Дидро, где будут показаны труды философа, книги из его библиотеки и экземпляры рукописного журнала «Литературная корреспонденция», для которого предназначались его обзоры. Этот журнал рассылался по подписке два раза в месяц монархам Европы, а также российской императрице Екатерине II. Благодаря тесным русско-французским культурным контактам XVIII века, сегодня Пушкинский музей обладает уникальной возможностью организовать такую оригинальную по замыслу и блестящую по составу выставку без привлечения зарубежных институций. В экспозиции будут представлены более 150 произведений из собраний ГМИИ, Эрмитажа, Исторического музея, Тверской областной картинной галереи, музеев-усадеб «Архангельское» и «Кусково», музея-заповедника «Павловск». Значительный историко-документальный материал будет предоставлен Российским государственным архивом древних актов. Проект планируется реализовать сначала в Пушкинском музее, а затем в Эрмитаже. Выставка готовится под эгидой Комиссии по культуре Просвещения Научного совета РАН «История мировой культуры». Куратором выставочного проекта в ГМИИ стала заведующая отделом искусства старых мастеров А.В. Сулимова, кандидат искусствоведения. Научным консультантом выставки – С.Я. Карп, главный научный сотрудник и руководитель Центра по изучению XVIII века Института всеобщей истории РАН, доктор исторических наук.


«После импрессионизма»

25 марта – конец августа 2023

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Выставка продемонстрирует процесс взаимодействия русского искусства и художественных течений Западной Европы в период становления авангарда и модернизма. Проект покажет, как русские художники, знакомясь с современным им искусством Франции, перешли от подражания его отдельным аспектам и техническим приемам к свободному творческому мышлению, позволившему им в рамках авангардного движения изобрести такие художественные течения, как неопримитивизм, абстрактное искусство и другие. На выставке будут восстановлены некоторые забытые «сюжеты» истории искусства, которые были вытеснены из нашей памяти последующим развитием, например, восходящая к Пьеру Пюви де Шаванну традиция создания масштабных монументально-декоративных произведений, призванных внести гармонию в повседневную жизнь. К этой традиции относятся полотна немца Ганса фон Марэ, наших соотечественников Константина Коровина, Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина и Михаила Нестерова. Специальное внимание будет уделено роли пуантилизма в искусстве начала XX столетия: именно через его живописный язык открывали для себя импрессионизм молодые русские художники Наталия Гончарова, Казимир Малевич и Роберт Фальк. Финалом экспозиции станут «русские ответы» на вызовы импрессионистической художественной революции – произведения Казимира Малевича, Василия Кандинского, Павла Филонова, Владимира Татлина, которые знаменовали радикальный выход за пределы традиции.


«Выбор Добычиной»

8 июня — 24 сентября 2023

Музей Русского Импрессионизма

Летом 2023 года в музее откроется выставка, посвященная одной из первых российских галеристок Надежде Добычиной. В созданном ей Художественном бюро в Санкт-Петербурге в 1910-е годы состоялась персональная экспозиция Наталии Гончаровой и «Последняя футуристическая выставка картин “0,10”», на которой впервые был показан «Черный квадрат» Малевича. Благодаря поддержке Надежды Евсеевны ряд художников-новаторов, в том числе Марк Шагал и Василий Кандинский, смогли впервые широко представить свои работы столичной публике. Кроме того, она сформировала собственную коллекцию искусства, в которую входили работы Александра Бенуа, Константина Сомова, Ольги Розановой, Кузьмы Петрова-Водкина, Мартироса Сарьяна и других мастеров начала XX века. Выставка «Выбор Добычиной» расскажет о значении фигуры Надежды Евсеевны для русской культуры и станет одним из первых больших исследований ее деятельности. В состав экспозиции войдут как произведения из личного собрания Добычиной, так и работы, показанные на выставках в Художественном бюро, которые сегодня хранятся в государственных музеях и частных собраниях.


«Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»

1 марта — 18 июня 2023

Еврейский музей и центр толерантности

Этот масштабный совместный проект Еврейского музея и Музея истории евреев в России представит историю и культуру бухарских евреев как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии. Экспозиция выставки будет состоять из двух блоков: исторического и культурно-этнографического, включающего подразделы «Дом и традиционная бытовая культура», «Религиозные обычаи», «Жизненный цикл», «Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр», «Традиционная одежда». На выставке будет представлено порядка 200 экспонатов, некоторые типы которых никогда ранее не экспонировались. Среди них — образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии. Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: с помощью них будет создана инсталляция жилища бухарско-еврейской семьи.Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья.

«Фальконье. Архитектура света»

Апрель — 20 августа 2023

Музей архитектуры имени А.В. Щусева

Выставочный проект посвящен истории стеклянных кирпичей «фальконье» (“falconnier”), названных в честь их изобретателя – швейцарского архитектора и инженера Гюстава Фальконье. При создании моделей стеклоблоков архитектор вдохновлялся геометрическими и природными формами, древними мозаичными орнаментами и раппортами тканей и обоев. Кирпичи сочетали легкий вес, эффективную теплоизоляцию, прочность и эстетичность. Они применялись для остекления коридорных и световых окон, перекрытия зимних садов, оранжерей и парников, садово-парковых беседок и торгово-выставочных павильонов. Всего было создано около 12 различных видов стеклянных кирпичей, но широкое распространение получили только 5 из них. Формула изготовления «фальконье», утраченная в 30-х годах XX века, была воссоздана Музеем архитектуры и командой экспериментального производства NWGlass.lab из Санкт-Петербурга. Новые стеклянные кирпичи, созданные в соответствии с историческими прототипами, станут основой выставки в Москве. Специально для проекта NWGlass.lab изготовили более полутора тысяч стеклоблоков 4-х разных форм и цветов. В экспозиции будут также представлены оригинальные кирпичи русских и европейских производителей из коллекции Музея архитектуры и частных собраний. Совместный проект Музея и команды NWGlass.lab поможет стеклянному кирпичу «фальконье» вновь обрести популярность среди архитекторов и дизайнеров как строительный и декоративный материал, а также расширит возможности в области реставрации памятников рубежа XIX-XX вв.


«Выставка коллекции Фонда поддержки и реализации культурных инициатив "Синара" в ММОМА»

15 февраля — 21 мая 2023

ММОМА на Петровке 25

Московский музей современного искусства продолжает стратегию по сотрудничеству с институциями, работающими с региональным искусством. На этот раз в залах музея Фонд поддержки и реализации культурных инициатив "Синара" представит выставку из своей коллекции. Проект расширит понимание зрителя о культурной географии страны, а также познакомит с именами уральских художников. Валерий Дьяченко, Олег Еловой, Николай Федореев, Екатерина Поединщикова, Владимир Селезнев – их работы предстанут в экспозиции наряду с произведениями хорошо известных представителей российского современного искусства. Это Дмитрий Пригов, Эрнст Неизвестный, Владислав Мамышев-Монро, группы «Синие носы» и «Recycle», Александр Бродский, Георгий Острецов, Александра Паперно, Ирина Корина, Иван Плющ, Иван Горшков и многие другие. Выставка будет проходить при участии галереи Синара Арт (г. Екатеринбург) с 15 февраля по 21 мая в ММОМА на Петровке, 25. Куратор: Владимир Прохоров.


«Африка. Чувство цвета»

12 апреля — 9 июля 2023

Государственный музей Востока

На выставке можно будет увидеть работы мастеров Школы живописи Пото-Пото, основанной французским художником и этнографом Пьером Лодсом в Браззавиле (Республика Конго) в 1951 году. Она не была первой школой живописи на африканском континенте, но, безусловно, стала самой известной. Художественное направление, в котором работали мастера школы, позволяет отметить интереснейшие особенности художественного видения, свойственные конголезским мастерам: чувство формы, цвета, композиции, ритма; в рамках работы «по-европейски» мастера сохраняют исконные черты искусства (вовлечение любых подручных материалов – многие работы написаны на упаковочных мешках, подрамники «наживую» сколочены из реек; нет «высоких» сюжетов, совершенно по-иному, чем это привычно для европейца, выстроена композиция). Можно будет заметить, как стиль мастеров школы Пото-Пото на определенном этапе начал «выхолащиваться», копироваться и переходить в область салонной и сувенирной продукции.


«На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве»

18 мая – 30 октября 2023 Третьяковка в Самаре, Фабрика-кухня, Ново-Садовая улица, 149

Проектом «На вкус и цвет…» Третьяковская галерея откроет для публики здание своего филиала Третьяковка в Самаре — прошедшую сложнейшую реставрацию знаменитую Фабрику-кухню, шедевр архитектуры советского конструктивизма. Выбор темы первой выставки не случаен, ведь пространство, для которого она создавалась — Фабрика-кухня, бывший утопический конвейер с непрерывным циклом производства и потребления. Ключевой мотив проекта — еда как первооснова человеческого опыта и универсальная метафора в российском искусстве с XIX века по настоящее время. В структуре экспозиции отражен образ трапезы как процесса с делением на первое, второе и третье. Эта цепочка повторяет ритм и эмоциональный спектр человеческих состояний, связанных с утолением голода и получением удовольствия от еды: предвкушение, услаждение, пресыщение. Каждому этапу цикла, в который вовлекается зритель, соответствует определенный зал, произведения в котором подобраны и объединены в различные «гастрономические репертуары». В состав экспозиции войдет около 150 произведений из музейных и частных собраний. Впервые в Самаре будут представлены знаменитые шедевры из постоянной экспозиции Третьяковской галереи: работы П. Федотова, В. Перова, Б. Кустодиева, К. Петрова-Водкина, З. Серебряковой, Н. Гончаровой, П. Кончаловского, И. Машкова.


«Николай Рерих»

10 октября 2023 – март 2024

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 60–62

Масштабный выставочный проект Третьяковской галереи приурочен к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874–1947) — знаменитого художника, мыслителя, археолога, путешественника, наследие которого будет представлено как целостное явление отечественной и мировой культуры. Вошедшие в состав выставки художественные произведения и документальные материалы из российских музейных собраний продемонстрируют широту и многогранность творческой деятельности художника. В экспозицию будут включены свыше сотни произведений живописи и графики — от знаменитых шедевров «Гонец» и «Заморские гости» до работ индийского периода «Гуга Чохан» и «Вестник». Рерих будет представлен не только как «мастер гор», создатель станковых произведений, но и как художник, успешно реализовавший свой талант в театре и архитектуре. Сенсацией выставки станет первая демонстрация для публики театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балета Сергея Дягилева». Экспозицию дополнят половецкие идолы и памятники искусства Древней Азии, тибетские тханки, мемориальные предметы, архивные материалы, книги Н.К. Рериха об археологии, путешествиях, а также философские труды.


«Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова»

17 мая – 15 октября 2023

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 39–42

Выставка познакомит посетителей с новыми приобретениями и дарами произведений графики ХХ–ХХI веков в собрание Третьяковской галереи — как шедеврами классиков отечественного искусства, так и работами, которые отражают основные тенденции развития рисунка, акварели и гравюры за последние 100 лет. Самые ранние произведения, которые будут включены в экспозицию, относятся к концу 1910-х годов и представляют творчество лидеров русского авангарда — Казимира Малевича, Александра Родченко, Варвары Степановой, самые поздние — к началу 2020-х, и среди них работы Кирилла Мамонова, Александра Ливанова, Германа Черемушкина и других. Среди важнейших экспонатов — графические листы великих «формалистов» Владимира Фаворского, Константина Истомина, Николая Купреянова, их учеников и последователей. Значительное место отведено работам художников, определивших лучшие качества графического искусства 1930-х годов: Николаю Лапшину, Владимиру Гринбергу, Татьяне Мавриной. Будут показаны произведения прославленных шестидесятников и семидесятников: Виктора Попкова, Николая Андронова, а также представителей «другого искусства» — Владимира Немухина, Михаила Шварцмана, Юло Соостера. Завершат выставку монументальные листы Олега Кудряшова — дань памяти выдающемуся офортисту и рисовальщику, ушедшему в 2022 году.

Comments


bottom of page