top of page

Дайджест главных открытий недели (30 января – 5 февраля)

На этой неделе нас ждет открытие приуроченного к 100-летию со дня образования СССР масштабного межмузейного выставочного проекта «ДК СССР», открытие новой временной выставки и постоянной экспозиции в музее АРТ4, погружение в исследование чувственности Шамиля Шааева в ММОМА и открытие новых выставок в JART gallery, ASKERI GALLERY и Elokhovskiy gallery.


ММОМА (Гоголевский бульвар, 10 Залы ШСИ) 1 февраля

Московский музей современного искусства и Школа современного искусства «Свободные мастерские» представляют персональный проект художника Шамиля Шааева «Неотменимая модальность видимого». В работах, представленных на выставке, Шамиль Шааев обращается к феномену взгляда с точки зрения истории и мифологии античности. Античность верит, что глаз проясняет видимое: прямой взгляд способен транслировать объятие, власть, агрессию, желание, а отказ от взгляда или его отведение — принятие, смирение, покорность. Название выставки отсылает к цитате из романа Джеймса Джойса «Улисс», в котором автор также обращается к античности, а именно — к поэме Гомера «Одиссея».


Выставка «Неотменимая модальность видимого» — это исследование чувственности, доведенной до максимума двумя эмоциями: страхом и наслаждением. Шааев в своих работах передает три образно схожих феномена: сна, смерти и наслаждения. Образы смерти, забвения и сексуального влечения оказываются зависимы от акта «смотрения», который только размывает границы между ними.


В экспозиции представлены живопись на холстах и иконных досках, графика, объекты с элементами из керамики и текстиля. Серия «Долгие сны», посвященная разрушенному городу Помпеи, показывает андрогинных героев, которые скованы то ли экстазом, то ли сном, то ли смертью. В серии «У тебя слишком липкие руки» Шааев изображает фиговые листья, которыми обычно прикрывают наготу библейские и античные герои, и руки церковных скульптур. Руки, с одной стороны, канонически связаны с молитвенными ритуалами, с другой стороны, служат для того, чтобы закрываться от чужих взглядов.


Выставка продлится до 5 марта.

2. «THE OLD NEW STORIES - AGGREGATIONS»

ASKERI GALLERY

1 февраля

В московской галерее современного искусства ASKERI GALLERY открывается выставка всемирно известного южнокорейского художника Кван Йонг Чана, известного своей работой со старинной шелковичной бумагой, исписанной мемуарами, письмами и отчетами, Кван Йонг Чан бережно, но настойчиво поднимает вопросы о национальной идентичности, любви к Родине и важности исторической памяти. В 2022 году работы Кван Йонг Чана были представлены на Венецианской биеннале. Арт-объектам был посвящен отдельный павильон, размещенный в одном из самых красивых итальянских палаццо – Контарини Полиньяк.


Выставка продлится до 20 февраля.


3. «Поляков Бобец»

Музей АРТ4

3 февраля

Данила Поляков "Бабец" 2023 (Фото: Варвара Гертье)

На этой неделе в музее АРТ4 откроются сразу две выставки – «Поляков Бабец» и «Щель». Шутливое название «Бабец» первой выставки звучит как «боец»! Это своеобразная карикатура на новый тип человека, наделенного непомерным знанием и влиянием современных технологий.

«Это о моей психике и моих убеждениях. Я черпаю вдохновение в этом. Выходите, путешествуйте, не будьте заперты в своих телефонах!» Данила Поляков

В 2021 году художник впервые посетил город Иваново со старейшей текстильной фабрикой «Красная Талка», музеем ситца и историко-краеведческим музеем имени Д.Г.Бурылина. Его впечатлила история известного фабриканта и мецената Дмитрия Бурылина и его коллекции египетского искусства. Ядерный микс из технологического прогресса, производственного текстиля и мумий стал отправной точкой для создания центральной скульптуры проекта. Ее главные элементы:


Каблук – символ женской сексуальности и власти. Это мифические оковы, удобство и собранность. Одновременно с этим каблук – инструмент эстетической деформации тела: здесь вспоминается старейший египетский протез, принадлежавший родственнице первой женщины-фараона Хатшепсут.


Крылья – это и наряд, и зашифрованный образ египетской сакральной лестницы, устремленной к высшему знанию. Тому самому знанию, в котором оказался заперт сегодняшний человек, эволюционировавший до Амон-Ра в своем потребительстве технологий.


На выставке будут впервые представлены фотографии из новой серии, созданной совместно с Дмитрием Журавлевым, скульптурная инсталляция и видео-арт. Ткани для арт-проекта изготовлены на исторической ивановской фабрике «Красная Талка» компанией «Альфа-Трейд».


Выставка продлится до 4 марта.


4. «Щель»

Музей АРТ4

3 февраля

Илья Кабаков "Крылья" 1987

Музей АРТ4 анонсирует новый формат работы. Впервые за долгое время в его пространстве разместится постоянная экспозиция: выставка «Щель» займет три зала музея на год и представит произведения искусства хэдлайнеров собрания АРТ4 - Кабакова, Гороховского, Бродского, Краснопевцева и многих других. Новый проект станет возможностью познакомиться с личной историей приобретения каждой вещи, узнать, что движет коллекцией сейчас. Выставка станет живым организмом, который в течение года будет пересобираться, реагируя на события и новости внешнего мира сквозь коллекционерский взгляд основателя музея Игоря Маркина. С одной стороны, обращаясь к этимологии Ерофеева, «щель» являет собой пробоину во внутреннем человеческом естестве, с которой жить нормально невозможно, как ее ни латай. С другой – для российской души исторически сложилось понятие щели как инструмента наблюдения пугающей реальности с безопасного расстояния. Щели отдельных квартирок с зашторенными окнами так и остались комфортной средой обитания наших граждан.


Выставка продлится до 23 декабря.


Elokhovskiy gallery

3 февраля

В этом году выбор Bidspirit определила живописная эстетика повседневности, характерная для творчества Елены Киноварь – художницы и историка искусства, чьи работы снискали популярность в музеях и частных коллекциях от России до Испании и Израиля. На выставке будут представлены серии «Море», «Бассейн» и «Отель». «Даже для неискушенного зрителя очевидна преемственность стиля и мироощущения: Александр Дейнека — Эдвард Хоппер — Елена Киноварь», – президент международной аукционной платформы Bidspirit и куратор выставки, Александр Киселевский.


Выставка продлится до 1 марта.


Jart gallery

3 февраля

В пятницу галерея JART откроет персональную выставку Апанди Магомедова, одного из ведущих современных дагестанских художников, народного художника Республики Дагестан, члена Союза художников России. Работая в авторском жанре «рельефная живопись», Апанди черпает вдохновение в горах и орнаментах народного искусства, в традициях и истории своего края.


7. «Дом культуры СССР»

ЦВЗ «Манеж», Манежная площадь, д. 1

4 февраля

РОСИЗО при поддержке Министерства культуры РФ и при участии ведущих музейных институций представит масштабный межмузейный выставочный проект «ДК СССР», приуроченный к 100-летию со дня образования СССР. Тринадцать тематических разделов выставки представляют восемь видов искусства советского периода: архитектуру, живопись, скульптуру, графику, кино, театр, музыку и фотографию. Экспозиция «ДК СССР» соответствует логике устройства советского Дома Культуры и делится на независимые залы — «выставки в выставке». Каждый из разделов самодостаточен, является пространством диалога со зрителем, погружает в отдельное направление культурной жизни советского периода. Выставка из более 700 предметов представит советское искусство и раскроет идею Домов культуры, появившихся в СССР.

Идея народного дома конца XIX века оформилась в самом начале советского периода, в 1920-е года, в совершенно новую форму — Дом культуры (ДК), который стал символом нового времени. Концептуально ДК мыслились как лаборатории советской культуры, где каждый человек имеет возможность взаимодействовать с искусством, заниматься самообразованием и самовоспитанием.

Один из разделов выставки расскажет о формировании архитектурной типологии ДК. Отдельно представлены оригинальные эскизы архитектурного конкурса на строительство Дворца Советов — масштабного невоплощенного проекта. В основу выставки положены две основные концепции Домов культуры. Это идея синтеза искусств, когда в одном пространстве объединяются выставочные залы, театр, кинотеатр, концертный зал, библиотека-читальня и художественные мастерские, а также идея активного участия каждого человека в культурной жизни страны. Кураторами разделов выступили приглашенные специалисты, руководители современных культурных институций. Среди них Зельфира Трегулова (Третьяковская галерея), Евгения Петрова (Русский музей), Александра Селиванова (Музей Москвы), Ксения Кокорина (Музей архитектуры), Наталья Мокрицкая, Алла Есипович-Рогинская, Ирина Горлова (Третьяковская галерея), Наталья Козырева (Русский музей), композитор Алексей Ретинский, Ольга Галактионова (РОСИЗО), Дина Иващенко (РОСИЗО), Андрей Райкин (РОСИЗО). Впервые в Москве на выставке «ДК СССР» в галерее скульптур будет представлена часть мозаик Надежды Ходасевич-Леже, которые были подарены художницей Советскому Союзу и с момента передачи Дубне не покидали площади перед городским Домом культуры. Также посетители впервые увидят оригинальные эскизы проектов Мавзолея В.И. Ленина из Российского государственного архива социально-политической истории. В трех разделах, которые рассказывают о художественных течениях в искусстве 1920–30-х годов, о суровом стиле и беспредметном искусстве 1960-х годов, представлена живопись Кузьмы Петрова-Водкина, Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Александра Самохвалова, Павла Филонова, Гелия Коржева из Русского музея. Здесь же можно увидеть работы Таира Салахова, Эрика Булатова, Франциско Инфанте-Арана из Третьяковской галереи. В экспозиции — 90 листов оригинальных иллюстраций и обложек к детским книгам из обширной коллекции книжной графики, принадлежащей Русскому музею. Большинство рисунков, которые давно признаны классикой, являются наглядным примером успешного поиска нового пластического облика советской детской книги. Специально для выставки «ДК СССР» композитор Алексей Ретинский написал музыкальное произведение, которое прозвучит в отдельном зале и будет сопровождаться архивной видеохроникой. Он же выступил куратором раздела, посвященного развитию советской звуковой культуры.

0 комментариев

Comments


bottom of page