top of page

Дайджест открытий недели: празднование 30-летия Рунета, первого дня рождения VS gallery и новые выставки в ГЭС-2, МАММ, HSE ART GALLERY и ЦСИ AZ/ART

На этой неделе Рунет празднует свое 30-летие, а VS Gallery — свой первый день рождения, МАММ представит новые персональные выставки Евгения Музалевского и Павла Пепперштейна, а HSE ART GALLERY поведает о взаимосвязях учителей и учеников. В этой статье мы рассказали и о трех новых выставочных проектах «ГЭС-2», выставочных проектах в ЦСИ AZ/ART и ЦСИ «Смена» в Казани, а также планах на выходные.


Длительность распада / Почуй. Полесье

HSE ART GALLERY

Владимир Потапов Работа из серии "Эффект паруса", 2012


20 сентября в HSE ART GALLERY на Пионерке первый проект нового сезона, который продолжит цикл парных персональных выставок «учителей и учеников» Школы дизайна НИУ ВШЭ.  В этот раз главными героями станут руководитель профиля «Современная живопись» и его выпускница — Владимир Потапов и Саша Подгородская. Формат двойных персональных выставок позволяет, во-первых, представить срез созданных за годы учебы наиболее значимых работ молодых авторов, а во-вторых, соотнести оптику учеников и их учителей.


Выставка продлится до 27 октября


«Дом в пространстве .ru: 30 лет Рунета»

Бизнес-центр «Central City Tower»

«Комната прошлого»


В этом году Рунет — российский сегмент интернета — празднует свое тридцатилетие. В честь этой даты провайдер цифровых услуг Дом.ру открывает выставку «Дом в пространстве .ru: 30 лет Рунета», которая пройдет с 18 сентября по 8 ноября 2024 года в московском Бизнес-центре «Central City Tower». На выставке будут представлены работы девяти современных художников: Полины Абиной, Алексея Себякина, Дарьи Арбузовой, Славы Нестерова, Кирилла Манчунского, Турбена, Романа Головко, Альфии Шайхуловой и Даниила Кудряшова. Экспозиция разделена на три тематические зоны: «Прошлое», «Настоящее» и «Будущее» — каждая из которых символизирует разные этапы развития российского интернета.


  • «Комната прошлого» приглашает посетителей погрузиться в атмосферу 90-х годов с работами Кирилла Манчунского, Турбена и Даниила Кудряшова, которые иллюстрируют первые шаги российского интернета в условиях ограниченного доступа и минимальных технологий.


  • «Комната настоящего» представляет цифровой мир сегодняшнего дня — быстрый, удобный и разнообразный. Полина Абина, Алексей Себякин и Альфия Шайхулова показывают, как интернет изменил нашу жизнь и стал неотъемлемой частью современной реальности.


  • «Комната будущего» предлагает заглянуть в мир завтрашнего дня с работами Полины Абиной, Славы Нестерова, Романа Головко и Дарьи Арбузовой. Художники представляют возможные сценарии будущего развития интернета и его влияния на общество и культуру.


Выставка «Дом в пространстве .ru: 30 лет Рунета» станет масштабным продолжением онлайн-проекта «История рунета» от Дом.ру, в котором принимали участие художники и сотрудники компании, поделившиеся своими личными воспоминаниями о различных периодах существования российского интернета. Также с 26 октября будет доступен 3D-тур по выставке для всех жителей страны. Следите за обновлениями на официальном сайте проекта и в социальных сетях Дом.ру.


Адрес: Бизнес-центр «Central City Tower», Москва, Овчинниковская наб., 20, стр. 1


«Symbiosis»

VS gallery

Юлия Низамутдинова «Silkworm», 2024


VS Gallery отмечает свой первый день рождения открытием выставки четырех ее художников-резидентов «Symbiosis». За прошедший год помимо выставочных проектов в самом пространстве, галереей был реализован ряд крупных проектов. Работы ее художников-резидентов Кирилла Рейва и Rinatto L'Bank (Рината Абдрахманова) были представлены на выставке «Весть» в Государственном Русском музее, а Юлии Низамутдиновой – на выставке «Журнал Красивой жизни» в Музее русского импрессионизма. Также среди крупных коллабораций за последний год: проект «Под куполом» (куратор – Александр Карлявин) к 1000-летию Суздаля, подготовленный совместно с VK и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником и представленный онлайн и оффлайн в VS Gallery, создание работ Rinatto L'Bank (Ринатом Абдрахмановым) к 25-летию Serpenti от Bvlgari, разработка коллекции часов совместно с Palekh Watch. А уже начиная с 25 сентября работы художников-резидентов галереи под кураторством Александра Карлявина будут показаны на совместной с Государственной Третьяковской галереей и VK выставке в Столичном музее г. Пекина. Новая выставка объединит более 30 работ Кирилла Рейва, Rinatto L'Bank (Рината Абдрахманова), Данилы Карамушкина и Юлии Низамутдиновой. Каждый из них предложит свой взгляд на фьюжн, симбиоз природы и технологий и на то, как последние могут органично влиться в естественный мир, способствуя созданию совершенно новых форм самовыражения.


Адрес: ул. Малая Ордынка, 19

Выставка продлится до 24 ноября


«Монохром, с мамой за спиной» и «Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье»

МАММ

Евгений Музалевский «Торт бизешка», «Отражение», 2022, «Олга», «Настя в окне», «Тридешка», 2023 (Вышивка по мотивам работы художника выполнена и названа его мамой, предоставлена Alina Pinsky gallery)


Первая большая персональная выставка Евгения Музалевского состоялась в 2021 году в Alina Pinsky Gallery. В последние годы в творчестве художника обозначился новый этап: по сравнению с ранними нервными, импульсивными и скорее интуитивными работами его холсты и графика становятся более структурированными. Они обретают упорядоченность, в них проявляется архитектоничность, в некотором смысле «витражность». У Музалевского появляется собственный словарь, набор определенных композиционных элементов — образов, которые, развиваясь и по-разному взаимодействуя друг с другом, создают своего рода «кладку» на плоскости холста.


Основу музейной экспозиции составляют монохромные работы 2022–2023 годов. Об этом периоде сам Музалевский пишет: «Оказавшись ненадолго в Италии, я увлекся кладбищенскими стеклянными светильниками и мхом, покрывающим стены. Я носил с собой мысли о мозаике и витражах, что изменило мое восприятие пространства и композиции в живописи и акварели. Тогда же я впервые стал работать с масляной пастелью. <…> В 2022 году я решил двигаться в сторону черно-белой палитры. Я использовал масляную пастель, почти не прикасался к кистям, пользовался сухими тряпками для растирания изображения, словно археолог. <…> Черно-белые картины 2022 года — это не серия, а отдельный проект, где изображения выбивают равновесие друг из друга. В Санкт-Петербурге в 2023 году я писал большеформатные работы, специально нарезал холст, чтобы он напоминал дневник. Некоторые части картин я опускал, нарушая склейку при оформлении в раму».


Часть выставки посвящена результату творческого тандема Евгения Музалевского с его мамой, чей образ и размышления о которой перманентно присутствуют в работах художника. Все началось с определенного рода терапии, придуманной Евгением для мамы, находившейся в колонии общего режима. Удивительные, пронзительные, мастерски исполненные вышивки мамы художника повторяют серию вертикальных холстов сына.

Второй новый выставочный проект — персональная выставка Павла Пепперштейна «Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье», посвященная одной из самых важных и любимых книг художника.


Знаменитая сказка для детей и взрослых, впервые опубликованная в 1865 году в викторианской Англии, выдержавшая огромное количество переизданий на всех языках мира, безусловно, близка художественной вселенной Павла Пепперштейна. В 2020 году в рамках детской издательской программы V–A–C Press вышла книга «Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла с иллюстрациями Павла Пепперштейна, а в 2024 году — «Алиса в Зазеркалье». Поставив перед собой задачу проиллюстрировать сказки об Алисе, он продолжил и развил традиции советской детской иллюстрации, которой с 1960-х годов занимались будущие классики российского и мирового современного искусства, а некогда представители советского андеграунда, такие художники, как Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эрик Булатов, Олег Васильев и другие. В экспозиции МАММ представлены рисунки к двум книгам Льюиса Кэрролла, а также картины, так или иначе связанные с повествованием об Алисе. Можно заметить, если сравнить выставленные рисунки с книжными иллюстрациями, что многие из этих рисунков на выставке обрели цвет.


Адрес: ул. Остоженка, 16 Выставки продлятся до 16 декабря


«Третье ухо»

ЦСИ AZ/ART

Куратор, искусствовед Александр Дашевский представляет проект о том, как музыка проникает в жизнь современного человека, и как нематериальный звук обретает материальные формы. Таким образом AZ/ART продолжит разговор о музыке, начатый этим летом первой выставкой Центра «Неочевидные пересечения». В пространстве AZ/ART можно будет увидеть работы современных художников и советских нонконформистов из коллекции Музея AZ и частных собраний: Жени Шарвиной, Андрея Рудьева, Игоря Макаревича, Владимира Немухина, Евгения Михнова-Войтенко, Виталия Пушницкого, Петра Швецова, Бориса Козакова, Марины Алексеевой, Сергея Деникина и других авторов. Выставка «Третье ухо» исследует вопросы звука и звучания, а именно отражение музыкальных вкусов и иерархий в современном искусстве. Специально к выставке один из ведущих современных художников Виталий Пушницкий создал метафорический портрет Джона Кейджа. Андрей Рудьев, совмещающий в своем творчестве образы советского и западного быта, представит на выставке девятнадцать картин. Работы Рудьева посвящены восьмидесятым и девяностым годам XX века, когда советские меломаны с жадностью слушали запрещенную западную музыку и тайно поклонялись ее ключевым героям — группам Kiss, Beatles, The Doors, Дэвиду Боуи и пионерам электронной музыки Kraftwerk. Андрей Рудьев, чье становление пришлось на конец 80-х и начало 90-х, постоянно возвращается в главный момент своей жизни, когда он решил стать художником и переосмысляет его в визуальных работах.


Адрес: ул. Маросейка, 11/4 строение 1

Выставка продлится до 4 ноября


Дом культуры «ГЭС-2»

Плантон Инфанте, Полина Лобачевская, Франциско Инфанте, Елизавета Плавинская Фото: Глеб Леонов


19 сентября на Проспекте Дома культуры появятся восемь кинетических зеркальных объектов, составивших инсталляцию «Небесные артефакты». Семь из них в разные годы были придуманы российским художником Франциско Инфанте и размещались в разных точках планеты: от Подмосковья («Легкие пространства», 2017) до катарских дюн («Арка», 1990). Теперь эти работы, реконструированные и многократно увеличенные, окажутся на Проспекте — самой просторной локации внутри здания «ГЭС-2». Отражая космические закономерности, они взаимодействуют с архитектурными элементами Дома культуры, преображая знакомое пространство путем искривления, деления и умножения. Сын Франциско, Платон Инфанте, выступил автором одной из частей инсталляции — произведения «Два времени» — и звукового оформления экспозиции. Проект «Небесные артефакты» продлится до 12 января. Он продолжает программу «ГЭС-2: Проспект», в ходе которой работы, созданные специально для Проспекта, дают зрителям возможность взглянуть на Дом культуры сквозь призму разных художественных методов.

Парадокс береговой линии. Дом культуры «ГЭС-2». Москва, 2024


Второй выставкой, которая откроется в стенах ГЭС-2, станет проект «Парадокс береговой линии», посвященный Камчатке и состоящий из пяти частей, которые, словно волны, сменяют друг друга и трансформируют ландшафт экспозиции, предлагая разные ракурсы для осмысления истории, природы и культуры региона. Выставка подведет итоги одноименной публичной дискуссионно‐практической программы, прошедшей весной 2024 года в Петропавловске ‐ Камчатском. Эта программа — часть масштабной инициативы «ГЭС‐2: Города», в рамках которой Дом культуры реализует проекты с художниками и городскими сообществами в разных регионах России. Парадокс береговой линии — это феномен из области географических наук. Точную длину побережья невозможно вычислить — она меняется в зависимости от шага измерения: чем меньше и детальнее масштаб замеров, тем больше итоговая длина. В контексте выставки этот парадокс находит свое отражение в обилии связей Камчатки с самыми разными частями мира, людьми и событиями, в результате чего символические границы региона, та самая метафорическая береговая линия, оказываются куда шире формально-географических. Таким образом, парадокс береговой линии иллюстрирует основную идею проекта: нельзя очертить и замкнуть в себе такое место, как Камчатка. Природа и история, культура и наука, многообразие народов и языков, особенности городской жизни и традиционные уклады собираются в причудливые узоры, из которых складываются судьбы и образы людей со всего света.

Юлия Абзалтдинова, Арюна Соктуева № 3. Арюна, 2023 Фотоскульптура Создано и произведено по заказу Дома культуры «ГЭС-2» 


Третьим новым проектом в пространстве ГЭС-2 станет выставка, разработанная в ходе программы художественных резиденций «ГЭС-2» «Я никогда этого не увижу. Я никогда этого не забуду». Представленные на выставке произведения созданы художницей из Екатеринбурга Юлией Абзалтдиновой в соавторстве с семью незрячими и слабовидящими участницами: Анастасией Аксеновой, ЗлатойАраповой,ГалинойДолей,ЕленойМироновой,ЛарисойОвцыновой, Оксаной Осадчей и Арюной Соктуевой. Воспоминания и фантазии участниц стали основой текстовых запросов — промтов — для генерации изображений нейросетью Midjourney. На основе этих изображений была создана серия фотоскульптур. В названии проекта отражена разная степень визуального опыта: если человек незрячий с рождения — ему ближе высказывание «Я никогда этого не увижу», а если он утратил зрение — «Я никогда этого не забуду». Выступая посредником между незрячими и слабовидящими людьми, искусственным интеллектом и реальным миром, Юлия Абзалтдинова исследует фрагментированность чувственного восприятия в современных условиях и ищет возможности развития новых форм коллективного творчества. Проект сводит вместе несколько противоположных элементов: увиденное и воображаемое, виртуальное и реальное, коллективное и индивидуальное, цифровое и аналоговое.

Адрес: Болотная набережная, вл. 15, корп. 1


«Восточный стиль»

ЦСИ «Смена» (Казань)

Соцгород в Дербышках (Выезд на рынок), начало 1940-х


20 сентября в Центре современной культуры «Смена» откроется выставка «Восточный стиль». Она станет первой частью серии экспериментальных музейных проектов, связанных с искусством, культурной историей Казани и Татарстана ХХ века. Выставка продолжит книжную серию «Кустода», которую выпускает «Смена», эти тексты создают новые формы существования краеведческого знания. На выставке речь пойдет о трех малоизвестных нереализованных проектах, связанных с Казанью и Татарстаном:


  • Непостроенный национальный соцгород ТАССР Моисея Синявера в поселке Дербышки (1944);

  • Фрагмент неисполненной первой «Татарской симфонии» Игоря Миклашевского (1932);

  • Неиспользованный фирменный стиль Национальной библиотеки РТ Кирилла Благодатских в рамках дизайн-бюро АНКБ (2020). 


Никак не связанные друг с другом проекты соединяются через архивы СКБ «Прометей», Казанского оптико-механического завода и работы из коллекции Галеев-Галереи. Экспозиция будет состоять из оригинальной графики, чертежей и планов, объектов, музыкальных композиций и видеоматериалов. Экспозиция займет два выставочных пространства — в «Смене» и Фонде «Галеев-Прометей». В рамках проекта «Восточный стиль» также будет воссоздана выставка Моисея Синявера, единственный раз прошедшая в Казани в 1944 году. Первые экскурсии пройдут 21 и 22 сентября в 14:00. О проекте «Восточный стиль» расскажет куратор выставки и сооснователь «Смены» Кирилл Маевский. Вход по билету на выставку.


Адрес: Казань, Бурхана Шахиди, 7 

Выставка продлится до 27 октября


День Бориса Усова

Цент Вознесенского (21 сентября)

21 сентября, в эту субботу, в Центре Вознесенского пройдёт День Бориса Усова — в первую очередь известного как идеолога проекта «Соломенные Еноты», поэта и одного из лидеров московской андеграундной сцены 90-х годов, назвавшихся «Формейшн».


В программе:


15:30 — кураторская экскурсия Максима Парфенчикова и Макара Ушакова по выставке «Мир искусства Бориса Усова». Билеты

17:00 — дискуссия о творческих стратегиях Бориса Усова и его главных проектах: «Соломенные Еноты», «Утро над Вавилоном», «Коты Созвонились», «Зверье». Регистрация


Участники беседы:

- Борис Гришин — концептуальный редактор журнала ШумелаЪ Мышь и участник ранних составов группы «Соломенные еноты»;

- Надежда Плунгян — искусствовед;

- Станислав Ростоцкий — киновед.


18:40 — поэтические чтения «Звериная серьёзность»: стихи Бориса Усова прочитает культурный критик и редактор культуры журнала «Москвичка» Гордей Петрик. Регистрация

19:00 — показ записи концерта «Соломенных енотов». Регистрация

0 комментариев

コメント


bottom of page