top of page
Живописная кухня

Что такое Апокалипсис и чем он отличается от фильмов про конец света?


В современном мире слово "Апокалипсис" ассоциируется с голливудскими фильмами про конец света, где главный герой борется с происходящими вокруг природными катаклизмами и ближе к концу фильма спасает планету. На самом деле, Апокалипсис – явление более серьёзное, чем оно предстаёт перед нами в кинематографе. Текст Апокалипсиса — не только описание внешних разрушений и катастроф, но, в первую очередь, духовное наполнение и божественный смысл.

Для начала определим ключевые понятия. Что же такое Апокалипсис в его исконном понимании? Апокалипсис - это последняя книга Библии и единственная пророческая книга Нового Завета. Она была написана, согласно церковному преданию, одним из двенадцати апостолов – Иоанном Богословом. В переводе с греческого Апокалипсис переводится как «Откровение», то есть то, что было открыто Иоанну в его видениях. По своей структуре Апокалипсис представляет собой сложное произведение и состоит из ряда многослойных композиционных видений, имеющее, однако, ярко выраженную структуру. События Апокалипсиса предшествуют Страшному суду, на котором Иисус Христос произведёт суд над всеми народами, когда «приидет во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (Мф. 25:31-32).

Бамбергский Апокалипсис, 1000-1020, Райхенау

Несмотря на важную роль Откровения в восприятии христианской веры, эта часть Нового Завета иллюстрировалась значительно меньше, чем другие его части. В основном, Апокалипсис становился интересен людям во время религиозных потрясений. Например, в конце первого тысячелетия люди верили в конец света, поэтому в то время родился Бамбергский Апокалипсис. Также к изображению «Откровения» обращались в XII и XIII веках, когда возникло великое движение мистических сект и ересей. На рубеже XV и XVI веков, в эпоху Дюрера и Босха, обращение к данному сюжету было вызвано наступающей религиозной революцией.

Но как можно изобразить Апокалипсис? Ведь ни Страшного суда, ни всадников Апокалипсиса, ни воскресения мёртвых никто не видел. Что смогло стать визуализацией аллегорического текста, и чьи работы могут считаться апогеем среди изображений данного сюжета?

Альфа и Омега, Господь Иисус Христос.

Изображение в катакомбе св. Коммодиллы. Кон. IV --- нач. V вв.

На самом деле, попытки изображения апокалиптических символов или сцен прослеживается практически с первых веков нашей эры. В римских катакомбах, на фресках и саркофагах, созданных ещё до выбора христианства официальной религией, можно найти истоки христианской иконографии и те её элементы, которые в дальнейшем войдут в арсенал художественного языка христианского искусства. Это, например, символы Альфа и Омега, Агнец Божий, пальмовая ветвь и другие.

Во времена Средневековья тема Апокалипсиса активно развивалась во фресках и мозаиках, а также в книжной миниатюре. В ней изображение Апокалипсиса со временем становилось всё более и более развёрнутым, так что практически на любую строчку из «Откровения» можно найти иллюстрацию.

Художественным шедевром ранней гравюры стал Апокалипсис Альбрехта Дюрера, напечатанный им в 1498 году в германском и латинском вариантах собственным издательским домом. Именно эту серию работ можно по праву считать одной из самых выдающихся иллюстраций священного текста. Дюрер был великим художником Северного Возрождения, который внёс большой вклад в развитие немецкого и мирового искусства.

Пятнадцать гравюр «Апокалипсиса» Дюрера соединяют в себе готический художественный язык и стилистику итальянского Возрождения. Изобилие подробностей, детализация, изломанность линий в изображении складок одежд, повышенная экспрессия в передаче движений фигур и выражений лиц персонажей – отзвуки средневекового немецкого искусства. И всё-таки из гравюр уже постепенно уходит готика. Каждая сцена отличается необыкновенной жизненной силой и реалистичностью природных форм.

Эразм Роттердамский

Крупнейший учёный Северного Возрождения, Эразм Роттердамский, высоко ценил мастерство Дюрера, он писал: «тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своей гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только не изображает он, даже то, что невозможно изобразить – огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос».

Разобрать все иллюстрации из цикла было бы довольно сложно, ведь каждая из них буквально наполнена множеством смыслов и вмещает себя большое количество эпизодов из «Откровения». Поэтому посмотрим на самые значимые иллюстрации, в которых Дюрер сумел запечатлеть ирреальный, потусторонний мир.

Альбрехт Дюрер, Мучения Иоанна, 1498

Первая гравюра – «Мучения Иоанна» является вводной и не относится к тексту Апокалипсиса, а повествует о жизни святого. Здесь очень интересен подход Дюрера к передаче сюжетной линии Апокалипсиса. Художник сразу же вводит в сюжет, так называемого лирического героя, того самого, который является «первоисточником» откровения для всех живущих на земле. Справа представлена сцена мученичества, слева – восседающий на троне император Домициан, наблюдающий за казнью. Действо разворачивается на городской площади, в окружении толпы. Галерея образов данной работы весьма обширна и контрастна. Дюрер тщательно прорисовывает каждое лицо, наделяя каждого персонажа живой эмоцией.

Альбрехт Дюрер, Четыре всадника Апокалипсиса, 1498

«Четыре всадника Апокалипсиса» – самая знаменитая гравюра серии, которая представляет видения Иоанна, возникающие в результате последовательного снятия первых четырех печатей.

 

«И вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр. 6:2).

«И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр. 6:4).

«И вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей» (Откр. 6:5).

«И вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр. 6:8).

 

Дюрер, строго руководствуясь текстом, изображает четырех всадников, располагая их справа налево: первый с луком в руках – победоносный завоеватель, второй с мечом – воитель, готовый проливать кровь, третий с весами – голод несущий, четвертый в виде страшного худого бородатого старика с трезубцем на тощем коне – олицетворение смерти. За смертью следует Ад в образе чудовища с разинутой пастью, поглощающего всех без разбора затоптанных конями людей. Диагональное расположение всадников, стремительно прорезающее наискось всё пространство листа, и тем самым визуально ускоряющее темп движения, усиливает внутреннее напряжение и подчеркивает неотвратимость надвигающихся бедствий.

Альбрехт Дюрер, Жена, облачённая в Солнце, и семиглавый дракон, 1498

Иллюстрация «Жена, облеченная в солнце, и семиглавый дракон» отображает символическое противостояние Христовой Церкви и Сатаны. Два знамения явились Иоанну в небе: «жена, облеченная в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звезд» (Откр.12:1) и «дракон с семью головами и десятью рогами» (Откр.12:3).

В образе дракона в Апокалипсисе явлен дьявол, виновник зла на земле. Головы его – символ дьявольской мудрости и хитрости, рога и диадемы – знаки могущества. Гигантский хвост его, низвергающий на землю звезды, – символ земной греховной силы.

Альбрехт Дюрер, Битва Архангела Михаила с драконом, 1498

«Битва Архангела Михаила с драконом» – одна из самых необычных по композиции гравюра серии. Дюрер сознательно смещает ось симметрии, изображая крупную фигуру главного персонажа не посередине, а слева от центра. Таким образом, появление Архангела Михаила кажется внезапным и ошеломительным.

Напряжение в гравюре усиливается за счёт хаотического переплетения линий складок одежд, крыльев ангелов, прядей волос, змеиных изгибов тела чудища. Дракон ещё не повержен, но Архангел Михаил стремительным движением уже вонзает копьё в его туловище.

Драматической бурной сцене, разворачивающейся в небесах, противопоставлен раскинувшийся внизу, залитый светом спокойный пейзаж с равнинами и холмами, замком на берегу моря и горами на горизонте. Мир будто замер в ожидании исхода битвы. Однако, зрителю уже понятно, что победу непременно должно одержать добро, ведь ворота на въезде в город гостеприимно открыты, образуя мост надо рвом. Эта деталь позволяет граверу расширить понятия времени и говорит о том, что на земле мир уже насупил, и никакая опасность уже не угрожает.

Дюрер сумел соединить разные эпизоды «Откровения» в пространстве одного изображения, благодаря чему они слились в сложную насыщенную композицию. Помимо этого, в своём цикле он адаптировал и преобразовал многие узнаваемые иконографические элементы и характерные черты печатных Библий. Иконография фантастического мира в гравюрах Дюрера приобретает черты материальности и даже реальности. Дюрер наделяет демонические существа целостностью деталей, что позволяет разорвать грань между миром людей и миром потусторонним. Таким образом, Альбрехт Дюрер делает текст Апокалипсиса ещё более реальным, подчёркивая неизбежность описанных событий.

 

Интересно:

ГМИИ им. А.С. Пушкина опубликовал на своем сайте электронный каталог, в котором представил музейное собрание немецкой гравюры XV – XX веков. Там можно в деталях рассмотреть все гравюры Дюрера, его учителей и последователей, а также проследить развитие гравюры вплоть до 20 века.

Автор: Асатурова Анна

0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page