top of page

Искусство ведения галерейного бизнеса. Интервью с основателем галереи Anna Nova


Анну Нова все знают по галерее "Anna Nova Gallery", но деятельность Анны выходит за рамки стандартной работы галериста. Многообразие ее проектов в искусстве впечатляет, а больше всего восхищает цель, которую она ставит перед собой – создать комплексную эко-систему вокруг искусства, направленную на развитие молодых художников и зрителей.


Одним из ярчайших проектов галереи является Конкурс Nova Art Contest, в рамках которого художникам предлагается представить не готовые работы, а идеи, которые благодаря конкурсу художникам представляется возможность реализовать, а победителем становится не один художник, а целых двенадцать. Мы решили разузнать у Анны все подробности деятельности галереи, вдохновении, интуиции и нелёгком пути галериста.

 

- Вашей галерее 15 лет. Что Вас вдохновило и сподвигло пойти по этому непростому пути?


- Каждый раз для меня это непростой вопрос. Мои родственники были связаны с искусством, поэтому я с детства знаю, как сложно художнику найти себя. Помню время ограничения свободы: я видела, что происходило с моим дедом и дядей, как целое поколение людей потерялось. Во мне тоже есть жилка творческого человека, и я всю жизнь занималась музыкой. Для меня музыка и искусство всегда шли рядом. Возможно, свою роль сыграло то, что я была фанатом Виктора Цоя, а он был не только музыкантом, но и художником. Позже я узнала о Новой Академии, о Сергее Курехине, Георгие Гурьянове. Все это было очень интересным, и я чувствовала, что есть какое-то таинство в их жизни. Не могу сказать, что я росла в окружении художников. Я постепенно погружалась в творческую среду. Любовь к изобразительному искусству приходила с годами, и этот путь был не самым легким, но без страсти и любви – этим заниматься невозможно.


Пространство Collectors' Lounge.

Фото: Михаил Лоскутов (Mikhail Loskutov) для Elle Decoration Russia.

- За эти 15 лет как развивалась Ваша галерейная деятельность?


- В 2005 году, когда мне только исполнилось 28 лет, я еще до конца не понимала, каким будет формат галереи, но жизнь столкнула меня с правильными людьми, которые помогли сформировать его. Мы всегда экспериментировали, и я давала свободу художникам. Сама с ними училась, ведь у меня не было профессионального образования, а было просто желание помогать. На сегодняшний день могу сказать, что нам удалось построить целую экосистему проектов, которых объединяет одна миссия: создание и развитие талантов, формирующих историю современного искусства. В эту экосистему, помимо самой галереи, входят такие проекты как:


- журнал BOOKLET

- конкурс NOVA ART

- пространство Сollectors’ Lounge на третьем этаже галереи Anna Nova.


Хотелось бы сделать акцент на том, что мы находимся в постоянном поиске новых возможностей и идей для достижения наших целей. Тот идеальный шторм, который происходит сейчас во всем мире ускорил внедрение новых технологий и поставил под вопрос существующий привычный подход к ведению многих процессов бизнеса и не только.


- Сейчас активно развивается более демократический сегмент покупки искусства. Расскажите о проекте 28bags – считаете ли Вы его оправданным?


- Эта идея пришла мне рано, я немного опередила время, следуя своей интуиции. Мы его запустили, но стало понятно, что мне одной этот проект не потянуть, хотя в галерее уже работало 7-8 человек. Нас не хватает, чтобы полноценно развивать это направление. Даже сейчас на самоизоляции я работаю с 8 утра до 12 ночи. Я по натуре перфекционист, и это иногда мешает. У Максима Боксера, конечно, в этом плане более живая история, потому что люди постоянно в facebook, и хотят они этого или нет, они постоянно туда заходят. Их не надо специально туда привлекать. Тут невольно задаешься вопросом – а нужны ли вообще галереи, если в таком пространстве как интернет напрямую соединяются художник и коллекционер?


- Однозначно нужны! И по своему опыту могу сказать, что Ваши художники четко соблюдают этику работы с галереей.


- Да, есть ряд художников, в которых я 100% уверена. Для меня и моей команды очень ценно, когда с художниками выстроены прозрачные отношения, это очень мотивирует. Для них мы готовы сделать максимум. Это как в любых отношениях: если человек обманывает, то ты больше не хочешь затрачивать на него свои ресурсы. Художник должен решить, вступать ли ему в полноценное партнерство, где галерея вкладывает свои силы на продвижение, а художник – свой талант и профессиональную активность.


- Удалось ли Вам создать за эти годы своё community людей, которые любят, покупают и помогают искусству?


- Сообщество растет и меняется, а мы – только часть этого глобального художественного комьюнити. Интерес к искусству формируется постепенно, сейчас появилось очень много образовательных онлайн платформ. Конечно же, наша галерея сделала большой вклад в это дело, и вокруг галереи сложился свой круг коллекционеров и покупателей. Мне бы хотелось, чтобы наши зрители и покупатели приходили и погружались в контекст, чтобы они изучали искусство, чтобы у них формировалась насмотренность. Мы стараемся мотивировать их путешествовать, смотреть выставки, ездить на международные ярмарки и всегда приглашаем своих клиентов в поездки, если куда-то выезжаем командой.


Инсталляция художника Aljoscha в отеле Astoria


- Сотрудничаете ли Вы с бизнесом? Делаете ли Вы проекты с корпоративными компаниями?


- Да. Особенно последние лет пять стало больше подобных активностей. Мы начали создавать продукты-проекты, которые не только помогают искусству, но и решают бизнес-задачи. Например, у нас был кейс, когда с помощью искусства мы помогли девелоперской компании увеличить объем продаж квартир и приток арендаторов. Также мы организуем корпоративные образовательные программы для компаний, чаще всего финансовых, которым интересен рынок искусства. С предложением коллабораций обращаются к нам и отели, а также организации, создающие проекты в общественных пространствах, благодаря чему в городской среде появляется все больше проектов с участием наших художников. Например, в Сколково был реализован масштабный проект скульптуры Дениса Патракеева.


- Расскажите о Конкурсе Nova Art Contest.


- История началась в 2005 году, когда мы поняли необходимость поиска новых художников. В 2006 году Екатерина Андреева, искусствовед и ведущий куратор галереи, предложила сделать конкурс проектов. Впоследствии благодаря конкурсу мы начали сотрудничество с такими художниками, как Илья Федотов-Федоров, Марья Дмитриева, Егор Крафт, Павел Брат, Юлдус Бахтиозина.

Спустя 12 лет, когда мы провели конкурс уже шесть раз, пришло понимание, что проект давно перерос границы одной галереи, и поэтому мы трансформировали его в платформу, объединяющую художников, галереи, ВУЗЫ и другие институции. В этом году мы запускаем восьмой конкурс NOVA ART, который станет самым масштабным за всю историю конкурса. Его первый этап стартует осенью, когда мы начнем принимать заявки. Вторым этапом станет отбор заявок экспертным советом и формирование short-list, а уже на третьем подключится международное жюри, которое выберет 12 финалистов. В прошлый раз мы сделали офф-лайн выставку с проектами финалистов и 3D-тур по ней, а в этот раз решили расширить присутствие в сети и использовать больше возможностей интернета.


- Жюри Конкурса у Вас меняется?


- Да, каждый конкурс мы собираем новый состав жюри, но есть эксперты которые работают с нами на протяжении нескольких проектов, например, куратор Джоанна де Вос или галерист Стивен Сакс. Также мы каждый раз приглашаем нового куратора и новых попечителей. В прошлом году у нас был еще и ментор – Виктор Мизиано, который порекомендовал уйти от формата конкурса с одним победителем и дать шанс большему количеству молодых художников. В результате, посоветовавшись с нашим куратором Ольгой Шишко, мы остановились на цифре 12, на двенадцати финалистах.


Выставка финалистов Nova Art Contest


- Почему конкурс нереализованых проектов?


- Мы сконцентрировались на конкурсе еще нереализованных проектов, поскольку видим большую проблему в возможности реализации своих идей для художников в нашей стране, а ведь именно эта ступень является одной из ключевых в становлении художника, которому необходимо, чтобы в его идею поверили. У многих ребят нет финансирования на свои проекты, поэтому нет возможности их реализовать. Наш же конкурс как раз является той площадкой, где у них появляется шанс встретить людей, которые могут им в этом помочь. Итогом конкурса прошлого года была групповая выставка концептов художников-финалистов, каждый из которых получил один из призов от попечителей конкурса. Среди них были три гранта по 150 тыс. руб., образовательные программы, возможность поработать в профессиональной студии, где создаются фильмы, а также, конечно, возможность реализовать свою персональную выставку в галерее. Очень благодарна всем нашим партнерам, которые внесли свой вклад в поддержку молодых художников. Посмотреть фотографии и узнать больше информации об участниках конкурса и их проектах можно можно в инстаграме Конкурса Nova Art Contest.


- Каково, на ваш взгляд, положение России в глобальной арт-экосистеме? Верите ли вы в ее «большую роль»?


- С последними данными я не знакома, но раньше мы занимали менее 1% от мирового рынка. В аналитике UBS-bank – России нет. По натуре я люблю помечтать, но трезво оценивая реальность, могу сказать, чтобы это изменить, нужен глобальный национальный проект на уровне государства.


- Расскажите о Вашем участии в международных арт-ярмарках.


- Мы были одной из первых галерей, которая начала принимать в них участие. Сначала это была Art Cologne, потом Art Helsinki, ARCO в Мадриде, AHAF в Сеуле и Гонконге, Vienna Art Fair, ART London, Contemporary Istanbul. Где мы только не были! Продажи были, но мы не выходили в 0, потому что российское искусство стоит недорого, а участие в ярмарке – это всегда немаленькие затраты. Мы хорошо выступили на Cosmoscow в 2014 году, когда был продан весь стенд. В прошлом году впервые приняли участие в Art Shanghai, решив исследовать современный азиатский рынок. Планируем продолжить показывать наших художников на международной сцене, надеюсь, ситуация в мире будет этому благоприятствовать.


- Изменились ли за 15 лет качество аудитории и повысился ли интерес к галерее?


- Посещаемость галереи выросла в разы. В 2005 году было только 5-8 человек в день, а теперь в день у нас бывает до 100 посетителей. С 2013 года к нам активно начала приходить молодежь, самой посещаемой выставкой стал проект “Лотофагия” художника Aljoscha, его посетило более 3,5 тысяч человек.

Вид с экспозиции “Лотофагия” художника Aljoscha

Думаю, это связано с развитием Instagram, когда молодым людям стали нужны интересные фотографии. Но я верю, что чем больше насмотренность, чем ты больше созерцаешь, тем больше шанс, что в твоей жизни появится понимание эстетики и культуры. Это будет тебя вести в нужном направлении. Я не сомневаюсь в том, что Anna Nova формирует хорошее представление о современном искусстве в России, мы выбираем лучших художников.


- Поделитесь советом - как все успеть, сколько успеваете Вы?


- Фокусируйтесь. Любая стратегия, в первую очередь, строится не на том, что мы делаем, а на том, что мы не делаем. Как можно чаще надо останавливаться и задавать себе три основных вопроса: Зачем? Что? и Как? Но не забывайте, что ничего идеального нет. Не бойтесь ошибаться, воспитайте толерантность к неудачам. Ну и конечно, нужно верить в себя и помнить, что часто благодаря нашему несовершенству происходят удивительные свершения.


- Что вас вдохновляет?


- Последние 7 лет меня вдохновляет мой сын. Для меня – большое счастье, что у меня есть чудесный ребенок. Также меня вдохновляют мои близкие и мое окружение, это те люди, которые обладают творческим и свободным мышлением. Не стоит ставить себе никаких границ – я себе все время об этом напоминаю. Все ограничения – только у нас внутри.


- Были ли у Вас крупные провалы в проектной работе, когда что-то совсем не получилось сделать ?


- Ошибки появляются постоянно, но крупных, наверное, я не вспомню. Каждый опыт – это каждый раз новый вызов. Я очень самокритичный человек и требую от всех того же. Как сказал Че Гевара, «Будьте реалистами – требуйте невозможного». Вот это про меня. Я все время в поиске новых возможностей, ресурсов, подходов.


Denis Patrakeev, World in flux, 2017


- О чем Вы мечтаете?


- Мечтаю, чтобы галерея жила самостоятельно. Сейчас нас поддерживает другой мой бизнес, а хочется, чтобы мы (я имею в виду, галерея) могли сами себя обеспечивать и, как David Zwirner, поддерживать молодые галереи, инвестируя в проекты художников.


- Что для Вас искусство?


- Искусство – это мой образ жизни. То, без чего я не представляю свою жизнь. Искусство – это ведь не только объекты и картины, но и искусство ведения бизнеса, искусство получать удовольствие от жизни.




Интервьюер: Элен Рожнова

0 комментариев
bottom of page