Ян Вермер, «Девушка с жемчужной серёжкой», 1665
Наполняющий тёмное пространство мягкий свет, кроткий обрамлённый нежными ресницами ненавязчивый взгляд незнакомки и будто повисший в воздухе мерцающий жемчуг очаровывает людей по всему миру - вы уже, наверное, догадались, что речь идёт о самом известном полотне Яна Вермеера, которое ещё в конце XIX века оценивалось всего лишь в 2,5 гульдена (или в переводе на сегодняшние деньги - 100 рублей), а сегодня удостаивается внимания толпы туристов и поклонников художественного наследия великого мастера XVII века, которые ездят в Гаагу, только чтобы увидеть ту самую загадочную девушку с жемчужной серёжкой. В чём же состоит секрет такой популярности голландской "Мона Лизы"?
Эбби Вандивер в галерее Маурицхёйс (Гаага) Фото: Маурицхёйс
Полотно приковывает внимание не только любителей искусства, но и учёных. Не стала исключением и доктор философских наук Эбби Вандивер из Нидерландов, которая решила приподнять завесу тайны притягательности этого полотна спустя 350 лет. Группа учёных во главе с Эбби Вандивер осуществила крупнейшее за всю историю исследование, обнаружив неожиданные факты процесса работы Яна Вермеера над этим шедевром. «Мы сейчас намного ближе к шедевру, чем когда-либо прежде», - прокомментировала Мартина Госселинк, директор Королевской галереи Маурицхёйс в Гааге.
Самый важный вопрос, который уже на протяжении долгого времени волнует искусствоведов - кого же изобразил автор на полотне? К сожалению, в ходе исследования это выяснить учёным не удалось, в чём призналась Мартина Госселинк: «Девушка, изображённая на полотне, продолжает сохранять в секрете свою идентичность, но в свою очередь, нам удалось познакомиться с ней гораздо ближе».
Учёным удалось обнаружить, что изначально Вермеер изобразил незнакомку на фоне зелёного занавеса. Королевская галерея Маурицхёйс в апреле поделилась результатами исследований на виртуальной пресс-конференции,в ходе которых два года назад группа междисциплинарных учёных из разных стран благодаря использованию новейших технологий, а именно сверхтехнологичным сканерам, проникла вглубь полотна, преодолевая миллиметр за миллиметром красочных слоёв. Проанализировав полученный материал, в этом году эксперты выяснили, что Вермеер изначально изобразил девушку на зелёном фоне, красочный слой которого со временем исчез. Следует заметить, что последние исследования осуществлялись последний раз в 1994 году. В рамках новейших исследований с помощью рентгена учёным удалось рассмотреть и нежные ресницы девушки, которые с XVII века растворились. Одним из поразительных заявлений стало признание учёных в том, что нежная жемчужина является обычной иллюзией, так как у неё нет и изначально не было связующего крепления с мочкой уха.
В ходе последних исследований также удалось выяснить, что Вермеер использовал красящее вещество, которое оценивается дороже золота. Несложно заметить, что картина сконструирована из тёмных тонов, а именно коричневых и чёрных оттенков. С помощью них художник корректировал и контур лица портретируемой девушки. Сканер предоставил возможность учёным реконструировать последовательность выполняемых действий: после нанесения фона, Вермеер принялся за создание сверкающей кожи лица, золотых одеяний, белоснежного воротника, головного убора и завершил образ жемчужной серёжкой. В подписи учёным даже удалось обнаружить несколько волос с кисти, которой работал художник
Благодаря последним исследованиям впервые настолько детализированно учёным удалось рассмотреть все красочные слои полотна. Администрация музея призналась, что Вермеер использовал красящие вещества, полученные из разных уголков Земли. Известно, что Вермеер отдавал предпочтение ультрамарину наивысочайшего качества, который производился из лазурита. Это полотно не оказалось исключением, и использование ультрамарина мы можем заметить в головном уборе девушки и её одеянии. Согласно заявлению экспертов галереи Маурицхёйс, данное красящее вещество было намного ценнее и дороже золота в XVII веке.
Comments