top of page

Как ведущие аукционные дома выживали в период локдауна

Сейчас для нас стало уже привычным видеть новости о приближающихся онлайн-продажах аукционных домов и следить за ними в режиме реального времени. Однако не стоит забывать, что в недавнем прошлом такая активность аукционной деятельности в сети была отнюдь не правилом, а, скорее, исключением. То, что произошло за последний год – результат реакции на всемирный локдаун, а, в связи с этим, и на резкое снижение доходов аукционных домов. По данным статистики Pi-eX, пандемия стала причиной кризиса, который стоил организациям, специализирующимся на продаже искусства, потерей около 97% дохода.

Филиал Sotheby's в Лондоне


Если к приобретению продуктов питания, как и привычных бытовых вещей, покупатели без труда смогли адаптироваться в онлайн-формате, заказывая большинство товаров и услуг на дом, то с адаптацией предметов искусства к виртуальной реальности осуществлялась по более сложному сценарию. Возможность увидеть, соприкоснуться вживую с произведением искусства, пообщаться с предполагаемыми покупателями, специалистами и арт-консультантами – основа продаж на арт-рынке. Физическое присутствие и посещение предаукционных выставок имеют решающее значение для психологического эффекта, создающего эмоциональную привязанность к объекту предполагаемой покупки. Поэтому с момента наступления пандемии и тотальных локдаунов крупные аукционные дома столкнулись с огромной проблемой продаж, сокращением поступаемых от них средств и были вынуждены немедленно приспособиться и найти новые способы поддержки своего бизнеса. Так уже в марте 2020 года закрылись около 80 офисов и 10 торговых залов Sotheby’s и Christie’s. Все работали из дома, и, из-за этих серьезных изменений привычного формата продаж, домам пришлось провести серьезную реструктуризацию компаний, во многом сократив штаб, а также заработную плату не только штатным сотрудникам, но и руководителям, многие из которых добровольно согласились отказаться от большей доли своего дохода. И только в апреле 2020 появилась новая и столь необходимая тенденция – перевод всех продаж в онлайн формат.

Согласно базе данных Artnet, количество онлайн аукционов, проводимых по всему миру, выросло на 63% за первый месяц локдауна по сравнению с аналогичным периодом в 2019 году.

Эти продажи принесли $20,7 млн., что на 20% больше, чем существующие и до этого мартовские онлайн продажи 2019. Несомненно, COVID-2019 вызвал беспокойство среди коллекционеров, которые, что ни странно, в начале отнеслись к этому не столько со скептицизмом, сколько со страхом нового формата, ведь средний возраст покупателей, как правило, несколько выше возраста людей, уверенно пользующихся ПК и уже доверяющих таким онлайн-покупкам. Потребовалось некоторое время, чтобы обучить клиентов механизму создания и повышения ставок, а также покупки произведений искусства через виртуальную кассу.

Но в любом случае сумма денег, которую люди готовы были потратить на искусство через интернет, составляла лишь часть той, которую они готовы бы были оставить на живых продажах.

И дело здесь не только в неуверенности и несформированном доверии к онлайн-аукционам, но и в потере того необходимого живого взаимодействия с произведением, о котором говорилось выше. Именно поэтому переход к новому формату аукционной деятельности сопровождался в сети большим количеством изменений вида представленных работ и аукционного дома в целом. Так Sotheby’s ещё больше расширил свой каталог, сделав его доступным в цифровом виде. Кроме того, теперь практически вся информация по аукционам и выставкам стала доступна в буклете PDF-формата, не говоря уже о многочисленных видеороликах продаж, лекций, обзоров, описаний и ссылок на подробную информацию о произведениях и биографиях художников. И, что интересно, Sotheby’s обратился и к VR технологиям, запустив функцию дополненной реальности, которая позволяет пользователям виртуально развешивать произведения искусства в предлагаемой для покупки Sotheby’s недвижимости.

Другим интересным ходом была гибридная продажа In Confidence: Selected Masterpieces, проходившая с 15 по 23 мая 2020 года, содержащая в себе преимущества частной продажи, но в формате аукциона.

Участникам торгов было предложено назначить заочные ставки, после чего сообщали, были ли они перебиты другим покупателем. После этого у них был последний шанс сделать окончательное предложение, и тогда же определялся победитель торгов, сохраняя и здесь конфиденциальность. Таким образом, была предпринята попытка не только возвращения к привычным ставкам оффлайн формата, но и их повышения за счёт формата «в слепую». Вскоре после этого аукционный дом сообщил и о проведении первого живого аукциона. Правда, формат сильно отличался от привычного. Этот аукцион проходил в реальном времени, однако впервые в истории аукционов в зале не было участников торгов. Аукцион проводил Оливер Бейкер, принимая ставки от специалистов Sotheby’s из Гонконга, Нью-Йорка и Лондона. С таким ощутимым сокращением участников в реальном помещении, однако, возможности только увеличились, как и аудитория, которая могла наблюдать за аукционом буквально в любой точке мира. И в этом случае такой переход к новому формату и возможность воспользоваться современными технологиями в вынужденной ситуации пандемии - это тот бесценный опыт, который открывает новую захватывающую эру крупных аукционов Sotheby’s, в которой лучшее из привычного формата живого аукциона сочетается с последними технологиями.

Оливер Бейкер на аукционе Sotheby's


Тем не менее, потребность живого общения со специалистами, а также представления работы перед присутствующим вживую зрителем не исчезла, и именно поэтому уже в июне 2020 года Sotheby’s открыл галерею East Hampton. Это пространство галереи представляет современные произведения искусства, доступные для немедленной покупки.


Филиал Christie's в Париже


Другой крупнейший аукционный дом Christie’s сравнительно более консервативно и медленно начал приспосабливаться к изменениям. И в первое время у него были заметно более низкие объемы продаж, чем у Sotheby’s. Но первые шаги аукционный дом сделал в том же направлении. Так Марк Портер, председатель Christie’s America заявил, что новые коллекционеры арт-рынка стали гораздо моложе, и в ближайшем будущем будут заметны гораздо более активные продажи в новом формате. С учетом этих изменений и предполагалась реструктуризация привычной нацеленности на более старшее поколение. Гийом Черутти, генеральный директор аукционного дома Christie’s, хоть и видит необходимость аукционных домов приспосабливаться к новым условиям, в свою очередь заявил, что не сомневается в том, что и живые продажи не исчезнут. Christie’s продолжает использовать все те же самые инструменты: веб-сайты, цифровой поиск и социальные сети. Однако теперь в аукционном доме пытаются нацелить внимание покупателей именно на онлайн-аукционы. И маркетологи Christie’s это подтвердили – приоритетом должно стать в первую очередь продвижение онлайн-продаж.

Но если Sotheby’s в большей мере сосредоточился на собственных проектах, то Christie’s выбрал путь сотрудничества с другими компаниями для привлечения большего внимания не только к собственным аукционам, но и к меньшим по охвату программам. Оно из первых стало сотрудничество Christie’s с China Guardian Auctions, компанией, вошедшей в четверку аукционных домов по годовому обороту Artprice за 2019 год. В сентябре в Шанхае аукционными домами совместно были проведены несколько торгов и партнерских выставок. Помимо этого, Christie’s также сотрудничал с куратором Дестини Роуз-Саттон с целью организовать продажи, посвященные работам чернокожих художников со всего мира под названием Say It Loud (I’m Black and I’m Proud). Сама куратор в последствии писала, что расценивает этот шаг как возможность убедиться, что это не просто разовый пиар-ход аукционного дома, а доказательство разнообразного и «пробудившегося» Christie’s. А уже в июне подобным сотрудничеством стало и предложение Christie’s провести отмененную из-за пандемии арт-ярмарку La Biennale Paris.


Однако, как бы то ни было, объем продаж мировых аукционов за минувший год значительно снизился, как и упала средняя цена лотов, переместив основной фокус продаж на работы с более низкой стоимостью. В свою очередь коллекционеры с большей осторожностью стали расставаться с произведениями своего собрания, боясь, что работы потеряют в цене. Тем не менее, хотя объемы аукционных продаж произведений искусства и упали почти на 60%, некоторые эксперты считают, что падение аукционного рынка не так велико, как можно было ожидать. Многие также предполагают, что это связанно с восстановлением фондовых рынков.

Кроме того, арт-рынок получил выгоду от того, что Дуг Вудхэм, консультант по искусству и финансам, назвал «покупкой, вызванной Covid – скукой».

Состоятельным людям было нечего делать дома и вместо того, чтобы смотреть в пустую стену, они просматривали онлайн-аукционы, пытаясь украсить пространство и вокруг себя. Несомненно, арт-рынок выживет. В искусстве люди нуждаются и будут нуждаться в любое, даже, казалось бы, самое критическое и отчаянное время. Однако новый формат аукционов теперь станет не просто временным явлением, а скорее постоянно действующей платформой, значительно облегчающей процесс покупки и уже ставшей привычной, особенно для людей, только познакомившихся с такого рода приобретениями. И здесь стоит отметить, что такой онлайн-формат и во многом большая открытость аукционной деятельности людям даже среднего дохода приобщили большую аудиторию к культуре приобретений произведений искусства. И в этом пандемия сыграла роль катализатора перехода к новому этапу истории аукционных домов.

Beeple "The First 5000 Days", 2021


Их пристальное обращение к возможностям глобальной сети и новым технологиям во многом созвучно постепенному переходу к цифровизации общества. Ярким тому примером стала первая продажа NFT-работы The First 5000 Days художника Beeple на аукционе Christie’s за рекордные $69,3 млн.. Мы стали свидетелями значительных изменений в восприятии и отношении на арт-рынке к потенциалу и важности Интернета и новому формату произведений искусства. Рецессия продаж, несомненно, окажет влияние, но с этим появляются и новые возможности. Арт-бизнесу придется искать новых покупателей и заинтересовывать более молодое поколение покупкой предметов искусств. Здесь кажется необходимым и то, что аукционные дома должны найти новую инновационную собственность, на которую эти новые клиенты хотят и готовы потратиться. С этим должна увеличиваться и прозрачность таких продаж, ведь, кажется, это будет единственный способ доверять.

0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page