top of page
Елена Рожнова

Критический взгляд на коллекцию фонда Ruarts

Наверное, одним из самых громких и ожидаемых вернисажей этого года стало открытие нового пространства Фонда Ruarts, которое расположилось в районе Арбата на пяти этажах. Как и галерея Ruarts – фонд спроектирован Архитектурным Бюро «Атриум» Антона Надточего и Веры Бутко.

26 июня фонд открыл специализированную библиотеку с фокусом на уличное искусство под кураторством Игоря Поносова – художника и исследователя уличного искусства, автора и редактора книг, посвященных искусству, городской культуре и активизму. Кроме изданий о мировом современном искусстве и монографий художников с мировым именем, в библиотеке будет представлена широкая подборка книг и архив российского уличного искусства.

Немного оглядываясь назад, хочется вспомнить, что фонд был основан в 2003 году, а галерея Ruarts открылась в 2004, и все это время гармонично развивалась. Уже после первой выставки стало понятно, что фонд будет развивать и показывать новые медиа. И, конечно, вклад фонда в развитие и привлечения к новым медиа в России – сложно недооценить. Первая выставка 2004 году была организована в сотрудничестве с Антонио Джеузой «Искусство – это иллюзия», которая была посвящена появлению и развитию новых медиа в современном искусстве. Очень много было проведено выставок современных фотографов, где фотография была представлена в контексте искусства и были показаны международно-известные авторы – Эрвин Олаф, Спенсер Туник, Нобуёси Араки, Корнели Толленс.


Фонд Ruarts также знают в контексте их поддержки стрит-арт художников и аукциона уличного искусства, который они проводили с 2015 года совместно с творческим объединением Артмоссфера. А потом несколько художников стали резидентами галереи и были представлены на ярмарке Cosmoscow. Говорить о работе фонда в новом пространстве, возможно, еще рано. Но вот вопросы к коллекции, которую до этого никто особенно не видел, конечно, есть. Уже само название выставки фонда «Мягкая Родина», которую можно увидеть до 26 сентября 2021 года, заставляет задуматься о значении этих слов. После созерцания экспозиции самых значимых работ фонда может создаться впечатление, что кураторы предлагают нам поразмыслить о том, есть ли у российского искусства свой особый характер, как и у самого фонда, который готов принять весьма разноплановые произведения и разместить в одном пространстве. По словам пресс-службы фонда, «Мягкая родина» состоит из произведений из коллекции фонда, в которых четко прослеживаются основные тематические линии. Название выставки позаимствовано у художника Дмитрия Цветкова, чья одноименная работа открывает проект. Это бережно расшитая жемчугом карта России, выполненная из шерсти и парчи, где каждый регион – это отдельная мягкая драгоценная подушка.

Дмитрий Цветков "Мягкая Родина", фотография Ивана Ерофеева

На первом этаже, по словам кураторов, через искусство продемонстрировано «маскулинное начало», на втором – «женское» актуальное проявление. И вдруг на четвертом зритель внезапно погружается в мир нонкомформизма. Весьма нестандартное кураторское решение, которое понять нам оказалось сложно. Подборка произведений настолько разнообразная, что становится иногда довольно сложно увидеть взаимосвязи между произведениями и авторами. Может быть, в этом и заключается задумка кураторов экспозиции. Известных имен здесь достаточно, но в чем же суть коллекции, о которой так громко заявили? Все многообразие работ, техник и авторов можно посмотреть на сайте, после просмотра которого встает логичный вопрос о систематизации коллекции. Классические фотографии смешиваются и соседствуют с авторами актуального современного искусства разных направлений. Организаторы фонда обозначают своей миссией – экспертизу, систематизацию и продвижение российского искусства. Но есть ли система в этом многообразии имен и произведений разного толка? Немного стало грустно от того, что, например, замечательный художник Леонид Тишков представлен в коллекции одним графическим листом, а не его известными фотографиями с Луной, которые есть в свободной продаже, и даже экспонировались в Grand Palais в Париже. Может быть организаторы решили презентовать зрителям не совсем узнаваемые работы авторов? Но на наш скромный взгляд, после этого иностранцам может показаться, что в Париже умеют выбирать лучшие работы, а у нас в России довольствуются случайными. Также стало не совсем понятно, почему на покупку на аукционе Sotheby`s работы Михаила Шварцмана, судя по оценкам artinvestment.ru работ такого же качества, – тратят в районе 200 тысяч фунтов, а из работ ныне живущего и значимого для России художника Эрика Булатова в Фонде представлен только один лист графики, да и то, не самой известной его серии.

Марианна Сардарова, безусловно, коллекционер со стажем и в ее коллекции находится более 2.500 единиц по данным пресс-службы фонда. Но является ли коллекция Марианны Сардаровой значимой и целостной – вопрос открытый, хотя скорее это вопрос к кураторам и консультантам. Подытоживая, хочется сказать, что после отсутствия внятного ответа Катрин Борисов, куратора фонда Ruarts, на вопрос о принципе создания коллекции, а именно после фразы «покупаем то, что нравится», создалось впечатление отсутствия какой-либо систематизации в отборе произведений. И деятельность пространства фонда и работы с коллекцией пока остается для нас загадочной и неясной.

0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page