Филипп Кёниг (нем. Philipp Koenig род. 1986, Грюнеберг) – современный немецкий художник. На данный момент учится в Академии искусств в Дюссельдорфе. Центральной темой его творчества является акцентирование внимания на разработке структур и на экспериментах с их разрушением от времени. Он продолжает развивать традиции концептуального и экспериментального искусства, используя различные техники.
В каком возрасте ты решил стать художником?
Я думаю, что с детства. Дело в том, что я очень много рисовал и в 7 лет уже создал первые абстрактные картины. В то время, как на уроках рисования все дети досконально срисовывали определённый объект, я изображал его абстрактно. А осознанное решение показывать свои произведения общественности и официально взойти на художественную сцену Германии возникло в 2010 году.
Сейчас учишься в Академии искусств в Дюссельдорфе, а что происходило в период между школой и академией?
Как и все молодые люди, я был искушён материальными перспективами и поэтому после школы я пошёл работать. Именно тогда я следовал за своими мыслями и идеями, которые я черпал во Франции и Германии, разрабатывая экспериментальное искусство. Переломный момент наступил в 2012 году, когда довольно состоятельные люди приобрели мою картину за 480 евро. Именно тогда я стал заметным на художественной сцене Дюссельдорфа – на меня обратили внимание профессора из Академии искусств, предложив отучиться два семестра в Академии искусств Дюссельдорфа, где я учусь сейчас и где закончу обучение в 2016 году.
Кто является твоим наставником сейчас? Может, прислушиваешься к советам каких-либо известных художников?
Мой наставник – уважаемый в сфере искусства человек, профессор Куниберт Беринг — бывший декан Академии искусств в Дюссельдорфе, который учит меня изображать свет в живописи. Прислушиваюсь также к советам частного коллекционера из Парижа Стэнли Брауна (Stanley Brown) и ко мнению Карла Андрэ (Carl André).
Картина из серии «Les Empreintes» («Следы»)
Сколько времени уходит у тебя на создание одной картины? Можешь ли ты одновременно работать над несколькими? Создаёшь ли ты картины на заказ или ты свободный художник?
Для одних произведений мне нужно несколько месяцев. Это зависит от того, что подскажет внутренний голос. Одновременно работать над несколькими картинами могу и практикую это очень часто. Что касается заказов, то я скорее свободный художник.
Есть ли среди твоих работ не абстрактные полотна?
Есть две такие серии. Остальные картины, исполненные в стиле «реализм», я создаю для себя.
Какая у тебя мечта?
Чтобы природа и люди окружали меня ежедневно.
Творчество каких художников тебе нравится?
Творчество группы «ZERO» и движение Nouveau Réalisme («новый реализм»), среди представителей которого мне особенно близко творчество Ив Кляйна. Также очень нравится творчество Марка Ротко.
Как ты думаешь, в чём заключается разница между немецкими и русскими художниками?
Думаю, что немецкое искусство более экспериментальное, в отличие от русского, в котором большинство полотен исполнено в детализированном реализме. Русские художники более дисциплинированные, чем немецкие. Они больше ориентируются в истории, намного лучше знают старых мастеров и, на мой взгляд, они лучше рисуют, чем немецкие. Одним словом, они более дисциплинированные и целеустремлённые. Но несмотря на это, мне кажется, что в Германии художники более свободные.
В заключение нашего разговора, интересно было бы узнать, какой русский художник тебе нравится и почему?
Казимир Малевич, потому что мне близка его стилистика и философия.
Кто в большей мере повлиял на твоё творчество?
Сильнейшее влияние на моё творчество производят путешествия, во время которых значительное впечатление производят история и архитектура этих мест. Второе, что воодушевляет меня – это музыка, которая играет немалую роль в живописи.
Являешься ли ты первооткрывателем чего либо? Какой-то особой техники, может быть?
Я использую в своих картинах исключительно натуральные природные пигменты, которые уже несут в себе историю, а не покупаю пигменты фабричного производства в специализированном магазине.
Были ли известные личности, которые приобрели твои картины?
Самыми известными покупателями была популярная современная музыкальная группа из Великобритании.
В твоем творчество есть две основные темы: «Les Empreintes» и «MonoX» - что они обозначают, какой смысл ты вкладываешь в них?
«Les Empreintes» («следы») – мой проект, в процессе которого я путешествую по большим городам в поисках интересных исторических мест. Структуру их покрытия я впоследствии переношу на холст. Так возникают картины, относящиеся к серии «следы».
«MonoX» – серия картин, отображающая процесс старения во времени при сохранении совершенства. Возвращаясь к вопросу о разработанных мною техниках, можно считать уникальной, так как я создал её, экспериментируя со структурами гипса и натуральными пигментами. Одну из своих картин я положил под камни, которым 108 лет. Она лежала там целый год и таким образом впитывала историю, после чего я приступил к ее обработке. В этой серии я использую старые пигменты 1934-38 годов.