top of page

Утраченные скульптуры эпохи Возрождения из Берлинской коллекции обнаружены в Пушкинском музее


59 скульптур находились среди сокровищ, захваченных сталинскими «Трофейными бригадами» после Второй мировой войны. Искусствоведы обнаружили 59 итальянских скульптур эпохи Ренессанса, недостающих в Берлинской коллекции времён Второй мировой войны, в Пушкинском музее, благодаря информации, предоставленной Фондом прусского культурного наследия (the Prussian Cultural Heritage Foundation). Находка включает в себя работы Донателло (Donatello), Луки делла Роббиа (Luca della Robbia), Николы и Джованни Пизано (Nicola and Giovanni Pisano), Андреа Вероккио (Andrea del Verrocchio), Франческо Лаурано (Francesco Laurana) и Мино да Фьезоле (Mino da Fiesole), которые были частью довоенной коллекции музея Боде (the Bode Museum), так же известного как музей кайзера Фридриха (the Kaiser Friedrich Museum). Скульптуры входили в число берлинских арт-сокровищ, спрятанных в артиллерийской башне в восточном административном районе Фридрихсхайн (Friedrichshain) с целью уберечь произведения искусства от последствий бомбардировки. В мае 1945 года здание дважды горело. Предположительно, многие работы были уничтожены огнём, включая работу Караваджо «Святой Матфей». Все сохранившиеся работы были конфискованы советскими войсками и перевезены в Москву. В течение многих десятилетий у немецких искусствоведов не было представления о том, какие работы почили в пожары, а какие сохранились и оказались в Советском союзе. Однако, с 2005 года немецкие и российские музейные специалисты проводят различные исследования, чтобы установить судьбы произведений искусства, пропавших в обеих странах во время войны. Об обнаружении 59 скульптурных работ было объявлено 3 мая на симпозиуме во Флоренции. «Большая часть скульптур повреждена, некоторые из них сохранились лишь фрагментарно», - заявил куратор отдела итальянского Возрождения в музее Боде Невилл Роули (Neville Rowley), участвующий в исследовательском проекте. «Из-за плачевного состояния, в котором сейчас находятся работы, они не могут быть представлены публике. Однако мы планируем выставить скульптуры в Пушкинском музее после реставрации». В прошлом году исследовательская группа объявила об открытии местонахождения скульптуры авторства Донателло, оплавленной огнём бронзовой статуи Иоанна Крестителя, и возможности частично восстановить её. «Мы полагаем, что в огне уцелели скульптуры, сделанные из мрамора, бронзы и терракоты, тогда как деревянные и гипсовые работы не смогли пережить пожар. Картины не смогли уцелеть по той же простой причине: материалы, использовавшиеся при их создании». По окончанию Второй мировой войны Трофейные бригады советской армии незаконно вывезли около 2,6 миллионов предметов искусства из Восточной Германии, рассматривая это в качестве репарации за ущерб, нанесённый советскому культурному наследию немецкими войсками во время войны. В 1958 году в знак дружбы к коммунистическому восточногерманскому режиму Советский Союз вернул Германии около 1,5 миллионов произведений искусства, среди которых были фризы Пергамского алтаря (the Pergamon Altar). Около миллиона предметов искусства, а также огромное множество книг и обширный архивный материала остаются в России и на территории других страна бывшего Советского Союза. Германия до сих пор считает эти произведения искусства и архивы своим наследием и собственностью, но Россия отказывается возвращать их, рассматривая это в качестве компенсации за понесённый ущерб. В 1996 году Государственная Дума приняла закон, согласно которому захваченные Трофейными бригадами предметы искусства считаются российской собственностью. В то время как политические усилия в разрешении вопроса о праве собственности терпят крах, совместные научно-исследовательские проекты стремятся найти местонахождение, идентифицировать и восстановить недостающие сокровища.

Текст: Ирина Сингур

0 комментариев
bottom of page