top of page

10 самых интересных весенних московских выставок

В преддверии теплых и солнечных дней мы решили сделать подборку самых ярких и запоминающихся на наш взгляд выставочных проектов, на которые стоит обратить внимание каждому этой весной.

 

"Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России"

Государственная Третьяковская галерея совместно с Центральным выставочным залом «Манеж» (Санкт-Петербург), ГМВЦ «РОСИЗО», Галереей «Триумф» при поддержке Благотворительного Фонда «Транссоюз» представляют проект, посвященный одному из самых значимых и в то же время наименее изученному направлению в истории российского искусства второй половины ХХ века – кинетическому искусству. Зрители смогут увидеть около 400 произведений, демонстрирующих широкую панораму развития кинетического искусства в 1960–1970-х годах, прослеживая его связь с авангардистскими экспериментами начала века и художественными практиками современности. Выставка условно разделена на несколько лабораторий: «Лаборатория зрения» посвящен исследованию визуального восприятия и художественным экспериментам по расширению его возможностей. «Лаборатория искусствометрии» демонстрирует работы, для которых важны точный расчет и рациональная объективация художественного процесса. Раздел «Лаборатория среды» собрал проекты по переустройству окружающего пространства в области архитектуры, дизайна, театра. В «Лаборатории синестезии» представлены проекты, авторы которых используют мультисенсорный подход и реализуют идею всеобъемлющего произведения.


"The Moon Pool. Архив" Новая Третьяковка до 18 апреля 2021

Николай Кошелев "Эскиз декорации. Начало второго действия", 2018.

Вам стоит обратить внимание на персональную выставку Николая Кошелева в Новой Третьяковке, если вас вдохновляет театральная среда, отсылающая к эстетике «Русских сезонов» Сергея Дягилева и наследие художников объединения «Мир искусства». Галерея "Триумф" поучаствовала в организации и этой выставки-инсталляции «The Moon Pool. Архив». Выставка выпускника Строгановки и Нью-Йоркской академии искусств продолжает практику классиков московского концептуализма по делегированию авторства вымышленным художникам. Работа над проектом — попытка эстетического переосмысления как задач современной живописи, так и интерьерной пластики русского модерна, поэтому в экспозиции большое место уделено не только живописи и графике, но также керамике в технике майолики и предметам декора. Воображая события параллельные реальной истории, Николай Кошелев предлагает погрузиться в пространство мифа, где главными действующими силами становятся фантазия и эксперимент.


"«Фантомный поцелуй» Виктории Кошелевой" и

"«Помнишь, как мы катались на спине у ветра?» Аполлинарии Брошь"

с 19 марта – до 18 апреля 2021


В галерее Triumph открывается сразу две выставки: «Фантомный поцелуй» Виктории Кошелевой и «Помнишь, как мы катались на спине у ветра?» Аполлинарии Брошь. «Тема safe space крайне актуальна в последнее время. Когда мир вокруг схлопывается, становится агрессивным или просто сложным для коммуникации крайне важно найти свои точки опоры, свое безопасное пространство. Речь идет не только о конкретном месте, но и маленьких ритуалах и параллельных вселенных», — говорят кураторы выставки Софья Симакова и София Ковалева.

"Пусть и высказывания художниц индивидуализированы, а сами они работают в разных жанрах, темы, которые затрагивают Кошелева — в живописи, а Брошь — в инсталляциях, во многом пересекаются. Они размышляют о своих состояниях, раскладывая и классифицируя их в импровизированный, но оттого не менее упорядоченный архив. Они ищут свои источники чувства безопасности, комфорта и спокойствия и конспектируют эти состояния в своих произведениях", – прокомментировали представители пресс-службы галереи.

Художница из Москвы Виктория Кошелева создает в Париже произведения, выполненные в жанре фигуративной живописи. В своих картинах она отображает сюрреалистические миры — воображаемые игровые пространства, в которых, как в театре, разыгрываются выхваченные из контекста сцены. В представленных на выставке работах Виктории Кошелевой четко прослеживается отсылка к поэзии американского поэта Ричарда Бротигана. Такой живописный оммаж обусловил название выставки, взятое из его одноименного стихотворения «Фантомный поцелуй». Взятые из подсознательного образы, состоящие из реминесценций, фантазий, героев и пейзажей, вырываются из привычного контекста и смешиваются вместе.

Работая с глиной, деревом и мозаикой, Аполлинария Брошь живет в Париже и создает инсталляции, стирающие грань между реальностью и воображением. В своей работе она порождает различные вселенные и размышляет о «местах побега — safe space». Ее работа основана на связи между мифами, психологическими взаимоотношениями, антропологией и ее поколением. В своих инсталляциях она комбинирует культурные коды и личные воспоминания. Выставка «Помнишь, как мы катались на спине у ветра?» — это подвал, где формируется субкультура, где создаются мечты, где хранятся разные объекты похожие на те, что можно найти в «кабинете редкостей». В этом пространстве воспоминания обретают свою физическую форму. Сравнивая архивизацию объектов в этих разнообразных местах с архивизацией собственных чувств и воспоминаний, Брошь обращается к практике Луиз Буржуа и создает ряд разных скульптур и инсталляций так или иначе, связанных с психоанализом.


"Билл Виола. Путешествие души" ГМИИ им. А.С.Пушкина

до 30 мая 2021

Билл Виола «Квинтет изумленных», 2000. Видео. Фото: Кира Перов © студия Билла Виолы.


Цитирование старых мастеров вы можете увидеть в видеоработах современного американского художника Билла Виолы, которые впервые представлены на его персональной выставке в стенах Пушкинского музея. На выставке продемонстрированы все возможности видеоарта, трансформируя образы прошлого и совершенствуя владение медиатехнологиями. Вы сможете познакомиться с его видением путешествия души, погрузиться в его восприятие мира. Для проекта создан специальный сайт, на котором можно ознакомиться подробнее с представленными в музейных пространствах работами художника, а также послушать онлайн-лекции от кураторов выставочного проекта.


"Чжан Хуань. Любовь как мудрость"

Галерея Gum Red-Line до 8 апреля 2021

В атмосферу любви вы можете окунуться в самом центре Москвы – галерее Gum Red-Line, в которой разместилось всего два полотна современного китайского художника Чжан Хуаня из серии "Любовь", показанной прежде в Государственном Эрмитаже в 2020 году. Позже эти полотна отправятся в Италию, где примут участие в масштабной ретроспективе художника в рамках Венецианской биеннале. Кураторы проекта — Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, и Алена Иванова, куратор, директор Pearl Lam Galleries в России.


"Франциско Инфанте и Нонна Горюнова. Артефакты «К ночи»" Галерея Alina Pinsky до 15 апреля 2021

В галерее Алины Пинской представлена новая серия работ классиков советской неофициальной культуры – Франциско Инфанте и Нонны Горюновой. С 1960-х Инфанте волнуют темы космоса, Вселенной и бесконечности. Новая серия работ «К Ночи», созданная в 2020 году, особенно ярко раскрывает тему необъятности и непостижимости универсума. 50 артефактов этой серии технически сложны и как всегда детально продуманы. Впервые в истории часть работ творческого дуэта произведена в крупном формате, тиражом 2 + 2 авторских отпечатка.


"Лики/Лица/Морды" Музей AZ до 11 июля 2021

Варвары предпочитали изображать Морды — и веселей, и чтобы силы враждебные отпугнуть. Христиане взялись за Лики — ведь главным предметом изображения стали сцены из Ветхого и Нового Заветов. В эпоху Возрождения художники достигли вершин мастерства, которое все более и более утверждало величайшее достижение христианской культуры — несомненную ценность человеческой личности, созданной по образу и подобию Господа Бога. И постепенно в изображениях ликов святых стали проступать черты современников и соседей творцов. Главным для великих художников был свет, и свет этот был божественным и превращал Лица в Лики.


Где-то после Великой французской революции Божественный свет стал меркнуть, и на смену Ликам пришли Лица — сначала знатные и величественные, а потом и простонародные — во всем многообразии характеров и черт разноплеменного человечества.


Но грянул век двадцатый. И столкнулись в нем и Лики, и Лица, и Морды. Христианская культура была сильно ранена, но не умерла, посему предметом искусства и стал "ряд волшебных изменений милого лица". И в литературе, и в живописи, да и в нашей повседневной жизни мы с волнением наблюдали, как лица превращались в морды, "но все же, все же, все же" иногда — в лики.


"Настоящее время, несовершенный вид" GARAGE с 26 марта – до 8 августа 2021

Франциско Инфанте-Арана у своей модели Московского Кремля, созданной для проекта кинетического освещения башен Кремля и Красной площади, 1968.

Архив Музея современного искусства «Гараж», фонд Франциско Инфанте-Араны


Нереализованные проекты – одна из загадочных и манящих аспектов жизни творческих людей. Ведь так увлекательно узнать, в каких реалиях мы жили бы, если бы какие-то разработки были одобрены. Музей "Гараж" предлагает посетить выставку, разместившуюся в камерной Западной галерее музея, на которой зрители смогут увидеть документальные реконструкции нереализованных идей самой разной типологии: проект танцплощадки, которую архитектор Игорь Пяткин предлагал построить на месте «Шестигранника» в Парке Горького, замысел светозвукового оформления Красной площади Франциско Инфанте-Араны, план издания каталога «Музея желаний» — коллекции проектных идей женщин-художниц, и не дошедший до завершения проект экспозиции «Меланхолия», задуманный Петром Белым для петербургского парка около ДК Газа. Различия определяются не только форматом придуманного, но и причинами, повлекшими за собой отмену проектов, которые точнее, чем вещи состоявшиеся, определяют реальность десяти-, двадцати-, сорокалетней давности и, очевидно, нашу актуальную реальность, связанную с пандемией. Собственно, природа разных «отмен» и их неочевидные, отложенные последствия находятся в фокусе внимания авторов проекта «Настоящее время, несовершенный вид».

"Сэнди Скогланд. Между воображением и реальностью" МАММ до 30 апреля 2021

Сэнди Скогланд. Микробы повсюду © 1984 Sandy Skoglund

Courtesy: Paci contemporary gallery (Brescia — Porto Cervo, IT)

Не упустите возможность погрузиться в сюрреалистический мир американской художницы и фотографа Сэнди Скогланд на выставке «Между воображением и реальностью». Музей показывает работы художницы не впервые, так как её работы можно было увидеть на «Фотобиеннале-1996». Еще в 1970-е годы, задолго до появления программы Photoshop, Сэнди Скогланд представила миру снимки своих невероятных сюрреалистических инсталляций и буквально проснулась знаменитой. Свои работы Скогланд печатает очень небольшим тиражом, как правило, не больше 30 экземпляров, находятся в собраниях крупнейших и престижнейших музеев мира, таких как Центр Жоржа Помпиду (Франция), Чикагский институт искусств (США), Метрополитен-музей в Нью-Йорке (США), Музей американского искусства Уитни (США), Фонд Соломона Гуггенхайма и др. На создание инсталляции в среднем занимает несколько месяцев, и это не удивительно: каждая из них размером с комнату, которую Скогланд шаг за шагом превращает в фантастический мир, наполненный раскрашенной вручную скульптурой и реди-мейдами, а также реальными людьми — для участия в своих проектах художница часто приглашает родственников, друзей и соседей. Финальным аккордом становятся фотографии оригинальной инсталляции или перформанса, которые Сэнди Скогланд и представляет публике. Иногда для создания более мощного эффекта художница объединяет в одном выставочном пространстве инсталляцию и фотографии.



bottom of page