1 марта состоялось открытие выставки «Мир впечатлений и впечатления от мира. Путешествия Доктора Живаго» в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.
В экспозиции представлены архивные фотографии врача, путешественника, коллекционера, учёного и сотрудника музея Александра Васильевича Живаго (1860–1940), сделанные им и его друзьями-фотографами во время их путешествий по Европе, Азии и Северной Африке в начале XX века. Органичным дополнением к архивным фотографиям являются живописные полотна художников рубежа XIX–XX веков (Камиля Писарро, Эдуара Мане, Клода Моне, Винсента ван Гога, Анри Матисса и других), коллекция старинной фототехники из собрания Политехнического музея, личные вещи А.В. Живаго, блокноты для путевых записок и зарисовок, чемоданы, рекламные плакаты пароходных и железнодорожных компаний того же времени. Каждый посетитель выставки может погрузиться в атмосферу эпохи, отправиться в путешествие вместе с фотографами и художниками по самым популярным маршрутам рубежа XIX–XX веков. Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак подчеркнула особый характер проекта: «Я надеюсь, что для наших зрителей это будут впечатления, которых нам так не хватает в жизни».
Александр Васильевич Живаго последние 20 лет своей жизни работал в Музее изящных искусств (в 1932 году переименован в ГМИИ им. А.С. Пушкина) сначала на должности учёного секретаря, а в дальнейшем в качестве лектора-руководителя в Отделе классического Востока. Свой богатейший фотоархив, включающий более 6000 стереопар на стекле, около 500 стереопар на картоне и более 1000 негативов, коллекции и библиотеку он завещал музею. С особым трепетом и пиететом отзываются о Живаго его коллеги по музею. Так, Марина Лошак отметила, что он являлся «воплощением интеллигенции русского человека с его жаждой знаний, возможностью познания мира, открытого ко всему», а Анна Познанская, куратор выставки, описала его как «грамотного, прекрасно образованного человека своего времени, который сочетал основательность учёного и лёгкость путешественника».
Постепенное развитие фототехники на рубеже XIX–XX веков привело к появлению портативных стереофотоаппаратов. Ими активно пользовались путешественники. А.В. Живаго брал с собой в поездки стереофотоаппарат «Вераскоп Ришар» с двумя объективами, с помощью которого создавал стереопары, то есть изображения одного предмета с разных точек зрения. При просмотре стереопары посредством стереоскопа достигается объёмное восприятие изображения (бинокулярный эффект). Экспозиция позволяет зрителю подсмотреть сцены из жизни начала XX века, взглянув на стереопары из фотоархива Живаго через линзы современного стереоскопа.
Выставка знакомит посетителей с географией путешествий этого времени. В первую очередь это Париж, который в конце XIX века открыли для себя наши соотечественники благодаря всемирным промышленным выставкам. Экспозиция демонстрирует удивительное совпадение в восприятии оживлённой уличной жизни Парижа художниками-импрессионистами и фотографами. С появлением новых возможностей для путешествий на рубеже XIX–XX веков возникают и новые маршруты. Живаго и его друзья посетили Швейцарию, Италию, французское побережье, а также скандинавские страны, Лондон. Особенно важным для путешественников и художников эпохи стало посещение Египта, Марокко, Туниса, Алжира.
Анна Познанская подчеркнула, что одной из целей выставки является отражение мироощущения человека на рубеже XIX–XX столетий, когда неожиданно происходит смена ритма жизни, появляются новые технические возможности. Это время активного использования фототехники, развития электричества, путешествий на солнечный и яркий Восток, творчества импрессионистов и постимпрессионистов, наполненного ощущением света. «Идею о том, что свет является главным героем этого времени, искусства живописи и фотографии, удалось передать благодаря фантастическому дизайну Алексея Подкидышева, который сделал свет сквозной линией выставки», – отметила Анна Познанская.
Мы также задали ей несколько вопросов:
– Как родилась идея выставки?
– Идея о том, что необходимо показать архив Живаго, была давно. Это очень богатый материал, который интересовал в первую очередь своими пересечениями с коллекционерами, чьи картины представлены в наших музейных залах. Наконец, мы придумали проект, который мог бы прекрасно сочетать все детали. Данная выставка, начиная от древнеегипетской статуэтки в первом зале и заканчивая плакатами в последнем, – это результат совместной работы практически всех отделов музея, объединившихся для создания оммажа Живаго.
– В чём актуальность выставки с позиции куратора?
– Это очень актуальная по своему исполнению выставка. Современная тенденция мировой выставочной деятельности заключается в создании мультикультурных проектов с включением разных материалов. Использование междисциплинарного подхода представляется очень интересным с кураторской точки зрения.
– Не было ли опасений, что название выставки в таком виде «Мир впечатлений и впечатления от мира. Путешествия Доктора Живаго» может вызвать у зрителей ассоциации с романом Бориса Пастернака?
– Были такие опасения. Но мы решили всё равно не обижать нашего Живаго.
Сотрудники отдела визуальной информации ГМИИ им. А.С. Пушкина ведут страницу @zhivago.zip в Instagram, где публикуют фотографии из архива Александра Васильевича Живаго. Подписывайтесь, чтобы иметь возможность заглянуть в прошлое с экрана своего смартфона.
Выставка продлится до 24 апреля 2016 года.
Текст: Стёпкина Елена