26 июня в Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка, посвященная коллекции Сергея Ивановича Щукина, знаменитого ценителя живописи французского модернизма. Выставка в Эрмитаже завершает выставочный тур величайших русских коллекций – Морозовской и Щукинской. В парижском Фонде Louis Vuitton обе коллекции имели фантастический успех: выставку Щукина посетили более 1 250 000 зрителей. Казалось, это рекордный показатель, однако выставка братьев Морозовых, несмотря на пандемию и политические перипетии, собрала 1 300 000 посетителей. Сенсация, произведенная на зимнем парижском сезоне коллекцией Морозовых, сравнима лишь с выставкой сокровищ гробницы Тутанхамона в начале 1970-ых годов.
В июне коллекции вернулись в Россию, в стены Эрмитажа и Пушкинского музея, где должен завершиться их масштабный выставочный тур. Выставка в Эрмитаже – венец долгого пути. Всего удалось собрать более 100 произведений из Щукинской коллекции (В эрмитажном собрании находится больше всего картин из коллекции Щукина, причем многие из них – “невыездные” из-за сохранности): Моне, Писсарро, Сислей, Брак, Руссо, Сезанн, Гоген, Матисс, Пикассо и другие – все под одной крышей.
Интересно, что в разных городах кураторы по-разному подходили к освещению роли коллекционера. Выставка в Париже – это история о вертикали развития искусства, рассказанная через призму эволюции. Именно поэтому на выставке присутствовали не только работы из Щукинской коллекции, но и русское беспредметное искусство – финал истории модернизма (то, чего никогда не было в собрании Щукина).
Выставка "Щукин. Биография коллекции", которую можно было увидеть в 2019 году в стенах ГМИИ им. А.С.Пушкина, стала рассказом о братьях Щукиных, о Москве как городе коллекционеров и о московской художественной жизни в целом. Эрмитаж сконцентрировался на разговоре о великом явлении в русской культуре, которое целиком было посвящено французской культуре. Экспозиция повествует о доме Щукина, который с 1909 года был открыт для посещения, выполняя функцию публичного музейного пространства. Все работы, отобранные Щукиным во Франции, отправлялись в Москву, в его особняк на Большом Знаменском переулке. Кураторами выставки "Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина" стали Михаил Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа (он был и комиссаром выставки Морозова в Париже) и Ольга Леонтьева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, которые выбрали для Эрмитажа необычное и чрезвычайно удачное экспозиционное решение – “реконструкцию” особняка Щукина.
Особняк сыграл огромную роль в развитии музейного дела в России, более того, он сделал Москву одной из ведущих мировых художественных столиц. Напомним, что собрание новейшей французской живописи было доступно для всех желающих. Эрмитаж представил коллекцию такой, какой ее видели современники Щукина и какой она была накануне Первой мировой войны – то есть, прежде чем ее уникальное лицо было стерто. В Эрмитаже представлена оригинальная развеска картин, от пола до потолка, вплотную, почти так же, как в доме Щукина, где рамы картин буквально перекрывали друг друга.
Музей дает возможность посмотреть на новейшую для того времени французскую живопись: на выставке воссозданы живописные ансамбли полотен, украшавших стены особняка (к счастью, сохранилось множество фотографий оригинального интерьера и подготовлен подробный каталог с описаниями). Музыкальный салон с живописью импрессионистов, знаменитая Розовая гостиная, залы Сезанна и Пикассо, столовая с «гогеновским иконостасом», который впервые удалось собрать полностью и многое другое.
Перемещаясь от зала к залу на выставке, от остроты, напряженности и концентрации ярких красок создается несколько давящее впечатление, граничащее с перенасыщением. Притом, интерьеры, конечно, не воссозданы целиком – в особняке это чувство обострялось еще и обилием старинной мебели, гипсовой лепнины, расписанных плафонов и ярких пурпурных ковров. Дух безумного упоения искусством царил в этом доме: коллекционер говорил иронически про новоприобретенные картины Гогена:
«Сумасшедший писал – сумасшедший купил»
Однако внутренний голос и умение к нему прислушиваться никогда не подводили собирателя шедевров, хоть и вкус Щукина для современников был диковат. То, что коллекция Сергея Ивановича была открыта, была на виду, безусловно, это стало важнейшим фактором в радикализации русского авангарда. Давид Бурлюк писал в своих воспоминаниях:
«…видели две коллекции французов — С. И. Щукина и И. А. Морозова. Это то, без чего я не рискнул бы начать работу. Дома мы третий день — все старое пошло на сломку, и ах как трудно и весело начать все сначала…»
Щукин помещает матиссовские “Танец” и “Музыку” на парадной лестнице своего особняка, то есть в публичном пространстве. Посетитель сразу получает сигнал: все увиденное должно восприниматься через призму максимально радикального на тот момент художественного решения. В Эрмитаже два грандиозных панно также заняли центральное место, стали своеобразным камертоном дальнейшего восприятия живописи — именно они дают посетителю понять, что искусство, которое он увидит, теперь можно воспринимать как искусство эволюции, однако в каждом из своих проявлений оно революционно.
Особенность коллекции и Щукинского подхода к искусству – это удивительно чуткое выявление хода течения мировой живописи модернизма: от импрессионизма через отцов авангарда – Гогена и Ван Гога к Матиссу и Пикассо. Коллекционер впервые сформулировал и увидел эту формулу. Более того, он сумел воплотить эту формулу в пространстве, в чем мы и можем убедиться на выставке.
Выставка "Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина" продлится до 30 октября 2022 Билеты на выставку можно приобрести по этой ссылке
Comments