Эта подборка заинтересует заядлых книголюбов, поклонников направления Arte Povera, любителей уличного искусства и ценителей живописи и архитектуры конца XIX – начала XX века. А поклонников творчества Николая Рериха ждет самый яркий выставочный проект Государственной Третьяковской галереи 2023 года.
1. Персональная выставка Ивана Чемакина «Дорожное кино» ММОМА
3 октября в ММОМА на Гоголевском бульваре при поддержке Limonov Art Foundation открылась выставка мультидисциплинарного художника из Тюмени, создающего свою особую мифологическую систему посредством тотальных инсталляций. Чемакин, живущий в деревне Антропшино Ленинградской области, в своем творчестве исследует феномен «окраины», невидимой и неразличимой для взгляда «из центра». В отличие от «ресайклинга», который старается вернуть старой вещи привлекательность и новизну, художник в своем творчестве использует старые объекты, давно потерявшие свой товарный вид, в качестве почти сакральных, наделенных собственным характером и подлинной ценностью. Поэтизируя и переосмысляя простые или использованные предметы – будь то производственная упаковка, рваные биллборды, наклейки с товарным знаком, художник видит их как значимые артефакты, не имеющие ничего общего с их утилитарным назначением в бытовом современном мире. В некотором смысле, такой подход уходит корнями к итальянскому направлению в искусстве XX века Arte Povera, в значительной степени повлиявшему на развитие международного современного искусства. Название проекта «Дорожное кино» обосновывает построение экспозиции, состоящей из пересобранных и переосмысленных инсталляций художника, относящихся к разным проектам, объединенных с объектами, созданными специально для выставки. Все они, дополняясь фото- и видео документацией, организуются в «смонтированную» хронологию творческого пути «художника-визионера», обитающего где-то в параллельном времени и пространстве на загадочных тропических полях Ленинградской области. Так, накопленный формальный опыт и рассказанные художником истории становятся своего рода материалом для бесконечного монтажа: пересборки и переклейки кадров, каждый раз рождающих новое повествование, нескончаемую череду картинок, пролетающих перед загипнотизированным взором наблюдателя.
Выставка продлится до 19 ноября
Адрес: Гоголевский бульвар 10/1
2. «Процесс. Франц Кафка и искусство XX века»
Еврейский музей и центр толерантности
Описывая страхи и трагедии своих героев, Франц Кафка предугадал сложение тоталитарных систем в Европе в 1930-е годы, формирование фашистской идеологии, Вторую мировую войну и попытки человечества справиться с последствиями этих катастроф, вылившиеся в философию отчуждения и боли. Провидческий смысл произведений Кафки, парадоксальная
емкость их сдержанной поэтики делают его одним из главных писателей XX века. Мало издававшийся при жизни, автор сегодня переведен почти на все языки мира, а его литературное наследие уже многие десятилетия становится в той или иной форме основой для изобразительного искусства. 11 октября отроется выставка «Процесс. Франц Кафка и искусство XX века», которая продемонстрирует параллели между произведениями писателя и крупнейшими художественными явлениями ХХ столетия. Архитектурное решение пространства выставки предполагает несколько направлений движения зрителя, ведущих к центру экспозиции, сформированному как аллюзия на роман «Замок».
Первый маршрут выстроен по линии одного из самых известных рассказов Кафки «Превращение». Трансформацию привычного мира главного героя визуализируют произведения немецких экспрессионистов, таких как Георг Гросс, Макс Пехштейн, а также графика Эгона Шиле, Макса Бекманна и других.
Второй путь ведет к пространству, воссоздающему интерьер конторы, подобной той, в которой работал и сам Кафка, и главный герой романа «Процесс» Йозеф К. В этом разделе будут представлены произведения концептуалистов: Джозефа Кошута, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Дмитрия Пригова и других художников.
Отдельная часть выставки призвана расширить привычный взгляд на наследие Кафки и его личность: облик болезненного неудачника, создающего только безнадежные истории и страдающих героев, не соответствует действительности. Кафка был наделен прекрасным чувством юмора, пронизывающим и его литературу. А биография писателя наполнена деталями, разрушающими привычные стереотипы о нем. На выставке будет воссоздана глава из романа «Америка», дающая возможность узнать другого Кафку.
В проекте участвует более 100 произведений из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Музея архитектуры им. А.В. Щусева, а также других музейных и частных собраний.
Выставка продлится с 11 октября до 14 января 2024 года
Адрес: ул. Образцова, 11, стр. 1А
3. «Гештальт»
Ruarts Foundation
Фонд Ruarts представляет первую персональную выставку Nootk – современного российского художника, объединившего в своем стиле влияние уличной культуры с интересами в области иллюстрации и мультипликации. Проект «Гештальт» объединит 10 работ, эскизы для которых были сделаны в разное время, но закончены только в 2022 и 2023 годах. «Абсурдные сценарии», как их называет сам художник, представляют некий перекресток комического и абстрактного искусства. Каждая работа – новая жизнь.
«Идея сделать персональный проект родилась несколько лет назад. Я активно готовился и за месяц, путешествуя по Азии, отрисовал целую скетч-тетрадь. Идеи часто рождались спонтанно, эскизы получались живыми, выразительными. Персонажи жили в ярких красках тайских городов. Но по приезду рюкзак постирали, не проверив отделения. Все эскизы превратились в бумажную кашу. Выставка была отложена на неопределенный срок. Говоря языком современной психотерапии, я понимал, что, не сделав выставку, я не закрою этот гештальт» Nootk
Яркие персонажи с оживленной мимикой сохраняют идеальный баланс детского удивления и озорства взрослого. Самая большая работа на выставке – четырехметровая доска “Wild Style”. По словам Nootk, «одна форма диктовала следующую, я даже не заметил, как они переплелись в узкую ленту. Чтобы уравновесить композицию, я придумал офисное пространство с клетчатым потолком и полом, и сюжет сложился – тусовка в закрывшимся офисе. Название – дань граффити-культуре». Замысловато переплетающееся столпотворение мультяшных существ заставляет задуматься о современном обществе, искусственной природе города и о том, куда мы движемся – миру, где мы ищем способ сохранить человеческий облик.
Выставка продлится с 6 октября по 12 ноября
Адрес: Трубниковский пер., 6, 5-й этаж
4. «Автор неизвестен. Коснуться главного»
Музей русского импрессионизма
Неизвестный художник (мастерская Репина) "Портрет неизвестной в лиловом", 1908 Из собрания Курской государственной картинной галереи им. А.А.Дейнеки
Выставка позникомит зрителей с живописью и графикой неизвестных художников конца XIX — первой трети XX века. Имена этих мастеров не установлены в силу исторических обстоятельств, однако их произведения могут встать в один ряд с работами известных живописцев. Экспозиция «Автор неизвестен. Коснуться главного» приглашает посетителей абстрагироваться от личности художника и оценить картины, исходя из основных художественных категорий. Интерактивные элементы помогут узнать, из каких ключевых визуальных характеристик состоит живопись и графика. Гости выставки смогут разложить луч света на цвета, подобрать колористические сочетания, рассмотреть под лупой фактуру и послушать звучание картины, оживить линию, собрать кубистическую композицию и даже разместить собственное произведение в музее.
Первый крупный показ утративших авторство или принципиально неподписанных работ рубежа XIX–XX веков позволит по-новому посмотреть на искусство этого периода в отрыве от произведений, с которыми он традиционно ассоциируется. Часть экспозиции составят работы, авторство которых было установлено за последние 60 лет. Кураторы собрали рассказы музеев и коллекционеров о пути картин «н/х» от поступления в собрание до атрибуции. Такие порой детективные истории сопровождают работы Василия Кандинского и Алексея Явленского, Николая Милиоти и Ивана Клюна и других художников, долгое время числившиеся анонимными.
Посетители увидят произведения из 6 частных и 30 государственных собраний. В том числе из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Эрмитажа, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева и других.
Выставка продлится с 12 октября по 21 января 2024 года
Адрес: Трубниковский пер., 6, 5-й этаж
5. «Алексей Щусев. 150»
Музей архитектуры имени А.В. Щусева
Это первая за последние 50 лет монографическая экспозиция, посвященная творчеству выдающегося архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873 – 1949) и приуроченная к 150-летнему юбилею архитектора.
Алексей Щусев – архитектор уникального дарования, блестяще проявивший себя в разных архитектурных стилях и направлениях конца XIX – первой половины XX веков. Состоящая из двух частей выставка представляет публике около 200 архитектурных проектов, созданных Щусевым за его более чем полувековую карьеру. Выставка позволяет взглянуть на великого зодчего как на человека, художника, градозащитника, ученого, реставратора, основателя и первого директора Музея русской архитектуры.
Хронологическая последовательность выставки, позволяет проследить, как происходила трансформация творческого метода архитектора, точно чувствующего изменения художественных вкусов, реалий времени и тонко реагирующего на них. Отдельный зал посвящен железнодорожным проектам Алексея Щусева: Казанскому вокзалу – горячо любимому и самому трудному детищу мастера, работе над которым он отдал 38 лет. Раздел «Новая Москва» повествует о работе мастера в первые послереволюционные годы: плане реконструкции столицы «Новая Москва», проекте Всероссийской сельскохозяйственной и кустарнопромышленной выставки и Мавзолея В.И. Ленина. Путь от авангардных исканий 1920-х годов к торжеству неоклассики 1930-х иллюстрируют конкурсные решения памятника Христофору Колумбу, Библиотеки имени В.И. Ленина и Центрального телеграфа, реализованные проекты санатория в Мацесте, гостиницы «Интурист» в Батуми, зданий Наркомата земледелия на Садовом кольце и Наркомата внутренних дел на Лубянской площади в Москве, Института Маркса – Энгельса – Ленина в Тбилиси, масштабные замыслы перепланировки центральных улиц и площадей столицы.
Особое место в экспозиции отведено двум знаковым произведениям архитектора: гостинице «Москва», работа над которой сопровождалась скандалом, породившим большое количество легенд, и Государственному театру оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте – одной из признанных вершин творчества Алексея Щусева, свидетельствующей о любви архитектора к национальным традициям, образам и мотивам прикладного искусства и архитектуры Средней Азии.
Большое внимание в экспозиции уделено деятельности Алексея Щусева в годы Великой Отечественной войны. Главной задачей мастера в это сложное время стала работа по восстановлению разрушенных городов и сохранению поврежденных памятников архитектуры в Истре, Новгороде, Сталинграде, Кишиневе, Туапсе.
Выставка продлится до 21 января 2024 года
Адрес: ул. Воздвиженка, 5/25 «Анфилада» и «Аптекарский приказ»
5. «Николай Рерих»
Новая Третьяковка
Третьяковская галерея представит самый ожидаемый проект 2023 года — выставку Николая Константиновича Рериха (1874–1947), приуроченную к юбилею одного из наиболее известных русских художников конца XIX – первой половины ХХ века. Особое внимание уделено опытам Н.К. Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Экспозиция позволит получить представление об особенностях мировоззрения художника и оценить его вклад в развитие искусства XX века.
Жизненный путь Рериха начался в России, продолжился в Европе и Америке, а завершился в Индии. Он создал свыше 5 000 произведений, был автором множества статей и книг, возглавил две масштабные научные экспедиции, инициировал первое международное соглашение о защите культурных ценносте – Пакт Рериха, участвовал в археологических раскопках.
Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить Рериха не только как «мастера гор», но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра.
В состав выставки вошло около 150 произведений из 18 музейных собраний: как знаменитые произведения автора — «Гонец. „Восста род на род“» (1897) и «Заморские гости» (1901, обе — Государственная Третьяковская галерея), — так и малоизвестные работы, некоторые из которых экспонируются в Москве впервые. Сенсацией проекта станет демонстрация театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева». Задник будет показан впервые после завершения I этапа реставрации. Отныне этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи - 10 х 23 метра.
Выставка продлится с 10 октября 2023 по 10 марта 2024 года
Адрес: Крымский Вал, 10
Comments