top of page

Самые ожидаемые российские музейные выставочные проекты 2024 года

«РУАНСКИЕ СОБОРЫ. РЕСТАВРАЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

Январь – март | ГМИИ им. А. С. Пушкина



Проект представляет результаты исследования двух картин из серии «Руанский собор» Клода Моне: «Руанский собор в полдень (Портал и башня д’Альбана)» и «Руанский собор вечером». Масштабное технико-технологическое исследование было проведено группой специалистов ГМИИ им. А.С. Пушкина, в которую входили технологи, реставраторы и искусствоведы. В процессе исследования была получена уникальная информация о творческом методе Моне, материалах, которые художник использовал в своей работе, а также уточнены некоторые важные детали, касающиеся истории создания произведений. Тот факт, что в собрании Пушкинского музея находятся два полотна из серии «Руанский собор» позволил изучить широкий диапазон технических приемов мастера. В экспозиции выставки будут представлены материалы и результаты исследования.


«СТОЛИЦА И УСАДЬБА»



Летом мы предлагаем обратить внимание на русское искусство через призму вкусов и предпочтений отечественной элиты начала XX века. С конца 1913 по 1917 год первый отечественный глянец «Столица и усадьба» транслировал читателю ценности светского общества. Экспозиция позволит оценить, как опубликованные на страницах и обложках «журнала красивой жизни» работы формировали стиль жизни широкого круга читателей.


«ГРУППА «13».В ПЕРЕУЛКАХ ЭПОХИ»



С февраля по июнь посетители Музея русского импрессионизма смогут заглянуть в «переулки» отечественного искусства 1930-х годов — мир раннесоветских интеллектуалов и эстетов — художников группы «13». В их графических и живописных работах, посвященных динамичной городской жизни, нашло отражение искусство старых мастеров, принципы импрессионизма и постимпрессионизма. Рассказ о группе дополнят произведения Эдгара Дега, Жана-Франсуа Милле и Отона Фриеза, с которыми «Тринадцать» находились в мысленном диалоге. В противовес парадным сюжетам соцреалистов главной темой «Тринадцати» стала меняющаяся повседневность: городские улицы и перекрестки с трамваями и бегущими по делам людьми, парки и ипподромы, водные станции и пляжи. Музей не реконструирует выставки объединения, а воссоздаст художественную лабораторию, в которой формировался и развивался «стиль 13-ти» — созвучный скоростям нового времени быстрый рисунок с натуры, выполненный зачастую спичкой, без подготовки и последующей доработки.


«АРХИТЕКТУРА НАУКИ: К 300-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ РАН»



Перевод Академии наук из Ленинграда в Москву в 1934 году стал точкой отсчета для рождения целого явления в советской архитектуре, связанного с проектированием специальных сооружений и комплексов для административных и научных подразделений Академии наук. История, начавшаяся с работы над обособленным комплексом на Калужском шоссе и продолжавшаяся проектированием главного здания Академии наук на Крымской набережной, получила развитие в формировании специальной организации «Академпроект», позднее преобразованной в Гипронии. Этот проектный институт, специализировавшийся на создании как отдельных зданий, так и грандиозных градостроительных ансамблей наукоградов на всем пространстве Советского Союза, стал заметным явлением советской архитектуры 1960-х – 1980-х годов. В разработанных Гипронии проектах зданий академических институтов, научных центров, жилых и общественных сооружений ярко отразились поиски советских зодчих эпохи модернизма. Цель выставки - очертить вклад Академии наук в развитие советской архитектуры и отразить те поиски, которые вели архитекторы, проектируя уникальные и весьма непростые по своему функциональному устройству объекты. «Архитектура науки» будет представлена как уникальный феномен в отечественной истории и истории отечественного искусства.


ВЫСТАВКА В ЧЕСТЬ 90-ЛЕТНЕГО ЮБИЛЕЯ ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ И 25-ЛЕТИЯ ММОМА

26 апреля — 22 сентября | ММОМА на Петровке



Центральным событием 2024 года в ММОМА станет многосоставный проект одного из ведущих художников нашей эпохи, президента Российской академии художеств, основателя и директора первого в России музея современного искусства, Народного художника РФ Зураба Константиновича Церетели в честь его юбилея — 90-летия со дня рождения, и 25-летия созданного по его инициативе Московского музея современного искусства. Выставка развернется на трех этажах главного здания музея на Петровке, 25 и продлится с апреля по сентябрь. Экспозиция представит основные художественные серии Зураба Церетели — как уже знакомые, так и новые работы в характерном для мастера широком диапазоне техник: от живописи, графики и скульптуры до эмалей, мозаики и архитектурных макетов. Не останутся без внимания и его монументальные работы с конца 1960-х до сегодняшнего дня. Ключом к прочтению всеобъемлющего творческого потенциала Церетели предстанет образ солнечного сада. Этот визуальный архетип является важнейшим для творческого мира автора. Юбилейный проект дополнят специальные разделы, посвященные важным аспектам работы Московского музея современного искусства. В ее основе – та концепция, которая была сформулирована директором музея ещё при его открытии: непреложный учет всего разнообразия направлений и пристальное внимание ко всем точкам зрения в современном искусстве во временных границах XX и наступившего XXI веков.


«РАБОТАТЬ И ЖИТЬ. АРХИТЕКТУРА КОНСТРУКТИВИЗМА. 1917-1937»

6 марта - 14 июля | Центр «ЗОТОВ»



Новая масштабная выставка-исследование расскажет историю известного во всем мире архитектурного направления — конструктивизма — через его влияние на формирование сознания, мышления и образа жизни нового человека. Всего в экспозицию войдут более 400 экспонатов. Отдельное место на выставке займут проекты знаменитых конструктивистов: братьев Весниных, Моисея Гинзбурга, Ильи Голосова, Александра Никольского, их учеников и единомышленников. На выставке также будут представлены редкие макеты архитектурных объектов, живопись, графика, скульптура, фотографии и кинохроника того времени, что позволит объемнее раскрыть тему выставки и создать настоящую антологию жизни 1920–1930-х годов.


«ART & SCIENCE: ОТКРЫТЫЕ ТЕЛА»:

ВЫСТАВКА ПРОЕКТОВ-ЛАУРЕАТОВ СТИПЕНДИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА PERMM И ФОНДА «НОРПЕКСАЛЬ»



Музей современного искусства PERMM летом представит выставку будущего. Экспонаты — пять междисциплинарных проектов на стыке науки и искусства, созданных специально для нее современными художниками в тандеме с учеными и инженерами. Выставка представит результаты ежегодной стипендиальной программы музея PERMM, реализуемой совместно с Фондом «Норпексаль». Тема программы этого года — «Art & Science: открытые тела». Как обещает ее куратор, художник и теоретик искусства Дмитрий Булатов, участники сосредоточатся на исследовании природы человека и различиями между естественным и искусственным. Проекты представляют собой широкий диапазон подходов к заявленной теме — от исследований в области ранней диагностики заболеваний человека до реконструкций моделей общения биологических и кибернетических организмов. Параллельно с выставкой в музее пройдет научная конференция.

bottom of page