top of page

О предпочтениях сочинских коллекционеров и об их реакциях на искусство современной японской художницы Кодзуки Ватанабэ

Прошедшая в начале января в Grand Karat Sochi персональная выставка Кодзуки Ватанабэ  продемонстрировала более 30 полотен живописи и рисунков художницы. Задумывая персональную выставку Ватанабэ, организатор Алексей Волобаев признался, что проект стал для него экспериментом, воспримет ли сочинская публика японский абстрактный экспрессионизм. По словам Алексея, местные коллекционеры, как правило, предпочитают традиционное фигуративное искусство, поэтому их реакция могла быть неоднозначной. Однако вернисаж собрал более 100 дизайнеров интерьера, местных коллекционеров и любителей искусства, которые проявили не только большой интерес к произведениям Ватанабэ, но также пообщались с художницей лично. Стоит отметить, что творчество Кодзуки Ватанабэ самобытно – здесь и духовные поиски,  эксперименты с цветом и техникой,  и совмещение фигуративного с абстрактным.


Кодзуки Ватанабэ «Преображение» (доска, смешанная техника, 117х117 см)


Ватанабэ работает в стиле абстрактного экспрессионизма, применяя характерную для японского искусства технику «моно-ха», что буквально переводится как «школа вещей» и предполагает использование природных и промышленных материалов. В сюжетной основе произведений лежат личные впечатления и воспоминания художницы, однако, отталкиваясь от реального мотива, она превращает его в живописную стихию. Знание сюжета не приводит нас к мгновенной разгадке, а лишь помогает нащупать один из множества возможных вариантов интерпретации. Например, в работе «Космос» художница сохраняет лишь намеки-связи с реальными предметами, перенося зрителя в пространство чувственной абстрактной плоскости. Здесь понятие космоса объединяет внешнее и внутреннее. Это и бесконечное пространство Вселенной, и многообразие внутреннего мира человека: макро и микрокосм.


Кодзуки Ватанабэ «Космос» (доска, масло, 116,5х91 см)


“Мое видение предмета живописи состоит в том, чтобы распознать недостаток, незавершенность и фрагментарность чувственной красоты, упорядочить ее смысл и воплотить это чувство на бумаге или холсте. В этом различие между жизнью и смертью, духом и материей” Кодзуки Ватанабэ

Духовные поиски Ватанабэ становятся центральным мотивом ее творчества, принявшей в 1991 году православие. Как и Достоевского, одного из самых любимых писателей японской художницы, больше всего ее привлекает тема внутренней борьбы. В произведении Ватанабэ «Преображение» легко считывается это двойственное начало личности. Очень тонкая, ангелоподобная девушка, простирает руки навстречу Вселенной, но она содержит в себе и вторую личность. Аналогия дуальности мира – материи и духа, разума и чувств, мужского и женского, добра и зла.


Кодзуки Ватанабэ «Преображение» (доска, смешанная техника, 117х117 см)


Цвет для Ватанабэ несет в себе также смысловое значение. Любое произведение Кодзуки становится формальным экспериментом с материалами – художница соединяет рисунок и живопись, смешивая различные виды техники. Эту практику можно увидеть в произведении Ватанабэ «Преображение», в котором соединяется рисунок и цветовые абстрактные пятна – тонкий, еле уловимый и почти прозрачный лик девушки, покрытый акварелью, перекликается с цветовыми пятнами темперы и акрила. Такую же смешанную технику можно увидеть в работе «Тихая ночь», в котором художница объединила рисунок с живописной экспрессией акварели и акрила.


Кодзуки Ватанабэ «Тихая ночь» (Доска, смешанная техника, 116,5х73 см)


Кодзуки Ватанабе родилась в 1966 году в Киото, изучала живопись в университете Осаки. Свою карьеру художника начала в 1994 году, с тех пор выставки ее работ прошли не только в Японии, но и в различных городах Европы. Ее произведения хранятся в различных частных и корпоративных коллекциях. Алексей Волобаев, кто является официальным представителем художницы в России, пообещал организовать следующую выставку современного искусства в Сочи в июле текущего года.

0 комментариев
bottom of page