top of page

Интервью с основателем SISTEMA GALLERY Анастасией Волковой

Одной из самых стремительно развивающихся и масштабных галерей на российском арт-рынке является SISTEMA GALLERY – большой проект в сфере современного искусства, созданный при поддержке российской инвестиционной компании АФК «Система». Галерея специализируется на продвижении российских художников не только на российском, но и международном арт-рынке, а также представляет произведения художников на музейных выставках, биеннале, премиях и ярмарках. Мы поговорили об актуальных выставках, планах и миссии галереи с руководителем SISTEMA GALLERY Анастасией Волковой.


Основатель SISTEMA GALLERY Анастасия Волкова

Фотография предоставлена пресс-службой SISTEMA GALLERY


Как давно существует ваша галерея и какие задачи перед собой ставит?

– Этим летом галерея отметит два года, мы открылись 30 июня 2022 года, заняв небольшой трехэтажный особняк в Бобровом переулке. Осенью 2023 года галерея увеличила площади за счет соседнего здания, представив основной выставочный зал на втором этаже. В этом же здании разместились открытое хранение и лекторий, а также офисное пространство. Несмотря на относительно недолгий срок существования галереи, мы уже смогли зарекомендовать себя на российском рынке искусства, а также сформировать пул перспективных художников, который постоянно пополняется новыми именами. В этом году основные задачи галереи заключаются в развитии и масштабировании: поиск новых авторов, презентация новых пространств, запуск мастерских для художников, работа на международном рынке — и это только вершина айсберга нашей деятельности. Мы ставим перед собой амбициозные цели по развитию и за несколько лет хотим пройти путь, который другие галереи зачастую проходят десятилетиями. Для выполнения этих целей галерея работает как единый слаженный механизм, где ее ресурсы направлены в первую очередь на создание и укрепление коммерческого спроса напроизведения современных художников, с которыми мы сотрудничаем. Также в наши планы входят инициирование и поддержка музейных проектов с художниками SISTEMA GALLERY, международные ярмарки, сотрудничество с зарубежными коллегами.

 

Здание, в котором разместилась SISTEMA GALLERY

Фотография предоставлена пресс-службой SISTEMA GALLERY


Ваша галерея претендует на звание самой большой московской галереи. Расскажите, пожалуйста, о здании, в стенах которого она разместилась.

– Действительно, мы расположены на территории комплекса зданий, где в конце XIX века была расположена усадьба Николая Скворцова, в историческом центре Москвы, в Бобровом переулке, соединяющем Мясницкую улицу и Сретенский бульвар. Сейчас галерея занимает два дома, и это только начальный этап в нашем развитии, так как в ближайшем будущем мы планируем значительное увеличение площадей за счет соседних строений, где разместятся художественные мастерские, книжный и сувенирный магазин, а также ресторан.

 

Есть ли художники-резиденты у вашей галереи или вы временно сотрудничаете со всеми авторами?

– В галерее существуют разные форматы сотрудничества с художниками, и мы стараемся быть максимально гибкими и персонифицированно подходить к работе с каждым из них, учитывая интересы всех сторон. У нас есть эксклюзивные контракты с рядом художников, и, конечно, эти художники имеют определенные преференции в работе, например, получают мастерские, участвуют в международных ярмарках, мы планируем с ними музейные выставки. Мне важно, чтобы художники в рамках контракта могли чувствовать стабильность и заниматься творчеством, не думая о финансовых и карьерных вопросах. Мы предлагаем художникам качественную стратегию по продвижению, а дальше вся команда галереи участвует в ее реализации. Помимо эксклюзивного формата работы, мы предлагаем проектное сотрудничество, которое впоследствии в случае взаимного интереса может вырасти во что-то большее. Бывает так, что автор уже работает с одной или даже несколькими галереями, тогда мы стараемся показать эксклюзивный, созданный специально для нас проект. Такие случаи скорее исключение из правил, так как нас в первую очередь интересуют долгосрочные отношения с художниками. Молодым авторам, начинающим свою карьеру, мы предлагаем эксклюзивный договор, так как у нас должна быть возможность контролировать рынок, который мы для них создаем.

 

У каждой галереи есть свой почерк — стиль, в котором работают художники галереи. Как бы Вы охарактеризовали этот стиль или у вас нет четкой одной линии?

– Как бы пафосно это ни звучало, единственное, что объединяет всех художников галереи, — это качество и мастерство. Мы не ограничиваем художников по стилю, направлениям, технике или сюжетам. Поскольку все авторы, с которыми мы работаем, проходят тщательный предварительный отбор, мы доверяем им и не вмешиваемся в творческие процессы и зачастую поддерживаем новые инициативы. Так сложилось, что большая часть произведений, с которыми мы работаем, — это современная живопись и графика. Однако мы открыты к экспериментам и также представляем масштабные инсталляции, скульптуры, перформативное и диджитал-искусство, видео-арт, фотографии, керамику. В декабре прошлого года мы организовали новогодний маркет, на котором среди работ 50 художников можно было увидеть все разнообразие техник и художественных направлений, представленных в галерее. В первую очередь мы делаем ставку на новых, молодых авторов, и это, наверное, одна из фундаментальных составляющих нашей стратегии, но также галерее интересно сотрудничество с уже состоявшимися художниками, в рамках которого они зачастую могут раскрыться по-новому.

 

Как попасть в пул ваших художников?

– Как я уже говорила, все авторы проходят достаточно строгий отбор, в рамках которого мы оцениваем по нескольким критериям: в первую очередь это качество произведений искусства, осмысленность и глубина работ, но не менее важны образование художника, его работоспособность и личностные качества. Мы рассматриваем как уже созданные проекты, так и концепции еще нереализованных проектов, и если все вышеперечисленные факторы сходятся, то начинаем сотрудничество. Зачастую нашими новыми авторами становятся недавние выпускники художественных вузов, и это, наверное, самый перспективный путь для того, чтобы начать сотрудничество с нами. Мы регулярно осматриваем работы студентов в рамках сотрудничества с художественными вузами, а также планируем устраивать коллективные выставки выпускников у нас в пространстве. Самый простой и быстрый способ заявить о себе — отправить портфолио к нам на электронный адрес, который указан на сайте галереи.


Стенд SISTEMA GALLERY на 18-й Международной ярмарки современного искусства Contemporary Istanbul, 2023


Вы часто участвуете в зарубежных ярмарках. Как, на ваш взгляд, зарубежная публика воспринимает российские галереи, как раньше? И чувствуете ли вы на своей практике какие-либо изменения в работе с художниками?

– Большое спасибо за вопрос, он для нас сейчас очень актуален. В конце марта мы летим на ярмарку Art Central в Гонконг с проектом Ростана Тавасиева, и у меня большие ожидания от этой поездки. Российское искусство всегда вызывало определенный интерес, а сейчас, когда для западной аудитории оно стало менее доступно, мне кажется, что этот интерес только усилится. Современная ситуация влияет на представленность российских галерей на международных ярмарках из-за сложной логистики и транспортировки произведений. Однако, что касается восприятия коллекционерами и публикой произведений искусства, то оно зависит только от качества и оригинальности работ. Мне кажется, что произведения современных художников из России, как и прежде, вызывают интерес у зарубежной аудитории. Безусловно, мы скорректировали географию присутствия на ярмарках. Сегодня одним из наших основных направлений я вижу Азию: кроме Гонконга, мы планируем участие на арт-ярмарках в Шанхае, в Сеуле.

 

Многие коллекционеры сейчас покинули страну. Ощущаете ли вы какие-то изменения в потоке продаж или появилась новая волна молодых коллекционеров?

– Действительно, часть коллекционеров покинула страну, но, несмотря на это, мы ощущаем рост рынка. На смену уехавшим пришли новые коллекционеры, также произошло смещение фокуса с западного на национальное искусство. К нам все чаще обращаются за консультациями в области покупки произведений молодых авторов, а также многие находятся в поиске дорогостоящих произведений классиков современного искусства. Рынок продолжает развиваться, спрос растет, поэтому у меня достаточно позитивное видение ближайшего будущего. Стоит заметить, что SISTEMA GALLERY достаточно молодая, и нам не пришлось кардинально корректировать стратегию развития, мы начинали работать, отталкиваясь от новых реалий.

 

Какие планы развития галереи?

– Планы развития у нас очень масштабные и амбициозные. Как я уже сказала, это расширение площадей в Бобровом переулке благодаря присоединению новых зданий. Помимо выставочных пространств, там будут располагаться магазины, офисы, ресторан. Это будет крупнейший современный арт-кластер в самом центре Москвы, внутри Бульварного кольца. Помимо этого, в наши ближайшие планы входит презентация шоурума галереи в отеле «Изумрудный лес» в Подмосковье, а также открытие мастерских-резиденций для наших художников.


Три актуальные выставки SISTEMA GALLERY, которые завершатся 7 апреля 2024

Фотография предоставлена пресс-службой SISTEMA GALLERY


Можете от себя сказать, почему стоит посетить вашу галерею и новые три выставки?

– Мы всегда очень рады посетителям галереи и поэтому стараемся, чтобы гостям было у нас комфортно и интересно. Мы открыты ежедневно, у нас свободный вход, и наши сотрудники могут рассказать про выставки или ответить на возникшие вопросы. Сейчас в основном пространстве галереи проходит ретроспективная выставка Юрия Шабельникова — художника, чьи произведения находятся в крупнейших государственных и частных собраниях. В экспозиции представлены произведения разных лет из нескольких коллекций. Одновременно мы показываем еще две выставки художников молодого поколения. Во-первых, это уникальный интерактивный проект «Медиапаразит», где гости смогут погрузиться внутрь цифровой инсталляции. Во-вторых, выставка Иры Ленсберр, рассказывающая о жизни современного Петербурга глазами местного жителя.

 

0 комментариев
bottom of page