top of page

«Мы хотим создать конкурентноспособный арт-рынок для художников Урала, Сибири и Дальнего Востока» — Оксана Будулак и Мария Букова о первой ярмарке современного искусства SCAN FAIR

С 28 июня до 2 июля в Сибири пройдет первая ярмарка современного искусства SCAN FAIR, которая в одном пространстве объединит галереи, независимых художников, арт-группы и творческие самоорганизации, функционирующих на территориях Урала, Сибири и Дальнего Востока. Чтобы узнать больше о внутренней кухне ярмарки и ходе подготовки, мы пообщались с арт-директором ярмарки Оксаной Будулак и продюсером ярмарки Марией Буковой.


Оксана Будулак и Мария Букова


  • Почему было решено создать ярмарку современного искусства в Сибири? Почему не фестиваль или биеннале?


Оксана: Идея ярмарки появилась в контексте фонда поддержки Scan, основателем которого выступил Дмитрий Журкин, совладелец Berrywood Family. Как арт-директор ярмарки и искусствовед, который находится в поле Красноярска последние 15 лет, скажу, что здесь произошло, наверное, самое долгожданное – рынок, наконец, готов к искусству. Можно упомянуть и Красноярскую музейную биеннале, и фестиваль. «48 часов Новосибирск», Томский филиал ГЦСИ, кемеровский фестиваль «Тезисы». С 1990-х годов где-то чаще, где-то реже происходили встречи с современным искусством – и с очень высокой экспертностью и самоорганизованные, с оглядкой на европейские и российские события. Поэтому при существующей насмотренности организаторы уже готовы покупать искусство и само искусство достигло уровня выхода на общероссийский арт-рынок.


Мария: Говорят, ”каждому дается по силам” — и я думаю, каждому региону и времени дается по тому культурному формату, которое это время может максимально принять. Фестивали и биеннале в нашем крае изобрели какие хочешь, а полноценная профессиональная ярмарка созрела только сейчас, потому что это тренд, который широко шагает по стране и потому что люди стали интересоваться искусством все больше и больше.


  • Почему выбрали такое название?


Оксана: Название «Scan Fair» отсылает к фонду «Scan». Расшифровка совпадает с миссией — Siberian contemporary art network. Красноярская рестогруппа Berrywood Family в прошлом году учредила премию фонда, сейчас запускает ярмарку, и в очереди есть еще два продукта фонда – все они направлены на поддержку региональной арт-сцены. В нашем понимании создание горизонтальной платформы для обмена опытом, завязывания новых связей, возможности продвижения и есть смысл Scan.


Мария: Скан — это цикл поддержки современного искусства. Мы, конечно, в Сибири, но международных амбиций нам не занимать — тем более, Красноярск расположен в самом центре нашей страны, между Западом и Востоком — есть, куда расти и расширяться. 


  • Как вы оцениваете покупательную способность местного населения и его заинтересованность в современном искусстве?


Оксана: В Красноярске есть бентли-клуб, самоорганизованный маркет, открылась государственная галерея. Люди и до ярмарки покупали искусство, в основном прямыми продажами из мастерских художников, но с 2016го например самоорганизованный маркет “Пушка” вышел на улицу, и так многие узнали, что так тоже можно. В городе есть свои коллекционеры, у которых есть и Кирилл Кто в коллекции, и Кабаков. Город давно живет с современным искусством с одной стороны, с другой стороны, предложений искусства сейчас формируется много и разных. Вряд ли они существовали вслепую, все это реакция на устойчивый запрос.


Мария: Массово — никак не оцениваю, это не одежда и не продукты питания, а нишевая сфера. Приобретают современное искусство у нас, как мне кажется, в основном люди молодые и среднего возраста, потому что ходят на самоорганизованные маркеты типа “Пушки”. Наша ярмарка — отличный инструмент показать, как много интересного происходит в соседних с нашим регионами, простимулировать изучение искусства нашего времени, а там и покупать захочется.


Работа Валерии Амирханян (участницы ярмарки SCAN FAIR)


  • По какому принципу вы отбирали художников для первого выпуска?


Оксана: Правила были простые – жить и работать на территории Сибири, Урала и Дальнего Востока. Есть художники, которые живут на два города, Москва — Иркутск, Санкт-Петербург — Владивосток, это все равно про локальность. Второе – конечно, это должно быть, во-первых, искусством, а во-вторых, не искусством современников, а современным искусством.

Поэтому еще на стадии лонглиста мы отклонили большое количество аксессуаров и предметов дизайна.

Ну и возрастных ограничений так же не было. В ярмарке сейчас участвуют  и поколение 2020-х, и поколение 1990-х.


  • Как бы вы обозначили предпочтения в коллекционировании искусства местного населения? Или у вас стоит задача воспитать новых коллекционеров с нуля?


Оксана: Задачи воспитать, наверное, нет. Скорее стать проводником и представить экспертизу, помочь сделать выбор, поддержать тех, кто уже коллекционирует и тех, кто только начинает собирать искусство. В целом, конечно, ярмарка важна коллекционерам – это первое целенаправленное событие для их действий и знакомств. Еще немного, и я назову это праздником (Смеется). Для нас самих это тоже возможность всех встретить и перезнакомить. Я уже упоминала стратегию горизонтальной платформы – вот это оно. Предпочтения коллекционеров — дело непубличное, тут в целом разговор о том, насколько местные коллекционеры готовы делиться своими коллекциями с общественностью. Был опыт выставки из частной коллекции Siberian Collectors — это был первый эксперимент, и там как раз были российские художники уличной волны, например.


  • Какой будет структура ярмарки? У вас будет блок стендов независимых художников и галерей?


Оксана: У нас будет 42 стенда независимых художников и 5 стендов галерей. Это продиктовано объемом площадки – в первую ярмарку мы выбрали небольшую, всего 600 квадратов, но она принципиально важна нам расположением и принадлежностью. Арт-кластер “Квадрат” — флагманская площадка Сибирского института развития креативных индустрий, и он наш соорганизатор – с момента своего основания много делающий именно в поле скрещивания искусства и бизнеса.


Мария: Еще на ярмарке будет представлено издательство “Ад Маргинем”, потому что у них отличная профессиональная литература.


Работа Анастасии Рыбаковой (участницы ярмарки SCAN FAIR)


  • На какие бы публичные дискуссии и лекции вы обратили особое внимание?


Оксана: Хочется сказать на все, но, конечно, есть определенная специфика. Мне лично самой интересна дискуссия “Меценатство в современной России” – это как раз встреча меценатов, которые уже поддерживают искусство, включая Виктора Бронштейна из Иркутска, Дмитрия Журкина из Берривуд фэмили, агрохолдинга “Дары Малиновки”. Для арт-продюсеров и художников будет полезен круглый стол с арт-критиками и аналитиками про проекты, которые поднимают видимость искусства в регионах.


Мария: Я рекомендую сходить на панель с галеристами и спросить их про то, как они живут и работают, как они влияют на местную ситуацию в своем регионе. И обратная сторона — про художников: нужны им галереи или нет? Как они видят свой путь к коммерческому успеху?


  • Какой на ярмарке будет ценовой диапозон представленных произведений искусства?


Оксана: От 5000 до 500 000 рублей, как мне кажется, хотя ценообразование происходит прямо пока я говорю вам это. На самом деле, это настолько живой и захватывающий процесс – большинство локальных художников столкнулись с проблемой определения цены, кто-то ставит за снимок 40х60 см 1000 рублей, кто-то 100 000 рублей – и с каждым вручную учимся понимать ценообразование, здесь и сейчас. Причем это происходит с абсолютно разными художниками — и известными художниками с богатой выставочной историей, и с совсем новичками.


  • Что отличает вашу ярмарку от столичных и зарубежных?


Оксана: Сейчас я уже могу сказать, что она совсем не глянцевая, живая, местами дикая, местами нежная — но точно не похожа на столичные ярмарки. Мы с экспертами при отборе с каждым художником проговаривали – кого-то просили дополнить, кого-то заменить, кого-то сделать еще из портфолио. Конечно, русский коллекционер все еще любит живопись больше, чем объекты, поэтому мы пытались соблюсти баланс и старались показать хотя бы поровну объектов и плоского искусства, но, к сожалению, совсем не стали принимать диджитал и перформанс.


Мария: Она первая. С любого конца страны к нам лететь 4 часа или чуть меньше, и это значит, что надо или уже очень сильно любить неизвестные, но точно талантливые имена на нашей ярмарке, или полюбить их. Наша ярмарка — не праздная прогулка по дороге из одной галереи в другую, это подвиг.


Ознакомиться с перечнем участников ярмарки можно на сайте https://scanfair.ru


28 июня в 16:00 мы предлагаем присоединиться к медиаторскому туру по ярмарке.

Ссылка на регистрацию доступна по этой ссылке.

Comments


bottom of page