29 октября 2020 года в Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие выставки «Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи». Экспозиция предлагает погрузиться в атмосферу города той эпохи через историю московского гаража.
Идея создания выставки в пространстве Еврейского музея — бывшего Бахметьевского автобусного парка, части сети московских гаражей — принадлежит кураторам Лие Чечик, директору образовательного центра Еврейского музея и центра толерантности, и Ольге Шурыгиной, приглашенному куратору, специалисту по автомобильной архитектуре. Перед ними стояла задача сделать выставку об эпохе, символом которой стал автомобиль, не углубляясь при этом полностью в историю автомобилестроения. Так, в экспозиции представлены как автомобили того времени, чертежи гаражей, «домов для машин», так и коллекция фотографий, посвященных изменившемуся облику Москвы с приходом нового транспорта, детские игрушки и небольшое собрание живописи и плакатного искусства.
Плакат учебный по истории науки и техники «Автомобиль Форд-А», 1933
Политехнический музей, Москва
Копия
Сама экспозиция условно разделена на три зоны: «улица», «гараж» и «кабинет инженера». Именно с «улицы» и начинается выставка: попадая в пространство, посетители проходят мимо нескольких экранов с сюжетами об улицах Москвы 1920-1930х годов и ее транспорте. За счет размера экранов и соотнесенностью видео с реальными размерами, создается эффект присутствия, зрителя сразу погружают в атмосферу начала-середины прошлого века.
Вообще насколько удачная локация для такого мероприятия – уже самое здание и внутреннее пространство Бахметьевского гаража становятся репрезентацией эпохи конструктивизма. Сам Бахметьевский гараж занимает в выставке особую роль, ведь эта постройка становится первым автобусным парком такого масштаба в стране. В зоне «гаража» находятся экземпляры автомобильного производства того времени. В собрании представлены не только личный транспорт разных марок, но и машины, относящиеся к коммунальному хозяйству города: автобусы, пожарные автомобили, фургоны. Даже есть хлебовозка, которое в свое время стала открытием. «Гараж» начинается именно с автобуса, напоминая про изначальное предназначение здания Еврейского музея. Источниками собрания стали Политехнический музей, Музей техники Вадима Задорожного, который предоставил педальные автомобили, музей «Московский транспорт», предоставивший экземпляры из исторического собрания департамента транспорта города Москвы, и частные коллекции.
«Кабинет инженера», по словам кураторов, является «сердцем» этой выставки. В этой зоне нам предлагают изучить уникальные чертежи и планы из различных архивов Москвы. Многие из этих чертежей встречают публику впервые, среди них альбом фотографий Бахметьевского гаража из личного дела советского инженера Владимира Григорьевича Шухова. В экспозиции «кабинета» можно проследить, как архитекторы и инженеры решали новую задачу, которой в начале 20 века являлось строительство гаражной архитектуры. Это для современного человека автомобили и гаражи являются чем-то обычным и не вызывающим удивления, но сто лет назад это были совершенно новые и еще не понятные вещи, которыми надо было учиться пользоваться. В том числе путем печальных ошибок. В начале люди даже не понимали, что им вообще нужны гаражи, эта архитектура развивалась параллельно с опытом использования автомобиля.
Минкус М.А., Варзар Л.В., Давидович Л.Н.
Проект гаража ЦИК СССР и ВЦИК. Шестиэтажный вариант на 500 машин на Пресненском валу. Разрез. 1935. Бумага, карандаш, тушь
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва
Кураторы обращают внимание, что им важно было показать важность архитектуры гаражей. За каждым зданием стоят архитекторы, инженеры, целые команды и бригады строителей, поэтому чертежи также сопровождаются фотографиями и историями, в том числе о личностных отношениях и противостояниях. Именно этот фактор помогает зрителям понять, что главными героями этой экспозиции и эпохи в целом становятся все же люди, а не машины.
Выставка организована так, что три основные зоны, посвященные инженерам, гаражам и машинам, разбавляются небольшими зонами о культуре эпохи, тоже, однако, связанные с главным героем мероприятия – автомобилем.
Александр Родченко, Серия "Несостоявшееся путешествие" Лили Брик, 1929.
Из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва
Это раздел о Лиле Брик, одной из первых автолюбительниц, где представлены ее личные вещи и серия фотографий, посвященная ее несостоявшемуся автомобильному путешествию из Москвы в Петербург. Это отдельная зона «библиотеки» с большой коллекцией технической литературы, которая как раз активно начала издаваться в 20-30е годы 20 века.
Это условная «детская зона», где расположены очень милые мини автомобили и игрушки-машинки, сменившие с приходом индустриализации привычных мишек и зайчиков. Здесь можно увидеть даже небольшое собрание живописи и плакатного искусства, посвященных машинам, а также серия фотографий.
Аркадий Шайхет, "Извозчик и автомобиль. Стоянка такси у Большого театра", 1935
Из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва
О зоне с фотографиями стоит рассказать отдельно. Рядом с «кабинетом инженера» организовано небольшое пространство, наполненное снимками об улицах Москвы, вдруг наполнившихся автомобилями. Это внезапное преображение облика столицы вдохновляет фотографов и режиссеров, их тянет на улицы. Москва с новым транспортом становится новым героем. В экспозиции представлены снимки Александра Родченко, Бориса Игнатовича, Аркадия Шайхета и других советских фотографов. Среди музеев, предоставивших фотографии и произведения живописи: Мультимедиа Арт Музей, Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музей Москвы.
Так вышло, что любое событие в этом году, даже музейное, приходится рассматривать в контексте пандемии. В случае с выставкой «Дом для машин», коронавирус стал причиной расширить возможности экспозиции. Музей предоставляет возможность проведения онлайн-экскурсии по выставке, для чего не нужно даже посещать пространство. Такой виртуальный визит на выставку Еврейский музей и центр толерантности предлагает дополнить онлайн лекциями от кураторов, посвященные темам, развивающим концепцию экспозиции. Онлайн лекции проходят бесплатно, и к ним можно присоединиться всем, для этого не обязательно посещать выставку. Для тех, кто собирается посмотреть экспозицию вживую, будут проходить оффлайн мероприятия, лекции, мастер-классы, кинопоказы и дискуссии в рамках выставки.
Еще одним небольшим проектом, связанным с тематикой мероприятия, стала книга приглашенного куратора выставки Ольги Шурыгиной, посвященная автомобильной архитектуре. «Гаражи Москвы» — вторая книга Ольги, первой стала аналогичная книга, посвященная гаражам Петербурга. Приобрести издание можно в музейной лавке у выхода.
Посетить выставку вживую или виртуально вы можете до 10 января 2021 года.
Commentaires