top of page

Гид по выставочному проекту «ЧА ЩА. Выставка в лесах»

19 сентября состоялось открытие проекта “ЧА ЩА. Выставка в лесах” галереи Jart. Выставка проходит в подмосковном курорте “Пирогово” и будет открыта для посещения до 20 октября.

Юля Несис, "Путь героев", 2020


Эта выставка, как говорит её куратор Андрей Ерофеев - экспериментальная. Основным пространством, в котором размещены арт-объекты стал лес, а не привычное выставочное пространство. Создатели выставки приглашают зрителя в лесную чащу, предлагая тем самым убежать от суеты и проблем. Поэтому одним из лейтмотивов выставки стал поиск и утверждение дистанции от социума, который прослеживается как в общей концепции проекта, так и в каждом отдельном произведении. В связи с эпидемиологической ситуацией весной и летом этого года, идея замены городского пространства на лесную чащу обрела новые смыслы. Дистанцирование стало касаться взаимодействия не только человека с социумом, но и человека с человеком. Этому явлению нашей реальности посвящены отдельные работы, которые можно встретить на выставке. Все арт-объекты находятся на разном расстоянии друг от друга и в отдалении от протоптанных тропинок, поэтому для взаимодействия с ними нужно сойти с пути и углубиться в лесную чащу. Да-да, именно для взаимодействия, а не для простого созерцания. Практически каждое произведение интерактивно, оно идёт на контакт со зрителем, как-будто бы желая вступить с ним в контакт. Как сказал Андрей Ерофеев: “объекты проекта - это действующие аттракционы, которые любопытно опробовать”. Мы предлагаем заглянуть вместе с нами в эту ЧаЩу, чтобы немного подробнее рассмотреть какой может быть “коллективная игра разума” на тему искусства в лесу.


Группа “Художественное Уединение”, "Портрет дерева", 2020


В самом начале пути, еще на опушке леса, нас встречают два огромных холста группы “Художественное Уединение” (в дальнейшем “ХУ”), изображающих портреты деревьев в натуральную величину. Вероятно, в зале эти работы произвели бы яркое впечатление, продемонстрировав зрителю величие русского леса. Но погружение этих картин в настоящую лесную среду попросту гасит их энергию. Стоящие рядом живые деревья будто говорят: “Человеку ещё далеко до таланта природы”. Именно эту идею с легкой самоиронией и стремились донести до нас авторы этих произведений, и именно эта идея прослеживается во всех работах. Природа здесь выступает здесь не просто в качестве кулис, она стала стержнем, смыслообразующим элементом выставки.


Ещё одним объектом, созданным группой “ХУ” является “Соборный шатёр шалаш”. Издалека этот объект напоминает старую землянку, наполовину врытую в землю, сверху покрытую сухой травой и хвоей. Однако в плане она крестообразная - прямая отсылка к плану христианской базилики. Тем самым художникам удалось, на наш взгляд, соединить идею масштабного каменного сооружения и простого крестьянского жилища. В образе хижины можно уловить и аллегорию катакомб первых христиан, которые были вынуждены скрывать места религиозного культа. В России подобной ситуации не было, но если в их существовании и была бы нужда, то убежища могли бы выглядеть именно так. В шалаш у гостей есть возможность спуститься и ощутить в полной мере запах сырой земли и хвои. Достаточно трудно описать все эмоции при посещении этого объекта, да и бессмысленно, потому что при взаимодействии с этим объектом у каждого возникают свои эмоции, как и при вступлении в диалог с любой другой архитектурой.


Еще одним объектом, идея которого была навеяна христианским искусством, является “Иконос” Валерия Кошлякова. Художник заметил, что вся архитектура русских икон совершенно не натуроподобна. В процессе исследования он дал подобным постройкам название “иконос” и начал сам создавать рисунки, похожие на те произведения, которые создавали древние мастера. В рамках этого проекта ему удалось реализовать один из своих макетов в реальном пространстве. Сам автор пишет: “Изломанная форма - монумент отверженного духа”, и этим еще больше подчёркивает образ отрешенности от привычной обыденной жизни.


Игорь Макаревич и Елена Елагин, "Арт-галерея в землянке", 2020


Чем дальше в лес, тем больше встречается необычных архитектурных форм. Здесь и “арт-галерея” в землянке Игоря Макаревича и Елены Елагиной, в которую тоже нужно спускаться, и “Бункер” Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой, и “Лабиринт” Юлии Несис, как обязательный атрибут любой приусадебной садовой архитектуры.


Группа “Художественное Уединение”, "Парфен позитив", 2020


Отдельное внимание хочется уделить еще одному архитектурному объекту, созданному на этой выставке - “Парфен позитив” группы “ХУ”. По сути его нельзя назвать полноценной архитектурой. Это план древнегреческого храма, воссозданный в крупном масштабе из пней и бревен. Снова, как и в работе “Соборный шатёр шалаш” возникает некоторый диссонанс, ведь эти храмы строились из камня, а не из дерева. Всё это верно, однако в России традиционным материалом для построек являлось и сейчас продолжает применяться дерево, поэтому художники для своего объекта выбрали именно его и тем самым позволили древнегреческой архитектуре мимикрировать под русскую лесную среду.


Группа “Художественное Уединение”, инсталляция "Фуршет", 2020


Присутствует на выставке и немного юмористические работы. Например, инсталляция “Фуршет” группы “ХУ”, в которой деревья играют главную роль - они “несут” подносы с накрахмаленными салфетками, выпивкой и закусками. Всё это, конечно же, можно вкусить! Но, как нам посоветовал один из художников: “Выпить можно реально, а вот закусывать мы рекомендуем визуально”. Недалеко от “Фуршета” расположилась другая инсталляция - “Грибные места”. Вся поляна усеяна анормально большими грибами, шляпки которых заменяют различные головные уборы: полицейские фуражки, шапки-ушанки, козырьки и т д. Кто знает, о чём вы подумаете, увидев такое после Фуршета?


Группа “Художественное Уединение”, "Стадо диких мангалов", 2020


Среди произведений также встречаются инсталляции с социальным подтекстом, как например композиция “Стадо диких мангалов”. Дикие животные уже давно покинули подмосковные леса, уступив свою территорию приезжающим на субботний отдых туристам. Мысль о том, что люди - не главные в царстве животных и привела авторов к идее провести аналогию стада животных со стадом мангалов. Среди железных парнокопытных встречаются и крупные особи, и совсем маленькие мангальчики. Как оказалось, все эти мангалы действующие и в них можно попробовать развести угли и приготовить шашлык. Куратор поделился с нами, что изначально стадо мангалов должно было стоять не в лесу, а посередине дороги, как будто переходя её. Это бы усилило эффект взаимодействия со зрителем, которому для дальнейшего пути пришлось бы пробираться через стадо, бережно обходя каждый мангал. К сожалению, эту идею не удалось реализовать, ведь там иногда проезжают машины.


Ольга Божко, "На распутье", 2020


Присутствует на выставке и интересный блок объектов под названием “навигация: цели, запреты, советы”. В нее входит серия работа Ольги Божко “На распутье”, состоящая из 6 валунов, на которых выгравированы символы компьютерной навигации. Снова происходит сочетание чего-то древнего и сказочного - указательного камня, и навигационных символов виртуального мира. Ольге Божко принадлежит и подножный экспонат “СТОЙ”, выложенный из шишек где-то на краю тропинки. Признаться честно, вначале мы его даже не заметили и прошли мимо. Она настолько сливается с окружающей средой, что заметить её могут только самые внимательные. Данная работа - символ того, что мозг человека способен создать себе ограничения из совершенно случайных предметов, даже из шишек. И подобные запреты иногда стоит уметь обходить.


Роман Сакин, "Карманная галерея", 2020


Если вам всё ещё не хватает интерактивности, то работы Романа Сакина, представленные на этой выставке, помогут заострить ваше внимание на мельчайших деталях леса. Первая его работа - это карманная галерея, которая выдаётся всем желающим. В процессе прогулки ее можно оставить на любом месте и тем самым организовать небольшую выставку, размером чуть больше ладони. Нам кажется, что это хорошее упражнение для того, чтобы научиться видеть не только общие вещи, но быть наблюдательным и чутким к деталям.


Другой прибор Романа Сакина - это “Нюхоскоп”. Он создан для концентрации ощущений запахов разных растений и предметов. По своему устройству нюхоскоп совсем прост - это банка с отрезанным дном и закупоренной крышкой, в которой есть отверстие для трубочки. На выставке нюхоскопы стоят на совершенно разных растениях: начиная от травы и крапивы, заканчивая ветками кустарников и упавшими шишками. Есть даже нюхоскоп, настроенный на запах лужи. По словам создателя инструмента, подобный метод познания запахов вокруг позволяет почувствовать их более тонко и услышать индивидуальность каждого.


Франциско Инфанте и Нонна Горюнова, “Вертикаль-горизонталь (паутина)”, 2020


Последний для нашей статьи, но далеко не последний для всей этой выставки объект - это “Вертикаль-горизонталь (паутина)” Франциско Инфанте и Нонны Горюновой. Художники натягивали тонкие нити между стволов около 4 дней, стремясь поймать потоки солнечных лучей, чтобы заставить свою работу взаимодействовать с игрой лесного света. У них это получилось. Просачивающиеся сквозь мохнатые еловые ветви лучи скользят по полупрозрачным струнам, как по паутине.

Франциско Инфанте на монтаже работы “Вертикаль-горизонталь (паутина)”, 2020


На выставке галереи Jart “ЧА ЩА. Выставка в лесу” вы встретите ещё множество интересных арт-объектов, каждый из которых заслуживает отдельного внимания. Но мы не будем раскрывать все тайны и сохраним небольшую интригу. Ведь объём тех ощущений, которые испытываешь после посещения этой выставки, словами передать не получится. Нужно самим подышать тем воздухом, побродить по тропинкам, увидеть игру солнечного света и ощутить лёгкий ветерок на щеках.




Автор: Асатурова Анна

0 комментариев
bottom of page