top of page

Искусство или грех?


В 2019 году на экраны вышел фильм Андрея Кончаловского – дитя сотрудничества России и Италии – «Грех», повествующий о непростой, полной противоречий, исканий и трудностей жизни великого мастера эпохи Возрождения – Микеланджело Буонарроти. Каким на самом деле был Микеланджело – аскетичным творцом или дерзким бунтарём? Насколько реалистичен портрет героя в фильме? И какие заказчики стоят за самыми знаковыми памятниками Высокого Возрождения? Попробуем разобраться в этой статье.

Само название фильма «Грех» наталкивает нас на размышления. Первоначально киноленту хотели назвать «Монстр»: именно так прозвали огромную мраморную глыбу из Каррары, которая должна была послужить материалом для оформления фасада Сан-Лоренцо во Флоренции. И, конечно, метафорически «монстр» относится и к самому творцу, – так называли Микеланджело современники, восхищаясь его искусством.

Однако название поменяли на существующее, но именно оно наталкивает на основную тему фильма – искупление греха через искусство. Микеланджело как художник и как человек постоянно находится в состоянии внутренней борьбы. Во-первых, ему приходится справляться с постоянной враждой двух самых влиятельных семейств Италии – делла Ровере и Медичи. Во-вторых, у него происходит внутренний конфликт, который сводится к проблеме – что важнее: деньги или искусство? И, в-третьих, его собственные слова о том, что он создаёт прекрасное для людей жадных и нечестных. Поэтому творчество для мастера становится расплатой за его грехи, все готовы простить его за любые ошибки только потому, что перед изяществом и чистотой его творений никто не может устоять.

Микеланджело – творец, преуспевший во всех областях искусства. Ему подвластны и скульптура, и монументальная живопись, и архитектурные сооружения. В фильме показаны несколько самых знаменитых его произведений. Первое из них – статуя Давида во Флоренции. Изначально мраморная статуя должна была украшать фасад собора Санта Мария дель Фьоре, но она произвела такое сильное впечатление на современников, что было решено перенести её с контрфорса собора к стене Палаццо Сеньории. Скульптура удивительна по нескольким причинам: во-первых, это непривычная иконография Давида.

Возьмём для примера скульптуру Давида Донателло. Он изображает Давида совсем незрелым юношей с характерными атрибутами: шлемом, мечом и головой Голиафа у его ног. В работе Микеланджело всё это отсутствует - перед взором атлетичный, подобно греческим фигурам, юноша, без каких-либо вышеперечисленных атрибутов, но именно в этом выражается идея грядущей победы Флоренции. Давид становится символом мощи и силы города. А во-вторых, из-за того, что она предназначалась для высокой точки на фасаде, Микеланджело несколько увеличил её верхнюю часть, чтобы снизу она казалась анатомически верной. Именно поэтому при первом взгляде она кажется слегка непропорциональной, но это ощущение сразу меркнет в блеске натуралистичности, могущества и красоты фигуры.

Но гораздо большего внимания в фильме удостоились отношения Микеланджело с главным его заказчиком – папой Римским. Первоначально Микеланджело служил папе Джулиано делла Ровере – Юлию II, а в 1513 году после его смерти начал выполнять заказы папы Льва X Медичи. В этом состоит главный конфликт всей киноленты - Микеланджело разрывается между денежной выгодой и чувством долга. Дело в том, что ещё при жизни Юлия II художник начал создавать его гробницу. Она должна была стать поистине великим произведением, архитектурно-скульптурным синтезом. Однако после того как папский престол занял Лев X, Микеланджело приходится оставить работу над гробницей и заняться архитектурными заказами. В фильме эта ситуация особенно сильно отразилась на психическом состоянии героя – он мечется, не знает чью сторону занять и что выбрать – честное выполнение работы по контракту с семейством делла Ровере или работу над Сан Лоренцо, порученную Львом X.

Однако не стоит забывать, что перед нами фильм художественный, поэтому нужно быть готовым к тому, что реальная история может отличаться от сюжета. На самом же деле папа Юлий II ещё при жизни сам отзывает строительство гробницы, а деньги направляет на перестройку собора Святого Петра в Ватикане, которую поручил Браманте. Для Микеланджело это стало настоящим ударом, как написал поэт Генрих Гейне: «Мир дает трещину, и трещина проходит через сердце поэта». Микеланджело даже вступает в переписку на повышенных тонах с папой, но уже через год принимает от него же заказ на роспись Сикстинской капеллы. В кино же эти события меняют местами опять-таки для того, чтобы усилить конфликт между двумя правящими семьями, дескать, Медичи переманили Микеланджело к себе, а делла Ровере его подкупили и вернули на свою сторону. Однако в реальности всё было гораздо сложнее и запутаннее. Всё-таки Микеланджело был в первую очередь творцом, болеющим за своё дело, и он всегда стремился к совершенству и относился к ним ревностно и с огромным трепетом. Но вернемся к фильму. Племянник Юлия II продолжает настаивать на создании гробницы, но хочет сократить количество задуманных статуй с 40 до 10. В фильме представлены изначальная модель памятника и одна из главных его скульптур – фигура Моисея. Далее о судьбе этой гробницы умалчивается. На самом деле, она так и не была завершена. То, что мы видим сейчас в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи, – всего лишь фантазии учеников Микеланджело по его эскизам.

Фасад Сан-Лоренцо, вариант которого мы опять-таки видим в фильме, тоже не был воплощен в реальность из-за того, что Микеланджело был привлечён к другому проекту – строительству Новой Сакристии Сан Лоренцо.

Итак, самые крупные его замыслы не воплотились в реальность - Микеланджело постоянно душили временные рамки и денежный вопрос. Кстати, только на то, чтобы спустить того самого «монстра» с вершины, нужно было потратить больше 50 флоринов, что превышало среднегодовую зарплату счетовода или врача в XVI веке. Герой фильма в заключительной сцене говорит: «В своих работах я хотел выразить Бога, но обрёл только красоту человека. Мои творения прекрасны. Ими любуются, но перед ними не молятся, они внушают греховные мысли».

Подводя итоги, хочется сказать, что фильм «Грех» стоит посмотреть всем заинтересованным в творчестве Микеланджело. В киноленте ярко рисуется его портрет, хотя и совсем не точный, но эффектный. Также подробно и реалистично показаны два главных города Италии – Рим и Флоренция, впечатляющие своими контрастами между великолепием памятников искусства и грязных улочек, полных бездомных и куртизанок, но всё это сосуществует в едином пространстве и находится в постоянном конфликте. Поэтому предлагаем вам посмотреть этот фильм и составить собственное представление о драматичной судьбе великого творца.

Автор: Войтова Ксения

0 комментариев
bottom of page