top of page

Секрет успеха COSMOSCOW'19


На днях закончилась одно из самых ярких и масштабных арт-мероприятий в Москве - международная ярмарка современного искусства COSMOSCOW. В седьмой раз она распахнула свои двери для жителей и гостей столицы в Гостином дворе.

Одним из ключевых кардинальных изменений, повлиявших на успех ярмарки в этом году, стало назначение нового арт-директора ярмарки в марте 2019 года - эксперта музейного дела Саймона Риса.

 

Профессионал музейного дела Саймон Рис (род. 1972, живет в Вене) родился в Австралии, изучал историю искусств и философию в Университете Западной Австралии и Университете Окленда, Новая Зеландия. Начал карьеру как журналист, а в 1998 году пришел в мир современного искусства.

В прошлом был директором Музея современного искусства Новой Зеландии и галереи Govett-Brewster, а также программным директором Австрийского музея декоративно-прикладного и современного искусства MAK (2011–2013). Сотрудничал с Центром современного искусства CAC в Вильнюсе (2004–2011), в 2007 году он был комиссаром литовского павильона на Венецианской биеннале.

Он также являлся членом попечительских советов и членом жюри ряда институций и премий по всему миру, включая ярмарки современного искусства в Вене и Окленде, а также российскую премию «Инновация». С 2005 по 2014 год Саймон Рис был частым гостем в Москве, где он занимался исследованиями, и участвовал в совместных межинституциональных проектах, включая ряд громких выставок и мероприятий (в том числе, связанных с Московской биеннале).

 

Саймон Рис - один из немногих людей, кто верит в существование русского арт-рынка и любит русскую культуру. «Cosmoscow – самая динамичная организация из всех, с которыми я работал, а Москва –самый оживленный город, из всех, где мне довелось побывать. Местная культурная среда готова к преображениям, в центре которых находится современное искусство, а главным человеком в центре этих преображений является Маргарита Пушкина. У нее есть собственное видение Cosmoscow и города, которое я рад представить миру.»,- поделился с прессой Саймон Рис. В одном интервью для Forbes господин Рис сказал, что одной из задач для него в этом году стало налаживание коммуникаций cosmoscow с ведущими арт-ярмарками и другими ценоопределяющими институциями в мире, а также привлечение газет, радио и телевидения. Саймон Рис привлёк в этом году две венские галереи Georg Kargl Fine Arts и венско-римскую Galerie Emanuel Layr, Giorgio Persano из Турина, galerie Frank Elbaz из Парижа, C+N Canepaneri из Милана и Quimera из Буэнос-Айреса. Одной из целей нового арт-директора cosmoscow является сделать так, чтобы русские художники были хорошо известны во всем мире и с ними активно работали ведущие мировые галереи.

 

В этом году ярмарке удалось побить рекорды посещаемости - в отличие от прошлых выпусков, число посетителей которых не превышало из года в год - 19.000 человек, в этом году оно возросло до 22.000, включая 7.500 гостей, посетивших превью ярмарки. Стоит отметить, что 19.000 гостей - стандартный показатель для многих международных ярмарок современного искусства, как Affordable Art Fair, Vienna Contemporary и других. В этом году в ярмарке приняло участие 67 галерей, что на 3 меньше, чем в 2018 году. На стендах галерей в общей сложности было представлено 300 художников из 14 стран. В рамках образовательной программы Cosmoscow Talks было проведено более 20 мероприятий. Художником и победителем премии Credit Suisse и Cosmoscow для молодых художников в этом году стал Игорь Самолёт.

Победитель премии Credit Suisse и Cosmoscow для молодых художников Игорь Самолёт.

Ценовой диапазон работ на ярмарке в этом году в среднем составил от €100 до €500.000. К числу главных работ, проданных на ярмарке, относятся произведения немецкого скульптора Стефана Балкенхола, художника Стано Филкоиз Словакии, итальянского художника Альберто Гарутти, американской художницы Донны Хуанки, эстонского художника Яана Тоомика, российской художницы Ольги Чернышевой, российского художника Владислава Мамышева-Монро и других.

По традиции Cosmoscow, каждый год специально-созванное жюри отбирает лучший стенд прошедшей ярмарки - в этом году им стал стенд Artwin Gallery. Победителя определило специальное жюри, в которое вошли Андрей Егоров (Заведующий Научным отделом Московского музея современного искусства), Екатерина Иноземцева (куратор международных программ Музея современного искусства "Гараж"), Николаус Шафхаузен (немецкий куратор, режиссёр, автор и редактор многочисленных публикаций о современном искусстве) и Рита Янссен (партрон Кунстхалле Цюриха).

А музеем года Cosmoscow 2019 стал ММОМА, представивший на своём стенде своеобразный пролог к юбилейной тематической экспозиции «MMOMA 99/19», которая откроется в декабре 2019 года в здании музея на Петровке, 25 (Выставка, приуроченная к двадцатилетию первого в России государственного музея современного искусства, объединит 20 профессионалов из разных областей науки и культуры – от режиссеров и музыкантов до врачей, ученых и рестораторов). В рамках публичной программы ярмарки прошла беседа с Микеланджело Пистолетто, в ходе которой участники обсудили творчество художника, движение Арте Повера, а также резиденцию Читтаделльарте и социальную ответственность искусства. Масштабная выставка Микеланджело Пистолетто пройдет в мае 2020 года в ММОМА на Петровке 25.

Впервые в этом году музей современного искусства "Гараж" принял участие в некоммерческой программе Международной ярмарки, представив Архив «Гаража» и международный проект «Сеть архивов российского искусства» (RAAN). На стенде посетители смогли увидеть реконструкцию квартиры Владислава Мамышева-Монро на Зубовском бульваре, в которой художник создал фотосерию «Барби» для выставки «Барбизона» в московской галерее RuArts в 2005 году. Центром экспозиции стали вещи из архива Владислава Мамышева-Монро, хранящегося в Музее «Гараж», — косметика, элементы костюмов, статьи, приглашения на выставки и другие исторические материалы. Также на стенде была представлена видеодокументация событий художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга, в которых принимал участие художник. Задача проекта — показать, как формируются и комплектуются архивные собрания, как одно событие из жизни художника может встроиться в матрицу исторических фактов и явлений.

5 сентября, на открытии Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow галерея ГУМ-Red-Line представила проект «Философия общего дела», инициатором которого стал Гоша Острецов.

В проекте приняли участие яркие представители современного российского искусства: Ольга Божко, Ксения Драныш, Владимир Дубосарский, Олег Елисеев и Евгений Куковеров («ЕлиКука»), Константин Звездочетов, Алиса Йоффе, Людмила Константинова, Ирина Корина, Олег Котельников, Ольга Кройтор, Дарья Кротова, Георгий Литичевский, Миша Most, Сергей Пахомов (Пахома), Павел Пепперштейн, Александр Петрелли, Таня Пеникер, Инал Савченков, Наталья Стручкова, Николай Филатов и Валерий Чтак. Объединенные по принципу диалога художники начали расписывать 140-метровый холст, натянутый на архитектурную конструкцию двухметровой высоты, имеющую очертание спирали с двумя рукавами. Посетители ярмарки смогли наблюдать за работой художников в реальном времени. Вечером 6 сентября коллективная работа над проектом завершилась, а 7 и 8 сентября для просмотра стал доступен окончательный результат акции.

Дизайнерские изыски уже не первый год соседствуют с полотнами и скульптурами на ярмарке Cosmoscow и продолжают привлекать внимание посетителей. Хорошие результаты и в этот раз показала секция Design, в рамках которой своих новых владельцев нашли работы Валентина Лелльманна, Даши Беляковой, Игнацио Гарделлы, Рональдо Сассона, Этторе Соттсасса, Габриэллы Креспи и многих других.

0 комментариев
bottom of page