Творческий дуэт Scenocosme, состоящий из Грегори Лассэра и Анаис мэт ден Анкст был создан в 2004 году. Их работы – это синтез искусства, науки и новейших технологий. В этом году на выставке «Диалоги света и звука» Scenocosme представили инсталляцию «Метаморфия» (Metamorphy), состоящую из вуали, каркаса, зеркала, видеопроектора, 3D камеры, аудиосистемы и потоков света. Все это в ансамбле позволяет зрителю не только услышать звук прикосновения, но и увидеть пятна света, появляющиеся в процессе взаимодействия с вуалью. Задача инсталляции показать, как тактильное воздействие меняет изображение и звук. Выставка «Диалоги света и звука» в рамках международного фестиваля «Видеть звук» продлится до 15 ноября в Государственном центре современного искусства (ГЦСИ).
Вы впервые посетили Москву?
Нет, мы здесь уже во второй раз. В прошлом году мы были приглашены в ЦДХ Французским институтом в Москве. В этом году Французский институт оказал нам поддержку в экспонировании нашей работы Metamorphy в ГЦСИ.
Что представляет собой работа в дуэте?
Мы художественный дуэт, поэтому проживаем и создаем работы вместе. Мы необычно связаны и совместно создаем наши творения. Очень часто в одно и то же время к нам приходят схожие идеи и мысли. Размышление двух людей над одним произведением позволяет сразу же извлекать миллион других. Вместе мы технически и пластически реализуем проект. Возможность обмениваться мыслями и компетенцией имеет очень важное значение.
В чем особенность Ваших проектов?
С самого начала мы придумываем и изобретаем интерактивные работы, которые психологически и социально вовлекают зрителей. За последние 10 лет мы опробовали разные технологии, чтобы реализовать наши инсталляции, работая «рука об руку», продолжая учиться на практике. Одна из наших особенностей — это никогда не ставить на первое место цифровые средства, а по большей мере создавать «гибрид» с такими природными компонентами, как растения, деревья, камни, вода. Мы также работаем над изучением наших зрителей и приглашаем сделать их поведение, жесты или позу частью нашего творения. Мы твердо решили выдвинуть на первое место произведения, чувствительные к материальной энергии человеческого тела, такой как электростатическая энергия, тепло, дыхание. Мы реализуем работы, в которых вовлечены тактильные ощущения. Все находится в непосредственном контакте с природой — кожа отражает звуки движения мира, а через нее мы и воспринимаем все, что вокруг нас.
Правильно ли я понимаю, что задача «гибрида» — объединить несколько аспектов восприятия?
Да, ведь, создавая интерактивные работы, мы находимся между пластической инсталляцией и живым спектаклем. Интерактивные инсталляции в первую очередь говорят о визуальных и звуковых связях. Мы стремимся спровоцировать связи, взаимообмен зрителей. Наши работы созданы из малых форм, неразрывно соединенных с чувственным опытом.
Получается, Ваши работы являются еще и некими посредниками?
Да, мы рассматриваем их как «посредников» между людьми. В качестве примера можно назвать работу Light Contacts: она оживает после встречи с двумя или более участниками. Если будет всего лишь один человек, то ничего не произойдет. Зритель обязательно должен попросить кого-нибудь коснуться его тела, чтобы образовался звук и свет, которые в зависимости от интенсивности перейдут в генерируемую энергию. Из звука и света мы собираем язык чувства.
С помощью Akousmaflore, к примеру, мы составляем язык растений. Каждое из них через звук и голос реагирует на контакт с человеческим телом. Они отмечают характер, индивидуальные особенности голоса, поведение, ответные реакции, эмоции и приближение зрителя.
Инсталляция Lights Contacts продолжают эту рефлексию, когда звук и свет генерируются после контакта человеческих тел. Мы предлагаем чувственный опыт, с помощью которого мы передаем наши звуковые и световые энергетические (электростатические) контакты другим. Это пространство для общения генерируется из встреч — световые и звуковые вибрации проявляются очень слабо, они зависят только от электростатических обменов с помощью контактов между зрителями. Звуковые текстуры действительно развиваются в зависимости от близости энергетической интенсивности тел.
Ваши работы можно назвать изобретениями, так как для создания каждого нужно получить опыт не только в искусстве, но и в науке?
Это верно, мы интересуемся, каким образом кожа влияет на связи между зрителями. Мы изучаем ее силу взаимодействия и прикосновения с другими объектами: ласковые прикосновения играют с телом так же, как, к примеру, извлекается звук из музыкального инструмента. Использование в искусстве подобных технологий позволяет нам получать рабочие инструменты, открывающие нам неожиданные дороги. Мы изучаем и искажаем технологию, чтобы извлечь оттуда жест, поэтическую жилку. Поэтому нам нужно много времени для исследований и экспериментов.
Какую роль играют современные технологии в вашем творчестве?
Технологии, которые мы предлагаем, оживляют произведения, делая их иногда непредсказуемыми. Программирование дарит нам возможность творить, прогнозировать разные варианты развития событий за пределами нашего воображения. В свою очередь, созданные нами электронные датчики позволяют думать иначе или более точно определять реальность. Они расширяют наши чувства, дают нам возможность создавать произведения, способные к чувственным восприятиям и ответным действиям, иначе говоря, реагирующие на разные воздействия (присутствие, контакт, прикосновение, слушание). Эта технология предлагает нам по-другому изучать жизнь и обращать внимание на невидимые взаимообмены, которые присутствуют в природе.