В последнее время музеи классического искусства часто становятся площадками для проведения выставок искусства современного. Так, 11 декабря в ГМИИ открылась выставка видеоработ современных авторов из разных стран, которая проходит вместе с экспозицией «Вечные темы искусства» в рамках Международного музыкального фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера».
Выставка призвана показана раскрыть возможности видеоарта. Авторы своими инсталляциями доказывают, что видеоарт может представлять не только современные тенденции, но и стать способом нового понимания работ старых мастеров. Выставка поделена на несколько этапов и продлится до 15 февраля 2016 года. До 31 января посетители смогут ознакомиться с работой российских художников Галины Мызниковой и Сергея Проворова «Капель», связывающих сюжет своего творения с одной из работ фотографа Генри Питч Робинсона.
А видеоинсталляция «Время ожидания» Алекс Верхаст из Бельгии служит отсылкой к работам старых мастеров. Центром ее Алекс делает групповой портрет семьи, потерявшей отца. Наряду с групповым изображением, у каждого члена семьи есть свой личный портрет, которому соответствует определенный натюрморт, навеянный произведениями голландских мастеров. Все эти изображения одновременно представляют собой видеозаписи. Такой жанр видеоискусства – изобретение отнюдь не сегодняшнего дня: в свое время этот прием использовал Энди Уорхол, на протяжении нескольких минут снимая определенный предмет.
С 12 по 14 января в музее будет проводиться показ видеоинсталляций «Разумная свобода» Кристины Лукас из Испании, взявшей за основу картину Делакруа «Свобода, ведущая народ», а с 15 января по 15 февраля публика сможет увидеть работу «89 секунд в Альказаре» Ив Суссман из США, представляющую собой поиски ответов на вопросы, касающиеся королевской четы, запечатленной на картине Диего Веласкеса «Менины».
Задумка художников связать живопись и видео понятна и вполне объяснима. Мы часто называем кинофильм картиной, а экран, используемый в кинотеатрах, по своей сути является холстом. При этом, описывая живописное полотно, отображающее исключительно конкретный фрагмент в отличие от видео, мы всегда будем говорит о действии или о его отсутствии. Эти сферы тесно связаны между собой, несмотря на разные способы подачи материала.
Выставка продлится до 15 февраля 2016 года в Главном здании ГМИИ
Текст: Лия Окрошидзе
Фото: Алёна Дерингер