top of page

Зачем художнику ехать в Выксу?


В Выксе в Нижегородской области по инициативе фонда «ОМК-Участие» в августе в здании бывшего кафе «Волна» открылся одноименный культурный центр. Он стал новым современным общественным пространством Выксы с насыщенной публичной программой и домом для одной из ведущих в России арт-резиденций «Выкса» (Vyksa AIR). До 15 декабря продолжается прием заявок от художников на участие в арт-резиденции в Выксе в 2023 году. Трое художников-резидентов прошлых сезонов Выксы специально для 1artchannel рассказали про свои проекты и опыт пребывания. Олеся Лавриненко

Олеся Лавриненко и Саша Госмант

В резиденции я работала 5 недель вместе с художницей Сашей Госмант. За время пребывания в Выксе мы познакомились с историей города и изучали архивные материалы. По итогу резиденции мы открыли выставку «Свидетели» в музее Баташовых, она продлится там с 19 ноября по 19 декабря. Проект посвящен вневременной тревоге, простирающейся от прошлого к будущему, ещё он о безмолвных наблюдателях происходящих перемен. В проект входят фотографии, графика в технике цианотипии, а также объекты, выполненные из найденой в Выксе, Муроме и Гусе Хрустальном керамической и стеклянной советской посуды. С Сашей Госмант мы познакомились во время учебы в ИПСИ и уже делали несколько совместных проектов, но не работая вместе изначально. Здесь же у нас получился синтез в работе. Для выставки были собраны сервизы, которые, как все мы помним, хранились в сервантах, а при особых случаях участвовали в застольях и были свидетелями разных событий. Граненые стаканы, вазы, салатницы - складываются в новые формы и растворяются в них, но при этом не утрачивают отголосков узнаваемых образов. Цианотипные отпечатки, сделанные с этих форм, являются отголосками прошлого, но не исключают новых интерпретаций.

Персональная выставка Олеси Лавриненко и Саши Госмант «Свидетели» в музее Баташовых

Выкса – атмосферный город. Впервые я побывала тут летом на фестивале и успела пожить в уже бывшем здании резиденции. Тогда я обратила внимание на большое количество высоких цветов и растений буйно растущих во дворах. Сейчас Выкса открылась для меня совершенно по иному, за время проведенное в резиденции мы много общались с местными художниками и жителями города, без которых не сложилось бы такого ощущения теплого гостеприимства. Особенно вдохновляющими местами для меня оказались пляж «Русалочка» и башни ДК Лепси. Резиденция в Выксе для меня – это про эксперименты с материалами и работу с контекстом. Нам очень помогло что тут есть мастерские, в которых можно свободно работать, а ещё за время работы в резиденции мы познакомились с Катей Касториной и Катей Голотвиной, мастерами по стеклу и керамике, благодаря которым мы смогли сделать все эксперименты. Про будущие творческие планы я пока загадывать не буду, но точно скажу что продолжаю работать над новой серией живописи, которую хочу в скором времени показать собраным проектом.


Даня Пирогов

Фотограф: Юлия Шмелева

Я работал в резиденции в течение 1,5 месяцев в августе-сентябре 2022. Итогом моей работы стала персональная выставка "Археология. Неуместное", посвященная особенностям современной и исторической Выксы. Для проекта я работал с бетоном, проволокой, калькой (это мои основные материалы), а также с разными объектами, найденными в Выксе (шлаковые камни, старые скворешники, одежда). Мне было интересно поработать с темой неуместного артефакта - предмета, которого не должно быть согласно истории, но он есть. В течение пребывания в Выксе на основе личных наблюдений в городе я выявил ряд закономерностей, которые совместил в один мифологический ландшафт. Проект сформирован из «Правил» или закономерностей, которые я выстраивал из увиденного в городе. Начиная от правил древних и современных ритуалов, до архитектурных форм и логики поведения горожан в среде. Я проводил связи между древними украшениями народа мурома и формой современных калиток в частном секторе или, например, между обилием вывесок «ритуальные услуги» и ритуалами погребения, которые были на этой территории в 9 веке. Центральным элементом на выставке была большая инсталляция из проволоки и кальки, посвящённая переосмыслению ритуалов древних народов, населявших территорию Выксы до создания города.Всего на выставке было представлено порядка 20-25 работ: скульптуры, графика, инсталляции.

Персональная выставка Дани Пирогова "Археология. Неуместное"


Для меня резиденция была возможностью вырваться из привычного контекста и в одиночестве сосредоточиться на своей практике. Выкса - спокойный тихий город с размеренным ритмом. Меня вдохновляли тихие дворы с деревянными постройками недалеко от резиденции, а также пруды. Вода всегда помогает сосредоточиться, особенно, когда её так много. Мне удалось поэкспериментировать и сделать новые шаги, которые раньше сделать боялся: например, я по-новому раскрыл пластику моих бетонных скульптур, а также плотно поработал с контекстом.


Мне нравится, когда смена обстановки происходит периодами: иногда хочется месяц плотно работать и не отвлекаться, а иногда весь график формируется из встреч и посещения выставок. Что касается Выксы, я попал туда сразу после другой, групповой резиденции на Урале, поэтому для меня сосредоточенная работа в мастерской и одиночные дрейфы по городу были очень кстати. На первую половину периода моего пребывания в Выксе выпало много событий: дизайн-выходные, Выкса-фестиваль, Слёт институций Гаража – бБыло очень много всего активного и интересного!

На данный момент готовится несколько проектов в Москве и Нижнем Новгороде с моим участием. В ближайших планах - расширение географии моих проектов, а также поиск сотрудничества с галереями - сейчас я работаю как независимый художник. Также хочется продолжать делать ленд-арт объекты, это для меня очень важное направление!


Катя-Анна Тагути

Катя-Анна Тагути

Я работала в резиденции с 15 сентября по 18 октября. Итогом была моя выставка в краеведческо-художественном музее братьев Баташевых, в которой я использовала археологический материал из музейного фонда: предметы, найденные в археологических раскопок Выксы и ее окрестностей. Это доисторические черепки глиняной посуды с декоративными вмятинами, напомнившие мне азбуку Морзе, сигналы далекого прошлого. Каменные зубила, наконечники. Для меня это было особенно важно – свести в одно пространство тотально далекое прошлое, наше советское прошлое и настоящее. Меня не вдохновляет природа, скорее я люблю и меня интересует человек и все, что с ним связано: археологические находки; архитектура; кинофильмы; фотография. Тема проекта звучала так: РОДИНА & Бетонный забор ПО-2 Во время двухлетней работы над моим предыдущим проектом Бумага & Архитектура появилось несколько графических листов, с которых начала сформировываться серия Родина. Она, в свою очередь, была посвящена бетонному забору («плита ограды ПО 2» с ромбиками) – символу советского и постсоветского конструктивизма. Его спроектировал в семидесятых годах архитектор Б. Лахман в отделе «технической эстетики». Из трех эскизов выбрали этот ПО-2, самый простой, самоочищающейся формы, с которой пыль и грязь смываются дождями. Изначально ПО-2 использовался для ограждения и звукоизоляции строительства, охраны воинских частей, производственных предприятий, тюрем и других важных объектов, доступ на которые нужно ограничить.

Персональная выставка Катя-Анна Тагути в краеведческо-художественном музее братьев Баташевых


Бетонный монолитный забор остался в качестве советского наследия, с которым современная Россия до сих пор не может расстаться. Создавая серию работ на эту тему я испытывала двойственное чувство. С одной стороны, в выверенных, как будто по золотому сечению, пропорциях, в самом материале, бетоне, – я вижу красоту строгого минимализма и даже отсылки к искусству Древнего Рима. С другой, меня раздражают и беспокоят, как утратившие смысл функции, так и масштабное распространение ПО-2. Из советского символа он превратился в метафору нашего времени – преградить, запретить, скрыть. А еще – бросить и забыть. Руины – благоприятная среда для размышлений о прошлом, настоящем и будущем, а также о том, что архитектура и здания — буквально корабли, машины для путешествий во времени. Я привезла в Выксу три больших холста (около 110/160 см) и несколько маленьких (40/60 см).Последняя работа в технике ассамбляж, где я использовала найденный на улице в Выксе ржавый фрагмент железа. Три картины я написала по мотивам Выксы, среди них выксунский вариант забора ПО-2.

В арт-резиденции Выксы все направлено на то, чтобы тебе было уютно и беспроблемно работать и жить. Очень дружелюбно настроенная и вместе с тем неназойливая среда, где тебе могут помочь в любой момент, даже ночью. Арт-резиденции в принципе – отличный формат, чтобы вырваться из своих заученных маршрутов, поместить себя в неизвестное и непонятное состояние на определенный срок, когда ты должен произвести результат. Это вызов самому себе. Ты боишься, что не оправдаешь затрат и надежд, что не сможешь аккумулировать незнакомые тебе вибрации. При этом ты начинаешь включать другие рецепторы, интуицию, отдаешься новым ощущениям. И именно в арт резиденции происходит upgrade как твоих творческих навыков, так и человеческого общения. Что касается будущего, то сейчас меня больше всего привлекает инсталляции, как форма пространственной композиции из различных элементов и являющая собой художественное целое. Это как бы большая картина, в которой ты можешь перемещаться, слышать звуки, далекие и близкие, быть почти в темноте и вдруг находить свет. Я бы очень хотела реализовать два своих замысла в этом формате.


0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page