top of page

Ксюша Чеховская о крупнейшем в России международном фестивале мультимедийного искусства INTERVALS

С 27 апреля по 1 мая в Нижнем Новгороде состоится крупнейший в России международный фестиваль мультимедийного искусства INTERVALS. В 2024 году мероприятие станет максимально насыщенным — INTERVALS продлится рекордные 5 дней, за которые гости смогут посетить выставки, концерты, аудиовизуальные перформансы и образовательную программу, часть которой подготовит команда Intervals Festival, а часть — Британская высшая школа дизайна. Ежегодно фестиваль посещает более 100 тысяч зрителей и с каждым разом интерес к событию только растет.


INTERVALS 2019


Организаторы INTERVALS 2024 — компания dreamlaser и куратор Ксюша Чеховская. Фестиваль проходит при поддержке правительства Нижегородской области и АНО «Центр 800» и станет первым крупным мероприятием в рамках событийной программы «Культурной столицы 2024 года» — нового статуса Нижнего Новгорода на этот год. О фестивале мы решили узнать подробнее у Ксюши Чеховской.


Ксюша Чеховская


Расскажите для тех, кто не знаком с INTERVALS, почему фестиваль возник именно в Нижнем Новгороде?

Я считаю, что Нижнему Новгороду очень повезло с нами. Когда Intervals зарождался, а наша история началась еще в 2015 году, Нижний Новгород нельзя было назвать центром притяжения медиахудожников. Здесь не было никакого медиаарт-комьюнити, не проводились хакатоны для медиахудожников, не было виджейских вечеринок или выставок медиаискусства, в отличие от Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. С этой точки зрения наш фестиваль начал развиваться в пустом поле, где на тот момент не происходило крупных культурных событий, кроме AFP и «Арт-оврага», которые проходили по соседству. 



Однако основатели фестиваля и соорганизаторы, компания dreamlaser — нижегородцы, и другие варианты о том, где проводить фестиваль, кроме как в Нижнем, даже не рассматривались. И в 2019 году, когда мы провели наш первый масштабный трехдневный фестиваль на 12 городских локациях одновременно, мы увидели, насколько Нижний Новгород идеальная площадка для нас. Он очень живописный и спокойный, с небольшим историческим центром, который можно обойти пешком, со множеством видовых и интересных архитектурных локаций. Кроме того, до него легко добраться, например, из Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, и здесь нет перенаселения и толп людей при наличии развитой инфраструктуры.


Какие задачи ставит перед собой и решает фестиваль?

Мы просто сами хотим посмотреть все эти инсталляции и выступления в Нижнем Новгороде, а не охотиться за ними, летая по всему миру. А если серьезно, то одной из наших стартовых миссий было в первый раз показать широкой аудитории, что такое медиаискусство, и познакомить с людьми, которые его создают. 


INTERVALS 2019


Сейчас мы уже видим, как повышается общий уровень насмотренности наших зрителей. К примеру, в 2019 году любую инсталляцию в основном называли лазерным или световым шоу, даже если таких инструментов художник не использовал. А сейчас мы видим разгорающиеся в интернете дискуссии об увиденном на фестивале или в анонсе, и то, что люди ориентируются на знаковые для них имена, искренне радуются возвращению некоторых художников в лайн-ап или появлению новых. Поэтому мы продолжаем работать над вариативностью наших форматов, больше экспериментируя, добавляя перформансы и музыкальные события и объясняя, что на самом деле никаких правил и рамок нет, что медиаискусство — это необъятная сфера, где каждый может найти что-то для себя. В том числе молодые художники, которые только начинают свой путь и знакомятся с разными формами медиаискусства через наш фестиваль. 


INTERVALS 2019


Большое внимание на фестивале уделяется исследованию городской среды? Какие наблюдения вы успели зафиксировать за все время существования фестиваля?

Это правда, мы с большим вниманием и любовью отбираем локации фестиваля. Практически все организаторы — нижегородцы, а у меня, например, еще и архитектурное образование. Поэтому обычно мы можем найти интересную и подходящую под конкретный медиаарт-проект городскую локацию, даже не гуляя по городу, а просто вспомнив свои самые любимые места. 

Начинали мы со зданий и мест с незаслуженно печальной историей, к таким можно отнести некогда заброшенное здание нынешней Академии Маяк и пакгаузы на Стрелке — последние несколько лет назад были в аварийном состоянии и под угрозой сноса. И Нижполиграф с облупленными стенами и трещинами на грязных окнах. В нашей новой реальности это уже реконструированные образовательные, культурные и деловые центры, в которые одно удовольствие приглашать и художников, и зрителей.

Это, наверное, то наблюдение, которое больше всего бросается в глаза. А так еще приятно, что многие иногородние зрители, благодаря фестивалю, открывают Нижний по-новому, и мы становимся для них проводниками, показывая нечто большее, чем стереотипные туристические места крупного российского города, вроде церквей и кремля. Туристы, например, редко бывают в парке «Швейцария», на территорию которого в этом году мы снова зовем своих зрителей — там будет лэндскейп-инсталляция BEACONS от Саши Коджо и Алисы Давыдовой в березовой роще, а также купольные работы от Claude (Корея) и Meshsplash в Планетарии 1.


INTERVALS 2019


Какое место на фестивале занимает музыка? Насколько важную роль она играет? 

Во-первых, музыка и звук — неотъемлемая часть всех инсталляций фестиваля, потому что это сильно влияет на иммерсивность и помогает вовлечь и отгородить зрителя от уже и так шумного во всех смыслах городского пространства. Иногда нашей аудитории настолько нравится звуковая составляющая инсталляций, что они обращаются к нам, чтобы узнать, как можно найти «тот самый трек». Тут, конечно же, ответ один: отдельные треки найти нельзя, ведь звук создается специально для каждой инсталляции, и мы можем лишь подсказать имена саунд-артистов. Во-вторых, каждый год у нас есть музыкальная программа, которая будет особенно насыщенной в 2024 году. Мы демонстрируем, как синтез известных музыкантов и мультимедийных художников может менять восприятие выступления и пространство, в котором все происходит. Также наша музыкальная и перформативная программа включает уже сложившиеся аудиовизуальные кейсы, которые изначально задумывались с этим синтезом, как, например, у Howie Lee — электронного музыканта из Китая, который выступит на концерте-открытии 27 апреля и ночной музыкальной программе 28 апреля.


INTERVALS 2019


Как вы считаете, где грань между искусством и дизайном? И учитываете ли вы эту градацию при отборе художников?

В нашем лайн-апе каждый год присутствуют медиадизайнеры или арт-директоры из коммерческой сферы, которых мы определяем как художников в нашей публичной и внутренней коммуникации. Это происходит потому, что они создают творческие работы, воплощая исключительно свои идеи, не имея креативного брифа от организаторов. Эта практика распространена во всем мире, когда у студии, с одной стороны, есть обширный опыт в коммерческих проектах для брендов и событий, а с другой — работы для фестивалей, выставок или ярмарок.


Когда студия разрабатывает новую инсталляцию для фестиваля, все происходит на основе доверия с нашей стороны. Однако иногда, несмотря на предоставленную свободу, художественной работы не случается, и вместо этого получается что-то вроде аттракциона, интерактивной игры, шоу или красивого мультимедийного сетапа.


Можно долго проводить анализ каждого конкретного кейса, чтобы понять, почему это произошло, или, точнее, почему это не произошло. Но проще обратить внимание на то, создаются ли у вас, как у зрителя, эмоциональные связи с инсталляцией, можете ли вы интерпретировать ее по-своему. Это лучше всего поможет отличить искусство от дизайна.


В этом году в фестивале принимает участие Британская Высшая Школа Дизайна?

Британка курирует часть нашей образовательной программы, что помогло усилить состав спикеров новыми именами и добавить прикладных тем, которые важны для всех, кто хочет начать работу в мультимедиа-индустрии. Кроме того, фестивалю важно поддерживать молодых художников. Поэтому команда выпускников курса «Мультимедиа-дизайн» Британки примет участие в выставочной программе и покажет свою инсталляцию Connection. Я думаю, для вчерашних студентов — это очень крутая возможность показать свои работы сотням тысяч зрителей и получить опыт реализации проекта в реальных условиях.


Чем будете удивлять гостей в этом году?

Каждый год, когда начинается разработка программы будущего фестиваля, кажется «чем еще можно кого-то удивить после шести фестивалей?». А в конце сожалеешь, что нельзя уместить в одну программу все, что хочется, потому что удивительного еще очень много!  Например, в этом году у нас будет мэппинг от hilights.studio, которым можно управлять с телефона. Кто-то скажет, чего тут удивительного? А теперь представьте игру в формате интерактивной инсталляции на несколько тысяч зрителей одновременно — для нас это интересный эксперимент. Sila Sveta презентует у нас в пространстве ЦЕХ * одну из инсталляций «Музея Света», открытие которого ожидается в Москве в этом году. Также будет крутая инсталляция Storm в пространстве HIDE от молодых художников из s — lab в коллаборации с Тинькофф и мэппинг от Тele2 на «Маяке». Из работ от иностранных художников, думаю, всем запомнится идеальная интеграция инсталляции HORIZON от испанской студии Playmodes в пространство белого зала Выставочного пакгауза, расположенного на Стрелке. Также корейский художник Claude готовит потрясающую купольную работу для Планетария 1. Я могу долго перечислять, уверена, что каждый найдет много удивительного для себя среди инсталляций!


INTERVALS 2019


Как попасть на фестиваль?

Вам нужно просто приехать в Нижний Новгород. Все инсталляции фестиваля, с которыми можно ознакомиться на нашем сайте или в соцсетях, будут работать с 28 апреля до 1 мая со свободным входом для зрителей всех возрастов. Образовательная программа требует предварительной регистрации, но вход также бесплатный. А на концерт-открытие, ночную музыкальную программу и AV-перформансы вход по билетам, их можно приобрести заранее. 


0 комментариев
bottom of page