Билл Виола в 2017 году на выставке «Билл Виола — Инсталляции», Hamburger Deichtorhallen
Фото: Axel Heimken/dpa
12 июля 2024 года в возрасте 73 лет скончался один из самых заметных видеохудожников современности — Билл Виола. Родившийся в 1951 году в Нью-Йорке в верующей, но не воцерковленной семье, он часто обращался в своем творчестве к религиозным сюжетам. В развитии его визуального языка христианская традиция сыграла важную роль. Многие арт-критики называют его «Рембрандтом эпохи видео» и «Высокотехнологичным Караваджо», однако мнения в арт-сообществе расходятся на этот счет. Например, редактор немецкого журнала об искусстве Дженс Хинриксен в своей статье «Ohne Angst in die Tiefe» (в переводе с нем.яз. «Без страха в глубину») высказал некоторые сомнения о том, что Виола внес значительный импульс в историю видеоискусства. Относиться к творчеству Виолы можно по-разному, однако, по мнению журналиста Кристиана Фаренбаха, «самой большой заслугой Виолы можно считать тот факт, что видеоработы сейчас признают искусством».
Персональная выставка Билла Виолы «Путешествия души» в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва, 2021
Билл Виола получил докторскую степень в частном исследовательском университете в городе Сиракьюс, который находится в центральной части штата Нью-Йорк. Виола много путешествовал, погружаясь в исследование дзена и суфизма, что сказалось на проявлении темы трансцендентности и духовных практик в его произведениях. Однако, несмотря на интерес к старым мастерам, Виолу манили технологии. С 1974 по 1976 год он работал техническим директором в Center Art/tapes/22 во Флоренции, где познакомился с такими художниками, как Нам Джун Паик, Брюс Науман и Вито Аккончи, которые создали там свои видеоработы. С 1983 года Виола выступал в качестве лектора для Advanced Video в CalArts недалеко от Лос-Анджелеса.
Персональная выставка Билла Виолы «Путешествия души» в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва, 2021
Для его произведений характерно использование электронных звуков и замедленных изображений, с помощью которых он исследовал феномен времени, а в качестве основных элементов своего визуального языка Виола часто использовал образ огня и воды. Выставки Виолы никогда не оставляли равнодушными даже самых привередливых скептиков — каждый раз зрители погружались в особую атмосферу, переживая захватывающий опыт. В России произведения Виолы можно было увидеть в Русском музее в 1997 году и на его монографической выставке «Путешествия души» в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 2021 году.
Comments