top of page

Всё, что нужно знать об арт-кластере "Таврида"


В этом особенном году неожиданно громко и активно проявил себя Форум «Таврида», на антишколе по современному визуальному искусству собралась команда галереи «Триумф», MosArtSchool, ЦСИ «Винзавод» и другие. Поэтому мы решили побольше узнать, что на самом деле такое «Таврида», которая ставит любовь, мир и искусство в основу построения Нового Будущего. Мы воспользовались шансом поехать на это событие летом и взять интервью у руководителя арт-кластера «Таврида», Сергея Першина - человека, который участвовал в создании проекта с зарождения идеи.

Сергей Першин - генеральный директор АНО "Центр развития культурных инициатив", руководитель арт-кластера "Таврида"


- Можете рассказать историю «Тавриды»? Как родилась идея? Какая изначально была миссия проекта?


- Сразу хотел бы сказать, что я не могу себя позиционировать как автор этой идеи. Скорее я был приглашен к реализации замысла, который изначально заключался в необходимости сформировать профессиональные сообщества людей, представляющих сферу искусства и креативных индустрий. Прошли годы, которые отложили свой отпечаток на проект и на нас самих. Сегодня мы уверены, что креативные индустрии – это один из возможных двигателей экономики будущего. Поэтому мы помогаем развиваться творческим людям со всей России и не только.

- Почему Крым? Было ли одной из целей проекта развитие региона?


- Мне кажется, что Крым в данном случае – очень подходящая площадка, ведь он вдохновляет. И, конечно, мы добавляем к ценностям этого места важный смысл: здесь формируется новая российская культура. Хотелось бы сделать Крым не просто родным, но и полезным для молодых российских творцов. Создать здесь такую экосреду, чтобы через 5–7 лет российскую культуру двигали новые звездочки, в том числе, и за пределами нашей страны.

- Чем Вы вдохновлялись при создании этой модели работы с креативным сектором? Есть ли преемственность в том, что делали в Советском Союзе, или опыт инициатив тех лет никак не влиял на идею?


- Насколько я знаю, аналогов такого проекта в России нет, и за ее пределами в таком масштабе тоже не припомню. В отношении приведенной вами взаимосвязи мне вспоминаются слова из «Интернационала»: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем / Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем – тот станет всем!» В моем представлении, у каждой индустрии культуры есть свой бэкграунд, который сам по себе влияет на развитие новых форм. Я даже не совсем понимаю, как правильно было бы ответить на ваш вопрос. Культура и искусство – это бесконечный процесс, в котором одно наслаивается на другое или произрастает из чего-либо. Вдохновляясь чем-то на Западе, мы должны понимать, что и они в свою очередь ориентировались на то, что делали, например, Дягилев или Малевич. Каждый из них безусловно оказал влияние на формирование новой европейской культуры. В этом мире все взаимосвязано, поэтому я бы не стал утверждать, что то, что мы сейчас делаем, берет начало только из советского прошлого.

- Интересно, что Вы упомянули Дягилева, чьи идеи в какой-то момент перестали принимать в России, и ему пришлось уехать на Запад. В то время как сейчас, получается, происходит противоположное – государство дает возможность талантливым людям свободно развиваться у себя в стране.


- Очевидно. Потому что государство понимает, что это история про будущее. Что только правильное взаимодействие корпоративного сектора с творцами, гос. управления (министерств, ведомств) с творцами сегодня может давать эффективные решения. Недавно я участвовал в дискуссии про человека будущего и сказал, что человек будущего – это все-таки человек системный, но с креативным потенциалом. А мне в ответ собеседник ответил: «А будет ли человек будущего? Может быть, это скорее команда будущего». Потому что динамика, количество задач, быстрота реакции, количество инструментов, которые ты должен использовать, возможно, станут такими, что только команды с участием творцов, визионеров, людей креативных индустрий в связке с людьми-управленцами, представителями технических профессий будут самыми успешными. Это своего рода такое взаимодействие и сотрудничество.

- Проекту 6 лет. Видите ли Вы эволюцию в развитии аудитории фестиваля и форума с 2015 года, может быть, даже развитие самих себя? Какова специфика работы с новым поколением? Получилось ли Вам создать сообщества креативных индустрий, как вы и хотели?


- Как я упомянул ранее, мы начали с того, что постарались объединить сообщества. И соразмерно этой идее были приложены организационные усилия – мы сделали форум «Таврида» и создали на тот момент 5–6 смен по разным направлениям. Мы радовались возможности впервые объединить этих людей. Сегодня форум включает в себя до 15 различных антишкол по разным направлениям искусства и культуры. Форум стал как большая воронка, через которую мы просеиваем тысячи творческих потенциалов и из них можем выбирать тех, кому действительно не хватает возможности вырасти и реализовать свою идею. И мы помогаем им в этом. Также есть фестиваль «Таврида – АРТ» – площадка, объединяющая все направления одномоментно: музыку, изобразительное искусство, театр, литературу, хореографию и т.д. Фестиваль – это место реализации, где мы показываем проекты наших резидентов. Появился арт-парк, который привлекает обычных отдыхающих и туристов, стремящихся сюда. Четвертый элемент – арт-резиденция, строительство первой очереди которой мы закончим к концу 2022 года. Это место, где прошедших через нашу «воронку» людей мы сможем развивать дальше, воплощать с ними вместе какие-то совсем невозможные проекты. Невозможные с точки зрения ограниченности времени, как на смене в рамках форума, которая длится 6 дней.


В будущем мы хотим, чтобы здесь появилась экосреда в широком смысле этого слова, чтобы это место обрастало стартапами, какими-то производствами, необходимым продакшеном и стало местом, где творцы живут и здесь же получают все сервисы, могут решать все свои вопросы одномоментно. Такое будущее мы рисуем себе. Творческому человеку важно обладать определенным набором компетенций, в случае отсутствия которых проект не получит должного развития. Творцу нужны компетенции предприимчивого человека, грамотного управленца.

- Планируете ли Вы, чтобы на базе Вашей платформы творцы вовлекались в бизнес-проекты? Стать собственно мостом между ними?


- Да, это и есть создание экосреды. И мы стараемся быть этим мостом прямо сейчас. В том числе благодаря «Тавриде», в 14 субъектах появились арт-резиденции. Мы тренируем и формируем команды. Региональные власти весьма вовлечены, и в этом году к проекту присоединились еще 6 регионов. Т.е. процесс уже происходит сам по себе. В этом году мы даже собрали на одной из антишкол эти региональные инициативы.

- Что такое антишкола? Что, по Вашему мнению, должно измениться в образовании и профессиональных тренингах? Что важно?


- Есть некоторая парадигма для любого выпускника российской школы. Мы вне этой парадигмы. Здесь пространства, которые вдохновляют. Коммуникация между экспертами и участниками максимально тесная и близкая. Я не так давно в stories публиковал видео, где Владимир Коробка (большой специалист по вокалу в России) сидит на просторах этих холмов и разговаривает с ребятами в неформальной обстановке на профессиональную тему с жизненно-философским подтекстом. Море и солнце, безусловно, добавляют соль этому проекту.

- Мы затронули тему образования. Сейчас активно развиваются аналоги университетскому обучению. Онлайн-образование завоевывает большую аудиторию. На Ваш взгляд, насколько важно фундаментальное, классическое образование? Когда Вы отбираете претендентов в свою школу, играет ли роль наличие диплома у кандидата?


- Мы сами не выбираем участников. Выбирают их те школы и институции, которые с нами сотрудничают по каждому направлению. Но, безусловно, я считаю, что базис или, как его еще называют, харды, важен. Конечно, человек-творец должен знать и историю, владеть филигранно основными техниками, он должен понимать традиции, но в то же время необходимо смотреть в будущее и чувствовать момент, в котором он живет. В этом смысле наши партнеры руководствуются не только образованием, которое есть у претендента, а творческим опытом и свершениями, которые у человека уже случились. И, конечно, мы все знаем примеры известных людей в культуре, кто имел образование в совершенно другой области. Например, А.П. Чехов.

- Какие экологические инициативы интегрированы в миссию «Тавриды»?


- Нам здесь ничего даже делать не нужно специально. Новое поколение, которое к нам приезжает, очень ориентировано на эти ценности. И даже если у нас где-то выстроено что-то неправильно или мы не предусмотрели экологичность в тех или иных процессах: от взаимоотношений до использования какого-то реквизита, то нас обязательно поправят. А мы, поскольку являемся открытыми, стараемся это исправить. Например, когда мы начинали проект, то на мероприятиях использовали конфетти и шарики. Сейчас мы от всего этого отказались.

- Открыты ли Вы к сотрудничеству с зарубежными коллегами?


- Этот опыт для нас постоянный. Во многих наших проектах участвуют зарубежные коллеги, за что мы им очень признательны. Например, перед стартом этого сезона у нас состоялась онлайн-конференция «Искусство после». В ней принимали участие и иностранные спикеры, например, Пол Браун. В прошлом году у нас было до 30 зарубежных участников из разных стран. Может быть, нам надо быть более активными в этом направлении, но мы над этим работаем.

Персональные вопросы:


- Расскажите о себе? Как Вы пришли в этот проект? Связывало ли Вас что-то с креативными индустриями до проекта?


- Я всегда ощущал себя творческим человеком, и мне это очень часто помогало. И даже несмотря на мой богатый опыт работы в системе, у меня тоже есть определенный бэкграунд. Я начинал с того, что создавал и возглавлял большое количество организаций и руководил творческими процессами в вузе. Работал в университетах, преподавал. До «Тавриды» я поработал региональным чиновником от молодежи и занимался большими федеральными проектами. А в какой-то период моей жизни мне предложили стать проектным менеджером на форуме «Таврида», и это превратилось в отдельную жизнь. С тех пор я ничем больше не занимаюсь.


- Какое у Вас образование?


- Образование у меня многопрофильное. Здесь я тоже прошел все ступени. Первое высшее образование я получил в регионе, магистратуру я закончил уже в Москве. Но главное, что я понял и что для меня важно: помимо основных общественных структур, главные институты в нашей жизни – это люди. То количество талантливых, интересных и вдохновляющих людей, которых я встретил, меня меняло и меняет до сих пор. Я благодарен судьбе и жизни именно за это. Очень важно, чтобы в жизни были такие люди. И это необязательно руководители или наставники. У нас в команде много классных фактурных ребят, которые знают и умеют то, с чем я незнаком. Например, антишколу современного визуального искусства мы делали с Асей Баскаевой, и мне есть, чему у нее учиться. И я это делаю с удовольствием.


- Что «Таврида» значит в Вашей профессиональной и личной жизни?


- Сегодня проект занимает в моей жизни доминирующее положение. «Таврида» – жизнь, жизнь – «Таврида». Проект, безусловно, отнимает много времени и сил, но он многое и дает – знания, возможности общения с теми людьми, о которых я говорил. Развиваясь, он развивает меня. Он не стоит на месте. И в этой динамике сложно осознать, до какой степени он на тебя влияет. Для меня это важно. Я бы хотел, чтобы этот проект точно получился таким, каким мы его задумали, в чем нам активно помогает государство. Чтобы все свершилось и реализовалось.


- А где Вы видите для себя эту точку, когда можно было бы сказать, что проект точно состоялся?


- Неважно, буду ли я в проекте или меня не будет. Но ключевым фактором является безусловное восприятие «Тавриды» всеми творцами как места, куда необходимо стремиться. За возможностями, за самореализацией. Причем мне бы хотелось, чтобы это распространялось не только на нашу страну. Чтобы «Таврида» была местом, интересным с точки зрения мира, с точки зрения любви и с точки зрения искусства.


- Какое Ваше видение правильного городского благоустройства и развития общества? Какая для Вас идеальная модель общественной жизни?


- Мне кажется, что здесь важно мотивировать людей жить в тех прекрасных местах, которые есть на карте нашей страны. Развиваться и развивать вокруг себя среду, потому что наша страна великолепна и с точки зрения рекреационных возможностей, и с точки зрения условий, и «гения места». Этот «гений» надо постараться раскрыть в каждом регионе. Поэтому и важна спайка и взаимодействие – творцов и бизнеса, менеджмента и региональных властей. Вот, например, весь наш проект – это команда совершенно разных людей, объединенных общей целью. Команда единомышленников. У нас как-то так выстроены процессы, что те, кто не разделяет наших целей, сами отваливаются. Есть много людей в команде, выросших из участников. Они наши самые главные носители ценностей, культуры и атмосферы в целом.


- Чувствуете ли Вы свою личную социальную ответственность как руководитель арт-кластера «Таврида»?


Я бы разделил этот вопрос на две части. У меня есть одна хорошая знакомая, она великолепная художница. Я для себя трактую, что у нее руки, которые Бог наделил волшебным свойством. И через них она передает все это. Как-то я шел с ней по городу, и мы переходили дорогу. Я взял ее за руку, чтобы пройти опасный участок. И я понимаю, что я держу эту самую руку и если нажму на нее посильнее, то там могут произойти какие-то изменения и она не сможет передавать все так, как должна. В работе с творческими людьми все очень тонко, и к этому надо относиться максимально аккуратно – в этом я чувствую ответственность. И мы стараемся на «Тавриде» работать именно так – входить в положение, понимать, помогать и, главное, не передавить. Вторая часть моего ответа: мне бы очень хотелось, чтобы мы, вдохновляя здесь ребят, не обманули их надежды. Мне хотелось бы, чтобы те, кто достоин, развивались. Чтобы этому способствовали власти в регионах. Мне в целом хотелось бы, чтобы эти ребята оставались там, в своих регионах, и развивали у себя на местах такую же среду. Потому что в России много замечательных и прекрасных субъектов – их надо совершенствовать. Есть мировые тренды и тенденции по появлению мегаполисов нового типа, и мне бы хотелось, чтобы таких мегаполисов было больше на территории нашей страны.


- Что лично для Вас искусство?


- Вы задали действительно сложный вопрос, если на него отвечать нешаблонно, если не использовать каких-то общепринятых терминов. Если задуматься по-настоящему, то искусство – это, наверное, все. Все – это искусство. От искусства любить до искусства заниматься профессионально каким-то делом. Искусство – это самосовершенствование, это движение вперед, новый взгляд с привязкой к предыдущему опыту. Искусство – это безусловный мир. Очень большой и многогранный.


- Искусство для большинства людей – это отдых, отвлечение, перезагрузка. Вот Вы находитесь в эпицентре искусства как организатор, успеваете ли созерцать и углубляться в искусство, которое рождается здесь? Уделяете ли Вы какому-то направлению больше личного времени?


- Если бы я заполнял какой-то профиль в социальных сетях, то я написал бы, что люблю читать, посещать музеи, галереи, театры и кинотеатры. Но на все это у меня не хватает большого количества времени. Сейчас иногда у меня приходит понимание, что я получаю такое же удовольствие от того, что сделала наша команда. Например, недавно я прихожу на съемочную площадку знакомого режиссера, а со мной здороваются какие-то люди. Оказалось, что это наши участники, которые во время антишколы познакомились с продакшен-компанией и теперь там работают. Еще один пример: я недавно узнал, что работы Наташи Гудович сейчас активно продаются в России и за рубежом. И это самое большое наслаждение – знать, что мы действительно кому-то помогаем.



Все фотографии предоставлены пресс-службой "Тавриды".

Интервьюер: Элен Рожнова

0 комментариев
bottom of page