Сегодня ярмарка современного искусства «Cosmoscow» открывает свои двери для публики уже в третий раз. В этом году в мероприятии принимают участие 34 галереи: среди них есть как российские, так и зарубежные участники.«Cosmoscow» – это событие, которое является результатом сотрудничества художников, галерей, коллекционеров, спонсоров, благотворительных организаций и аукционных домов. Чтобы лучше разобраться в современном искусстве, задачах выставки, целях и мечтах организаторов, мы поговорили с Ольгой Ващилиной, коллекционером и куратором частных коллекций.
Это уже третья выставка «Cosmoscow». Какой опыт был вынесен из проведения первых двух? Было ли что-то заимствовано или наоборот, не стали повторять? Уже третий раз проходит выставка и каждый раз она лучше во многом: и организационные моменты, и площадка, и подход, архитектура. Это очень серьезный масштаб ответственности за качество, за проведение, за выбор партнеров. Мне кажется, что это серьезная скорость по улучшению уровня. Это потрясающий проект, которых в России настолько мало, что люди просто не знают, куда идти, где покупать искусство и как с ним общаться. Касательно момента возвращения к участию иностранных галерей. Является ли это доказательством того, что искусство и политика не связаны? Это точно. Искусство не связано с политикой. Это не тот уровень. Я считаю, что политика и искусство – на разных уровнях. У политиков другие задачи. Искусство живет своей жизнью, и здесь нет никакой политики. Есть ли заглавная тема в выставках каждого года? Нет, тема не определяется. Если говорить о галереях, то это они сами прописывают свою программу и делают все на свой вкус и взгляд. Как вы видите ярмарку в будущем? Мечта, конечно, чтобы увеличивалась посещаемость из года в год: желательно, в два-три раза. Хочется, чтобы было побольше некоммерческих параллельных проектов для детей. Чтобы подключались музеи и делали параллельные выставки, потому что делать проект, как «Collector’s eye» без музейных вещей сложно. Мечта, чтобы музеи помогали в плане сотрудничества и не боялись предоставлять свои шедевры на несколько дней для «Cosmoscow». Ну и, конечно, хочется привлечения правительства, в плане понимания важности проекта. Потому что, даже если человек придет и купит здесь не картину, а книгу по искусству, то это уже победа. Купив в этом году книгу и прочитав об искусстве, в следующем году он уже может купить картину. Этот проект должен стать важным и для города, и для страны. Хочется надеяться на то, что в следующем году у нас уже будет поддержка на федеральном уровне. Посещение выставки мэром или министром культуры – задачи для последующих лет. Хочется услышать слова понимания, благодарности и поддержки таких проектов. Вы говорили, что в выставке «Глазами коллекционера» показана культура, которую хочется возродить. Нужно ли потерять свою культуру для того, чтобы она пережила свое возрождение? Да, я думаю, так всегда: когда теряешь – плачешь. Я думаю, что у наших родителей и поколения 60-70-х был доступ к литературе, к музыке, к спорту, но не было возможности познать современную на тот момент живопись так, как это возможно сейчас. Этой выставкой я бы хотела сказать о том, что сегодня мы можем не делать таких ошибок. Давайте читать, любить искусство, театр, музыку и кино. Этот личностный капитал строится на знаниях, на вкусе и любви к прекрасному. Что бы вы посоветовали человеку, который впервые посещает выставку современного искусства и впервые входит в этот мир? Я бы посоветовала наблюдать, потому что первая реакция всегда – эмоция, а это не всегда правильное решение. В искусстве нужно давать волю эмоциям тогда, когда уже есть знания. Если человек пришел первый раз на выставку, то ему нужно все изучить, понять, что нравится: фигуратив или фотография, графика или живопись. Только тогда можно возжелать купить произведение искусства. Когда мы решаем покупать, нами управляет эмоция, но мой совет – опираться на знания в искусстве. Поэтому надо читать книги, журналы об искусства и смотреть, смотреть и еще раз смотреть.