top of page

Вновь обретённый Мурильо возвращается в Прадо


Картина, обнаруженная в Великобритании, будет выставлена в главном музее Мадрида до 17 января, после чего будет возвращена в госпиталь Венераблес в Севилье. Мигель Сугаса, директор музея Прадо, и Аннабель Морильо, генеральный директор Фонда Фокус-Абенгоа, а также главный хранитель музейной коллекции Мурильо Хавьер Портус и ответственная за реставрацию картины Мария Альварес представили в этот четверг картину "Кающийся святой Петр" ("San pietro pentiente de los Venerables") в семнадцатом зале здания Виллануэва. Произведение, написанное по заказу каноника Хустино де Неве и затем переданное им в 1685 году в собственность госпиталя Венераблес, будет временно (с 11 сентября по 17 января) экспонироваться в музее Прадо вместе с другими картинами севильского художника, а затем окончательно вернётся в госпиталь, являющийся сейчас штаб-квартирой фонда Абенгоа. "Кающийся святой Петр" был собственностью Хустино де Неве, покровителя Мурильо, образованного и тонко чувствующего красоту человека, личности которого музей Прадо посвятил выставку, проходившую три года назад. В своём завещании Неве передал картину госпиталю Венераблес. В алтаре барочной церкви госпиталя сохранилось ретабло, датируемое примерно 1701 годом, и картина Мурильо была помещена в одно из его полей. В начале XIX века, во время Войны за независимость, она была похищена из церкви маршалом Солтом и находилась в его коллекции вплоть до его смерти в 1851 году. С этого времени шедевр Мурильо переходил из одной частной коллекции в другую.

В 1976 году картина, считавшаяся пропавшей без вести, была обнаружена в Сассексе, в коллекции англичанина Чарльза Таунсенда. В 2005 году она вновь сменила владельца и переехала - на этот раз на остров Мэн. Именно там её заметил искусствовед Габриэле Финальди, добившийся у владельца разрешения отвезти полотно в Прадо на выставку, посвящённую Хустино де Неве. После этого, во многом благодаря инициативе Аннабель Морильо, главы благотворительного Фонда Фокус-Абенгоа, картина была выкуплена, чтобы вновь занять своё законное место в Севилье. Стилистика и композиция "Кающегося святого Петра" Мурильо во многом отталкивается от картин Риберы на аналогичный сюжет: сложив руки в молитвенном жесте, он устремляет свой взор в небо. Сцены из жития святого Петра пользовались большой популярностью в Испании во время "Золотого века"- особенно любимы были темы его отречения и раскаяния.

Когда картина, ныне находящаяся в собственности корпорации Абенгоа, была привезена в Прадо, её состояние было в целом удовлетворительным, однако реставраторы музея отмечали, что она была слишком тёмной, её краски - потухшими, а глубокий задний план не просматривался вовсе. Слои лака и остатки старых реставраций мешали рассмотреть фон, на котором происходит основное действие. Поэтому, несмотря на хорошую, казалось бы, сохранность, картина не могла заиграть всеми красками и показать всю свою глубину. Реставраторами Прадо с ювелирной тонкостью были проведены работы по удалению остатков позднейших поновлений, восстановлению и укреплению изначального красочного слоя. Теперь, благодаря этому, мы можем насладиться виртуозной живописью Мурильо на картине, созданной в самом расцвете зрелого периода его творчества.

0 комментариев
bottom of page